Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
СТВ
СТВ
4 января 1992 года  в Санкт-Петербурге зарегистрирована независимая кинокомпания СТВ. С ее появлением начинается история частного кинопроизводства в России. Одна из самых успешных российских кинокомпаний 1990-х гг. создана Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и Алексеем Балабановым (четвертый учредитель - "Ленфильм"), как и большинство киностудий того времени, под конкретный проект. Григорьев, будущий продюсер "Кукол" на НТВ, поначалу предложил Сельянову совместную работу над этим, в скором будущем весьма популярным, телешоу. А затем - над французским документальным проектом об СССР. Несмотря на то что этот проект не состоялся - по причине молниеносного исчезновения объекта исследования, случай дал толчок появлению новой кинокомпании. Отсчет продюсерской биографии Сельянова можно вести с 1969 г., когда, в возрасте 14 лет, он нашел "финансирование", собрал творческую команду и организовал производство любительского фильма "Мистер Джон Ланкастер Пек". Сельянов начал с регистрации объединения режиссеров под названием "Кинопарк". Туда вошли авторы среднего поколения (еще вчера по старой советской традиции называемые "молодыми"), с именами которых в начале 1990-х гг. принято было связывать главные надежды на возрождение отечественного кино. Сельянов полагал, что "Кинопарк" станет своеобразной альтернативой косному, погрязшему в интригах и конфликтах СК и сможет стать базой для создания нового продюсерского центра - на основе профессиональной солидарности и общих профессиональных же интересов. Это был последний всплеск романтизма у прирожденного параллелщика и чокнутого синефила. На такие зыбкие материи, как "дружба", "общие идеи", "профессиональная солидарность", ставок он больше никогда не делал. Из десяти созванных единомышленников остался Алексей Балабанов. СТВ начала свою деятельность с короткометражки Батман (1994), снятой киноведами Мариной Дроздовой и Сашей Киселевым, и документальных Опытов о гражданской войне (1993) Петра Солдатенкова. Затем два года будет работать как студия одного фильма - Время печали еще не пришло (1995) Сельянова. На большее не хватает средств - многочисленные спонсоры эпохи кооперативного кино уже напрочь утратили интерес к столь рискованной сфере бизнеса, на государственное же финансирование рассчитывать не приходилось. Взлет СТВ придется на 1995-1997 гг., когда кинокомпания один за другим выпустит целую обойму фильмов, каждый из которых станет заметным событием, а некоторые откроют новую точку отсчета в истории российского кино. Изначальная профессиональная "двойственность" Сельянова (режиссер/продюсер) помогла открыть ему формулу эффективного кинопроизводства в тот момент, когда отечественный кинематограф находился на пути от режиссерского кино к продюсерскому. СТВ стало продюсерской студией в классическом понимании - таким же инструментом для создания кино, как пленка, камера и звукозаписывающая аппаратура. Не обладая собственными производственными мощностями и финансовыми средствами, СТВ принципиально отказалось от "поточного метода" и производит только "штучный товар". Превосходный результат, которого добился СТВ, во многом объясняется двумя факторами: во-первых, плодотворным альянсом продюсера Сельянова и режиссера Балабанова, во-вторых, натурой и характером самого Сельянова. СТВ не только выжило, но и стало ведущей негосударственной студией, благодаря уникальной совокупности его качеств - как профессиональных, так и человеческих. В эпоху упадка и кризиса, душевной и творческой депрессии его витальная энергия, помноженная на недюжинную трудоспособность и почти маниакальную целеустремленность, будет оценена по достоинству как сотрудниками, так и режиссерами, работающими под его патронатом. Впрочем, как и зрителями - причем самой широкой аудиторией: ведь основа стратегии СТВ - соединение "арт-хаусных" и "коммерческих" проектов. Расчетливый и хитроумный, умеющий "брать" деньги не только из рук государства (как большинство его коллег), но и из иных, самых разнообразных источников, он одним из первых в стране научится их "возвращать" и приумножать, и не ради собственного обогащения (как большинство его коллег), а для осуществления новых и новых проектов. Главным из которых будет сама Студия - в его идеальном представлении, независимая как в своих художественных экспериментах, так и в финансовом отношении. Научившись быть успешным бизнесменом, он останется романтиком-киноманом - а потому, крепко (хоть и потихоньку) освоив юридические, финансовые, производственные премудрости, ни на шаг не отступится от собственного первоначального замысла и интересы искусства никогда не поставит ниже иных - более "близлежащих" интересов. Возможно, именно потому, что дилемма "амбиции" - "деньги" раз и навсегда решена для него в пользу амбиций (не в копеечном смысле этого слова) - деньги к нему идут.
