Реклама
СТВ
4 января 1992 года в Санкт-Петербурге зарегистрирована независимая кинокомпания СТВ. С ее появлением начинается история частного кинопроизводства в России. Одна из самых успешных российских кинокомпаний 1990-х гг. создана Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и Алексеем Балабановым (четвертый учредитель - "Ленфильм"), как и большинство киностудий того времени, под конкретный проект. Григорьев, будущий продюсер "Кукол" на НТВ, поначалу предложил Сельянову совместную работу над этим, в скором будущем весьма популярным, телешоу. А затем - над французским документальным проектом об СССР. Несмотря на то что этот проект не состоялся - по причине молниеносного исчезновения объекта исследования, случай дал толчок появлению новой кинокомпании. Отсчет продюсерской биографии Сельянова можно вести с 1969 г., когда, в возрасте 14 лет, он нашел "финансирование", собрал творческую команду и организовал производство любительского фильма "Мистер Джон Ланкастер Пек". Сельянов начал с регистрации объединения режиссеров под названием "Кинопарк". Туда вошли авторы среднего поколения (еще вчера по старой советской традиции называемые "молодыми"), с именами которых в начале 1990-х гг. принято было связывать главные надежды на возрождение отечественного кино. Сельянов полагал, что "Кинопарк" станет своеобразной альтернативой косному, погрязшему в интригах и конфликтах СК и сможет стать базой для создания нового продюсерского центра - на основе профессиональной солидарности и общих профессиональных же интересов. Это был последний всплеск романтизма у прирожденного параллелщика и чокнутого синефила. На такие зыбкие материи, как "дружба", "общие идеи", "профессиональная солидарность", ставок он больше никогда не делал. Из десяти созванных единомышленников остался Алексей Балабанов. СТВ начала свою деятельность с короткометражки Батман (1994), снятой киноведами Мариной Дроздовой и Сашей Киселевым, и документальных Опытов о гражданской войне (1993) Петра Солдатенкова. Затем два года будет работать как студия одного фильма - Время печали еще не пришло (1995) Сельянова. На большее не хватает средств - многочисленные спонсоры эпохи кооперативного кино уже напрочь утратили интерес к столь рискованной сфере бизнеса, на государственное же финансирование рассчитывать не приходилось. Взлет СТВ придется на 1995-1997 гг., когда кинокомпания один за другим выпустит целую обойму фильмов, каждый из которых станет заметным событием, а некоторые откроют новую точку отсчета в истории российского кино. Изначальная профессиональная "двойственность" Сельянова (режиссер/продюсер) помогла открыть ему формулу эффективного кинопроизводства в тот момент, когда отечественный кинематограф находился на пути от режиссерского кино к продюсерскому. СТВ стало продюсерской студией в классическом понимании - таким же инструментом для создания кино, как пленка, камера и звукозаписывающая аппаратура. Не обладая собственными производственными мощностями и финансовыми средствами, СТВ принципиально отказалось от "поточного метода" и производит только "штучный товар". Превосходный результат, которого добился СТВ, во многом объясняется двумя факторами: во-первых, плодотворным альянсом продюсера Сельянова и режиссера Балабанова, во-вторых, натурой и характером самого Сельянова. СТВ не только выжило, но и стало ведущей негосударственной студией, благодаря уникальной совокупности его качеств - как профессиональных, так и человеческих. В эпоху упадка и кризиса, душевной и творческой депрессии его витальная энергия, помноженная на недюжинную трудоспособность и почти маниакальную целеустремленность, будет оценена по достоинству как сотрудниками, так и режиссерами, работающими под его патронатом. Впрочем, как и зрителями - причем самой широкой аудиторией: ведь основа стратегии СТВ - соединение "арт-хаусных" и "коммерческих" проектов. Расчетливый и хитроумный, умеющий "брать" деньги не только из рук государства (как большинство его коллег), но и из иных, самых разнообразных источников, он одним из первых в стране научится их "возвращать" и приумножать, и не ради собственного обогащения (как большинство его коллег), а для осуществления новых и новых проектов. Главным из которых будет сама Студия - в его идеальном представлении, независимая как в своих художественных экспериментах, так и в финансовом отношении. Научившись быть успешным бизнесменом, он останется романтиком-киноманом - а потому, крепко (хоть и потихоньку) освоив юридические, финансовые, производственные премудрости, ни на шаг не отступится от собственного первоначального замысла и интересы искусства никогда не поставит ниже иных - более "близлежащих" интересов. Возможно, именно потому, что дилемма "амбиции" - "деньги" раз и навсегда решена для него в пользу амбиций (не в копеечном смысле этого слова) - деньги к нему идут.