Сельянову удалось включить в свой послужной список и радикально авторские проекты (Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1995) и Мексиканская фантазия (1998) Олега Ковалова, Серебряные головы (1998) Евгения Юфита), и коммерческие хиты (Мама не горюй (1997), Брат-2 (2000)), и многообещающие дебютные фильмы, открывающие для российского кино новые имена (Александр Котт (Ехали два шофера, 2001), Сергей Бодров-младший (Сестры, 2001), Петр Точилин (Употребить до:, 1999), Петр Буслов (Бумер)) С 1999 г. Сельянов начнет продюсировать анимационные фильмы (Приключения в Изумрудном городе (1999-2000), Карлик Нос (2003)).
Столь успешное продвижение СТВ на российском рынке кинопроизводства будет во многом объясняться огромным количеством как бы "посторонних" для кинопроизводителя усилий. Фильм Операция "С Новым годом" (1996) СТВ положит начало созданию легального российского видеорынка - перед запуском фильма компания выставит на аукцион тендер на тиражирование с условием отпечатать не менее 100 тыс. кассет. Результат превзойдет все ожидания - тираж составит 550 тыс. Впервые в постсоветской России будет создан прецедент возврата средств от видеопроката. Этот опыт позволит запустить на собственные средства (финансирование из Госкино поступит на стадии постпродакшн) фильм Брат (1997), который станет настоящим триумфом кинокомпании. Картина докажет, что и в условиях дикого рынка малый бюджет может не только стать одним из главных средств художественной выразительности, но и принести прибыль. Собственно, с Брата начнется осознание "феномена СТВ". В 1997 г. при СТВ откроется Агентство по защите авторских прав "Рипост", которое начнет грамотную борьбу с видеопиратами. Агентство создаст прецедент, инициировав и выиграв судебный процесс против Ассоциации по управлению авторскими и смежными правами, возглавляемой Сергеем Прянишниковым, которая выдаст лицензию на тиражирование Особенностей национальной рыбалки (1998) еще до выхода фильма. В 2003 г. СТВ создаст собственное прокатное объединение "Наше кино", которое будет информировать прокатчиков о перспективных российских фильмах (способных собрать более 800 тыс долларов) и прокатывать картины. Объединение возникнет благодаря успешному прокату Бумера (2003), на примере которого станет ясно, что российский кинорынок приобретает устойчивые очертания. В том же году журнал "Эксперт" назовет Сельянова "единственным российским продюсером, чье имя стало показателем качества в сфере кинопроизводства".
Расширение сфер деятельности компании, наращивание объемов производства, обрастание необходимыми для полноценного функционирования инфраструктурными подразделениями (юридическая служба, пиар, прокат и т.д.), прицельная работа "на будущее" (дебюты) - в какой-то момент могло бы показаться, что Сельянов, его партнер Балабанов и их совместное детище СТВ будто просятся в предмет для исследования под названием "Как добиться успеха". Однако, начиная с 2000 г., студию начнут преследовать несчастья, воистину роковые. В 2000 г., в разгар съемок фильма Река (2002) Балабанова, съемочная группа попадет в автокатастрофу. Кинематографисты, постоянно сотрудничающие с СТВ, получат тяжелые травмы, погибнет молодая актриса, исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Балабанов не возобновит съемки, через год смонтирует часовую авторскую версию, озвучив ее собственным закадровым комментарием. Через два года, в сентябре 2002 г., едва начав съемки, в Северной Осетии под лавиной погибнет почти вся группа фильма Связной, возглавляемая режиссером Бодровым-младшим. Не говоря уже об огромных финансовых убытках, студия СТВ, ее основатели и сотрудники окажутся героями и участниками подлинных трагедий, которые могли бы не только разорить дотла, но и сломить волю сильнейшего из сильных.
Однако, несмотря на все малоутешительные прогнозы, студия выстоит. К концу 2004 г. под ее крылом будет производиться более десятка фильмов (чему могла бы позавидовать любая из крупных государственных студий). Судя по аннотациям, вывешенным в Интернете пиар-службой, стратегия СТВ останется неизменной: помимо беспроигрышных кассовых проектов, основанных на эксплуатации предыдущего успеха (Мама не горюй-2 Максима Пежемского и Бумер-2 Петра Буслова), здесь вновь работают отъявленные маргиналы-экспериментаторы (Прямохождение Юфита), беспроигрышные представители мэйнстрима (Перегон Александра Рогожкина, Монгол Сергея Бодрова-старшего), а также дебютанты (Контакт Андрея Новоселова, Ночной продавец Валерия Рожнова).
К началу нового века СТВ останется самым известным кинопроизводителем в России - три десятка картин получат более 70 наград на российских и международных фестивалях. Среди формулировок множества наград и премий, которыми отмечен продюсерский труд Сельянова, наиболее адекватной, вероятно, стоит признать формулировку "Золотого Овна"-2002: "за мужество в продвижении на российский экран национального кинематографа".

Фильмы на портале Профисинема.ру

Клипмейкер Клипмейкер 2022 Барбоскины Team Барбоскины Team 2022 Щелкунчик и волшебная флейта Щелкунчик и волшебная флейта 2022 Иван Царевич и Серый Волк 5 Иван Царевич и Серый Волк 5 2022 Балабанов. Колокольня. Реквием Балабанов. Колокольня. Реквием 2022 Ничья Ничья 2021 Кощей. Похититель невест Кощей. Похититель невест 2021 Ганзель, Гретель и Агентство Магии Ганзель, Гретель и Агентство Магии 2021 Своя война: шторм в пустыне Своя война: шторм в пустыне 2021 Купе номер шесть Купе номер шесть 2021 Три богатыря и конь на троне Три богатыря и конь на троне 2021 Барбоскины на даче Барбоскины на даче 2020 Конь Юлий и большие скачки Конь Юлий и большие скачки 2020 Бука. Мое любимое чудище Бука. Мое любимое чудище 2020 Вратарь галактики Вратарь галактики 2020 Конек-Горбунок Конек-Горбунок 2020 Отрыв Отрыв 2019 Иван Царевич и Серый Волк 4 Иван Царевич и Серый Волк 4 2019 Тайна печати дракона Тайна печати дракона 2019 Урфин Джюс возвращается Урфин Джюс возвращается 2019 Элефант Элефант 2019 Три минуты молчания Три минуты молчания 2019 Давай разведемся! Давай разведемся! 2019 Люби их всех Люби их всех 2019 О чём говорят мужчины. Продолжение О чём говорят мужчины. Продолжение 2018 Волки и овцы: Ход свиньей Волки и овцы: Ход свиньей 2018 Садко Садко 2018 Сердце мира Сердце мира 2018 История одного назначения История одного назначения 2018 Три богатыря и Наследница престола Три богатыря и Наследница престола 2018 Соната Соната 2018 Урфин Джюс и его деревянные солдаты Урфин Джюс и его деревянные солдаты 2017 Салют-7 Салют-7 2017 Три богатыря и Морской царь Три богатыря и Морской царь 2017 Напарник Напарник 2017 Скиф Скиф 2017 Аритмия Аритмия 2017 Три богатыря и принцесса Египта Три богатыря и принцесса Египта 2017 Волки и Овцы: Бе-е-езумное превращение Волки и Овцы: Бе-е-езумное превращение 2016 Иван Царевич и Серый Волк 3 Иван Царевич и Серый Волк 3 2016 Человек из будущего Человек из будущего 2016 Синдбад. Пираты семи штормов Синдбад. Пираты семи штормов 2016 Крепость: Щитом и мечом Крепость: Щитом и мечом 2015 Три богатыря: Ход конем Три богатыря: Ход конем 2015 Родина Родина 2015 Пионеры-герои Пионеры-герои 2015 Призрак Призрак 2015 Парень с нашего кладбища Парень с нашего кладбища 2015 Брат Дэян Брат Дэян 2015 Джунгли 2 Джунгли 2 2014 Околофутбола Околофутбола 2013 Я не вернусь Я не вернусь 2013 Ку! Кин-дза-дза Ку! Кин-дза-дза 2013 Диалоги Диалоги 2013 Иван Царевич и Серый волк 2 Иван Царевич и Серый волк 2 2013 Неправильные копы Неправильные копы 2013 Я тоже хочу Я тоже хочу 2012 Мастер и Маргарита Мастер и Маргарита 2012 Кококо Кококо 2012 Джунгли Джунгли 2012 Три богатыря на дальних берегах Три богатыря на дальних берегах 2012 Антон тут рядом Антон тут рядом 2012 Цыган Гожо Цыган Гожо 2011 Самка Самка 2011 Суперменеджер, или Мотыга судьбы Суперменеджер, или Мотыга судьбы 2011 Байконур Байконур 2011 Бабло Бабло 2011 Охотник Охотник 2011 Два богатыря Два богатыря 2011 Дочь Якудзы Дочь Якудзы 2010 Прячься! Прячься! 2010 Кочегар Кочегар 2010 Три богатыря и Шамаханская царица Три богатыря и Шамаханская царица 2010 Носферату. Ужас ночи Носферату. Ужас ночи 2010 Каменная башка Каменная башка 2008 Шультес Шультес 2008 Морфий Морфий 2008 Тюльпан Тюльпан 2008 Про Федота-стрельца, удалого молодца Про Федота-стрельца, удалого молодца 2008 Монгол Монгол 2007 Груз-200 Груз-200 2007 Кремень Кремень 2007 Нирвана Нирвана 2007 Бумер. Фильм второй Бумер. Фильм второй 2006 Жмурки Жмурки 2005 Бумер Бумер 2003 Брат 2 Брат 2 2000 Брат Брат 1997 Феникс Феникс Дышите свободно Дышите свободно

Дополнительные публикации

Реклама