Сельянову удалось включить в свой послужной список и радикально авторские проекты (Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1995) и Мексиканская фантазия (1998) Олега Ковалова, Серебряные головы (1998) Евгения Юфита), и коммерческие хиты (Мама не горюй (1997), Брат-2 (2000)), и многообещающие дебютные фильмы, открывающие для российского кино новые имена (Александр Котт (Ехали два шофера, 2001), Сергей Бодров-младший (Сестры, 2001), Петр Точилин (Употребить до:, 1999), Петр Буслов (Бумер)) С 1999 г. Сельянов начнет продюсировать анимационные фильмы (Приключения в Изумрудном городе (1999-2000), Карлик Нос (2003)).
Столь успешное продвижение СТВ на российском рынке кинопроизводства будет во многом объясняться огромным количеством как бы "посторонних" для кинопроизводителя усилий. Фильм Операция "С Новым годом" (1996) СТВ положит начало созданию легального российского видеорынка - перед запуском фильма компания выставит на аукцион тендер на тиражирование с условием отпечатать не менее 100 тыс. кассет. Результат превзойдет все ожидания - тираж составит 550 тыс. Впервые в постсоветской России будет создан прецедент возврата средств от видеопроката. Этот опыт позволит запустить на собственные средства (финансирование из Госкино поступит на стадии постпродакшн) фильм Брат (1997), который станет настоящим триумфом кинокомпании. Картина докажет, что и в условиях дикого рынка малый бюджет может не только стать одним из главных средств художественной выразительности, но и принести прибыль. Собственно, с Брата начнется осознание "феномена СТВ". В 1997 г. при СТВ откроется Агентство по защите авторских прав "Рипост", которое начнет грамотную борьбу с видеопиратами. Агентство создаст прецедент, инициировав и выиграв судебный процесс против Ассоциации по управлению авторскими и смежными правами, возглавляемой Сергеем Прянишниковым, которая выдаст лицензию на тиражирование Особенностей национальной рыбалки (1998) еще до выхода фильма. В 2003 г. СТВ создаст собственное прокатное объединение "Наше кино", которое будет информировать прокатчиков о перспективных российских фильмах (способных собрать более 800 тыс долларов) и прокатывать картины. Объединение возникнет благодаря успешному прокату Бумера (2003), на примере которого станет ясно, что российский кинорынок приобретает устойчивые очертания. В том же году журнал "Эксперт" назовет Сельянова "единственным российским продюсером, чье имя стало показателем качества в сфере кинопроизводства".
Расширение сфер деятельности компании, наращивание объемов производства, обрастание необходимыми для полноценного функционирования инфраструктурными подразделениями (юридическая служба, пиар, прокат и т.д.), прицельная работа "на будущее" (дебюты) - в какой-то момент могло бы показаться, что Сельянов, его партнер Балабанов и их совместное детище СТВ будто просятся в предмет для исследования под названием "Как добиться успеха". Однако, начиная с 2000 г., студию начнут преследовать несчастья, воистину роковые. В 2000 г., в разгар съемок фильма Река (2002) Балабанова, съемочная группа попадет в автокатастрофу. Кинематографисты, постоянно сотрудничающие с СТВ, получат тяжелые травмы, погибнет молодая актриса, исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Балабанов не возобновит съемки, через год смонтирует часовую авторскую версию, озвучив ее собственным закадровым комментарием. Через два года, в сентябре 2002 г., едва начав съемки, в Северной Осетии под лавиной погибнет почти вся группа фильма Связной, возглавляемая режиссером Бодровым-младшим. Не говоря уже об огромных финансовых убытках, студия СТВ, ее основатели и сотрудники окажутся героями и участниками подлинных трагедий, которые могли бы не только разорить дотла, но и сломить волю сильнейшего из сильных.
Однако, несмотря на все малоутешительные прогнозы, студия выстоит. К концу 2004 г. под ее крылом будет производиться более десятка фильмов (чему могла бы позавидовать любая из крупных государственных студий). Судя по аннотациям, вывешенным в Интернете пиар-службой, стратегия СТВ останется неизменной: помимо беспроигрышных кассовых проектов, основанных на эксплуатации предыдущего успеха (Мама не горюй-2 Максима Пежемского и Бумер-2 Петра Буслова), здесь вновь работают отъявленные маргиналы-экспериментаторы (Прямохождение Юфита), беспроигрышные представители мэйнстрима (Перегон Александра Рогожкина, Монгол Сергея Бодрова-старшего), а также дебютанты (Контакт Андрея Новоселова, Ночной продавец Валерия Рожнова).
К началу нового века СТВ останется самым известным кинопроизводителем в России - три десятка картин получат более 70 наград на российских и международных фестивалях. Среди формулировок множества наград и премий, которыми отмечен продюсерский труд Сельянова, наиболее адекватной, вероятно, стоит признать формулировку "Золотого Овна"-2002: "за мужество в продвижении на российский экран национального кинематографа".
Сельянову удалось включить в свой послужной список и радикально авторские проекты (Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1995) и Мексиканская фантазия (1998) Олега Ковалова, Серебряные головы (1998) Евгения Юфита), и коммерческие хиты (Мама не горюй (1997), Брат-2 (2000)), и многообещающие дебютные фильмы, открывающие для российского кино новые имена (Александр Котт (Ехали два шофера, 2001), Сергей Бодров-младший (Сестры, 2001), Петр Точилин (Употребить до:, 1999), Петр Буслов (Бумер)) С 1999 г. Сельянов начнет продюсировать анимационные фильмы (Приключения в Изумрудном городе (1999-2000), Карлик Нос (2003)).
Столь успешное продвижение СТВ на российском рынке кинопроизводства будет во многом объясняться огромным количеством как бы "посторонних" для кинопроизводителя усилий. Фильм Операция "С Новым годом" (1996) СТВ положит начало созданию легального российского видеорынка - перед запуском фильма компания выставит на аукцион тендер на тиражирование с условием отпечатать не менее 100 тыс. кассет. Результат превзойдет все ожидания - тираж составит 550 тыс. Впервые в постсоветской России будет создан прецедент возврата средств от видеопроката. Этот опыт позволит запустить на собственные средства (финансирование из Госкино поступит на стадии постпродакшн) фильм Брат (1997), который станет настоящим триумфом кинокомпании. Картина докажет, что и в условиях дикого рынка малый бюджет может не только стать одним из главных средств художественной выразительности, но и принести прибыль. Собственно, с Брата начнется осознание "феномена СТВ". В 1997 г. при СТВ откроется Агентство по защите авторских прав "Рипост", которое начнет грамотную борьбу с видеопиратами. Агентство создаст прецедент, инициировав и выиграв судебный процесс против Ассоциации по управлению авторскими и смежными правами, возглавляемой Сергеем Прянишниковым, которая выдаст лицензию на тиражирование Особенностей национальной рыбалки (1998) еще до выхода фильма. В 2003 г. СТВ создаст собственное прокатное объединение "Наше кино", которое будет информировать прокатчиков о перспективных российских фильмах (способных собрать более 800 тыс долларов) и прокатывать картины. Объединение возникнет благодаря успешному прокату Бумера (2003), на примере которого станет ясно, что российский кинорынок приобретает устойчивые очертания. В том же году журнал "Эксперт" назовет Сельянова "единственным российским продюсером, чье имя стало показателем качества в сфере кинопроизводства".
Расширение сфер деятельности компании, наращивание объемов производства, обрастание необходимыми для полноценного функционирования инфраструктурными подразделениями (юридическая служба, пиар, прокат и т.д.), прицельная работа "на будущее" (дебюты) - в какой-то момент могло бы показаться, что Сельянов, его партнер Балабанов и их совместное детище СТВ будто просятся в предмет для исследования под названием "Как добиться успеха". Однако, начиная с 2000 г., студию начнут преследовать несчастья, воистину роковые. В 2000 г., в разгар съемок фильма Река (2002) Балабанова, съемочная группа попадет в автокатастрофу. Кинематографисты, постоянно сотрудничающие с СТВ, получат тяжелые травмы, погибнет молодая актриса, исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Балабанов не возобновит съемки, через год смонтирует часовую авторскую версию, озвучив ее собственным закадровым комментарием. Через два года, в сентябре 2002 г., едва начав съемки, в Северной Осетии под лавиной погибнет почти вся группа фильма Связной, возглавляемая режиссером Бодровым-младшим. Не говоря уже об огромных финансовых убытках, студия СТВ, ее основатели и сотрудники окажутся героями и участниками подлинных трагедий, которые могли бы не только разорить дотла, но и сломить волю сильнейшего из сильных.
Однако, несмотря на все малоутешительные прогнозы, студия выстоит. К концу 2004 г. под ее крылом будет производиться более десятка фильмов (чему могла бы позавидовать любая из крупных государственных студий). Судя по аннотациям, вывешенным в Интернете пиар-службой, стратегия СТВ останется неизменной: помимо беспроигрышных кассовых проектов, основанных на эксплуатации предыдущего успеха (Мама не горюй-2 Максима Пежемского и Бумер-2 Петра Буслова), здесь вновь работают отъявленные маргиналы-экспериментаторы (Прямохождение Юфита), беспроигрышные представители мэйнстрима (Перегон Александра Рогожкина, Монгол Сергея Бодрова-старшего), а также дебютанты (Контакт Андрея Новоселова, Ночной продавец Валерия Рожнова).
К началу нового века СТВ останется самым известным кинопроизводителем в России - три десятка картин получат более 70 наград на российских и международных фестивалях. Среди формулировок множества наград и премий, которыми отмечен продюсерский труд Сельянова, наиболее адекватной, вероятно, стоит признать формулировку "Золотого Овна"-2002: "за мужество в продвижении на российский экран национального кинематографа".
Фильмы на портале Профисинема.ру
Девятая планета
2026
Финник 2
2025
Космическая собака Лида
2025
Горыныч
2025
Свинья и Мышь
2025
(Не)искусственный интеллект
2025
Маракуда
2025
Ганзель и Гретель. Миссия «Спящая красавица»
2025
Три богатыря. Ни дня без подвига 2
2025
Огниво
2024
Иван Царевич и Серый Волк 6
2024
Лунтик. Возвращение домой
2024
Три богатыря. Ни дня без подвига
2024
Снегирь
2023
По щучьему велению
2023
Царевны и Таинственная гостья
2023
Руслан и Людмила. Больше, чем сказка
2023
Три богатыря и Пуп земли
2023
Танцуй, селедка!
2023
Папа умер в субботу
2023
Клипмейкер
2022
Барбоскины Team
2022
Щелкунчик и волшебная флейта
2022
Иван Царевич и Серый Волк 5
2022
Балабанов. Колокольня. Реквием
2022
Клипмейкеры
2022
Один маленький ночной секрет
2022
Лили и море
2022
Снежная королева: Разморозка
2022
Кощей. Похититель невест
2021
Ганзель, Гретель и Агентство Магии
2021
Своя война: шторм в пустыне
2021
Купе номер шесть
2021
Ничья
2021
Три богатыря и конь на троне
2021
Бука. Мое любимое чудище
2020
Вратарь галактики
2020
Конек-Горбунок
2020
Конь Юлий и большие скачки
2020
Барбоскины на даче
2020
Тайна печати дракона
2019
Урфин Джюс возвращается
2019
Элефант
2019
Отрыв
2019
Давай разведемся!
2019
Люби их всех
2019
Иван Царевич и Серый Волк 4
2019
О чём говорят мужчины. Продолжение
2018
Волки и овцы: Ход свиньей
2018
Садко
2018
Сердце мира
2018
История одного назначения
2018
Три богатыря и Наследница престола
2018
Соната
2018
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
2017
Салют-7
2017
Три богатыря и Морской царь
2017
Напарник
2017
Скиф
2017
Аритмия
2017
Три богатыря и принцесса Египта
2017
Волки и Овцы: Бе-е-езумное превращение
2016
Иван Царевич и Серый Волк 3
2016
Человек из будущего
2016
Синдбад. Пираты семи штормов
2016
Крепость: Щитом и мечом
2015
Три богатыря: Ход конем
2015
Родина
2015
Пионеры-герои
2015
Призрак
2015
Парень с нашего кладбища
2015
Брат Дэян
2015
Джунгли 2
2014
Околофутбола
2013
Я не вернусь
2013
Ку! Кин-дза-дза
2013
Диалоги
2013
Иван Царевич и Серый волк 2
2013
Неправильные копы
2013
Мастер и Маргарита
2012
Кококо
2012
Джунгли
2012
Я тоже хочу
2012
Три богатыря на дальних берегах
2012
Антон тут рядом
2012
Цыган Гожо
2011
Самка
2011
Суперменеджер, или Мотыга судьбы
2011
Байконур
2011
Бабло
2011
Охотник
2011
Два богатыря
2011
Дочь Якудзы
2010
Прячься!
2010
Кочегар
2010
Три богатыря и Шамаханская царица
2010
Носферату. Ужас ночи
2010
Каменная башка
2008
Шультес
2008
Морфий
2008
Тюльпан
2008
Про Федота-стрельца, удалого молодца
2008
Монгол
2007
Груз-200
2007
Кремень
2007
Нирвана
2007
Бумер. Фильм второй
2006
Жмурки
2005
Бумер
2003
Брат 2
2000
Брат
1997
Феникс
Дышите свободно
Дополнительные публикации
5 ноября 2024
Итоги уикенда с 31 октября по 4 ноября: «Огниво» прожигает дорогу к миллиарду
2 ноября 2024
Министр культуры РФ сделала прогноз кассовых сборов в новогодние праздники
29 октября 2024
Итоги уикенда с 24 по 27 октября: «Огниво» зажигает прокат
28 октября 2024
28 октября — Международный день анимации
23 октября 2024
Золотой орел объявил лонг-лист по итогам 2024 года
22 октября 2024
Итоги уикенда с 17 по 20 октября: зрители выбирают «Руки Вверх!» и хорроры
22 октября 2024
Итоги Третьего фестиваля авторского кино КАРО.Арт в Москве
21 октября 2024
Дискуссия ПрофиСинема и КАРО.Арт «Киносмотрение»: как понять зрителя?
15 октября 2024
Итоги уикенда с 10 по 13 октября: «Руки Вверх!» и «Ужасающий» захватили прокат
14 октября 2024
Роман Артемьев: «В сиквеле фильма про Кощея нет однозначных злодеев»
Реклама