Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
2021 стал вторым годом отчаянных попыток киноиндустрии, как и всего человечества, приспособиться к новым условиям, продиктованным пандемией. Если в прошлом 2020 еще были иллюзии о быстром отступлении коронавируса и возвращении жизни в привычное русло, то сейчас все укрепились во мнении, что так, как раньше, уже не будет, и стоит научиться жить в существующем мире медицинских масок, социальной дистанции, QR-кодов и вечных споров о вакцинации, «уходе в онлайн» и возможности в десятый раз сдвигать дату одного и того же релиза.
Выжить любой ценой
В начале года в индустрии наблюдалось оживление: зрители стали понемногу возвращаться в кинотеатры, это вселяло надежду на скорое восстановление кинопроката после пандемии. Однако от месяца к месяцу количество громких релизов сокращалось, как и поток зрителей. Весной кассовые сборы многих ожидаемых фильмов были разочаровывающими, а летом «падение» продолжилось из-за ухудшения эпидемиологической обстановки и новых введенных ограничений. Очередной локдаун грянул в октябре-ноябре, а QR-коды для посещения кинотеатров в отдельных регионах стали обязательными, это сказалось не только в резком падении посещаемости, но и, как следствие, в снижении кассовых сборов.
Если в прошлом году российский кинопрокат долго раскачивался после весеннего локдауна, и к октябрю заработало только 85% кинотеатров в 70 регионах, то в этом году (по данным Невафильм Research) на 9 декабря 2021 года работа кинотеатров разрешена во всех регионах России, но с различными ограничениями: почти во всех регионах у совершеннолетних зрителей спрашивают QR-код о прохождении вакцинации или перенесенном заболевании, либо справку с отрицательным результатом ПЦР-теста, а заполняемость в большинстве залов РФ не должна превышать 50% (в отдельных областях, например, в Брянской и Калининградской – 70%). В Кабардино-Балкарской Республике ограничений по заполняемости нет, но обязателен QR-код. В Москве для муниципальных кинотеатров с заполняемостью более 500 человек стали обязательными QR-коды и заполняемость не более 50%.
«В начале года в кинопрокате царили отличные настроения, фильмы собирали кассу, а зрители возвращались в кинозалы. Но дальнейшее развитие событий показало, насколько хрупок наш мир и все может измениться в одну секунду. Из-за осеннего локдауна нам пришлось существенно перекроить график релизов. В целом, в последние два года все происходит настолько неожиданно и хаотично, что уже нельзя быть уверенными ни в чем, в том числе, как отработает в прокате тот или иной фильм. Например, мы делали большие ставки на приключенческую военную драму «Летчик», которая собрала в прокате много меньше ожидаемого», – говорит ПрофиСинема директор по кинопрокату Централ Партнершип Павел Верещагин.
Поток зрителей в четвертом квартале настолько сократился, что Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась в ноябре в правительство с просьбой рекомендовать руководителям регионов, где уже действуют QR-коды на посещение кинотеатров, отменить иные ограничения. Соответствующие письма направлены зампреду правительства Татьяне Голиковой и главе Роспотребнадзора Анне Поповой. В середине декабря стало известно, что Минкультуры РФ рекомендовало регионам при введении QR-кодов для посещения кинотеатров, снижать остальные ограничительные меры по посещаемости. Этот подход оправдан, так как пока кинотеатры излишне зарегулированы. Но каждый регион принимает решения на местах, исходя из эпидемиологической обстановки.
«Введение QR-кодов сильно сказалось на посещаемости кинотеатров, так как процент вакцинированных в стране очень низкий. Думаю, со временем ситуация поменяется, да и зрители привыкнут пользоваться QR-кодами. Конечно, ограничения в период пандемии необходимы, но есть и спорные моменты, например, запрет посещения кинотеатров детьми без сопровождения родителей (с QR-кодом). И все-таки, если говорить о главных причинах снижения посещаемости, то это все-таки не QR-коды, а отсутствие хорошего контента. Появление новых частей «Человека-паука» и «Матрицы» оживило прокат, но таких релизов в году было немного. Зритель стал более избирателен. Еще одна проблема — неготовность киноиндустрии к новым вызовам. Считаю, что ей предстоит трансформироваться в ближайшие годы: фильмы станут дешевле, а их количество вырастет. Кроме того, неизбежно поменяется формат проката», — прокомментировал ПрофиСинема ситуацию в прокате генеральный директор Якутской республиканской киносети Петр Чиряев.
О важности масштабных релизов говорил в интервью ПрофиСинема и генеральный директор компании Киноплан Анатолий Кузьменко, особенно отмечая конкуренцию кинопоказа с другими предложениями по проведению досуга: «Хорошая посещаемость напрямую зависит от хороших релизов. Крупных, масштабных премьер зрители всегда ждут и обязательно пойдут на них. Пандемия показала, что человеку все равно необходимо место социализации, новому образу жизни не удалось возобладать над душами людей. Потребление контента онлайн, конечно, увеличилось, но кинотеатры не опустели и продолжают работать. Сейчас обостряется конкуренция не между онлайн- и офлайн-кинотеатрами, а между офлайн-кинотеатрами и ресторанами, парками отдыха и другими местами проведения досуга».
Средняя цена билета в кино в этом году росла более высокими темпами и к концу года превысила 270 рублей. Кинотеатры попытались хотя бы на время компенсировать снижение посещаемости, однако дальнейшее повышение стоимости может отпугнуть зрителей. Не исключено, что после снятия ограничений цена на билеты опустится до прежнего уровня.
Отток зрителей из кинозалов и безденежье, казалось бы, должны были консолидировать всех участников кинопроката, но кризисная ситуация только обострила отношения между дистрибьюторами и кинопоказчиками.
«2021 год оказался сложнее, чем прошлый, хоть мы тогда и закрывались надолго из-за локдауна по всей стране. В этот раз правила игры изменились, точнее, мы их пытались придумывать на ходу – как выжить в условиях, когда нет репертуара, да и невозможно привлечь людей в кино из-за новых ограничений. Весь год мы балансировали на краю пропасти, требовалось включить холодный разум и математику, отключив эмоции. Поэтому год мы закончили с потерями в персонале, да и с большими финансовыми потерями, — рассказывает ПрофиСинема директор киноцентра Вавилон в Омске Борис Собко. — Но сильнее во всей этой ситуации расстраивает разобщенность в киносообществе. Нам, кинопоказчикам, постоянно приходится добиваться необходимой информации от прокатчиков, которые, в свою очередь, еще и пытаются диктовать условия – сколько сеансов и на какое время поставить на тот или иной фильм. Как оказалось, единого организма российского кинопроката вовсе не существует, а дистрибьюторы и кинопоказчики оказываются в разных окопах на «поле боевых действий», где каждый выживает как может, никто не заинтересован в общем успехе».
Что было можно, теперь будет нельзя
Следующий год для кинотеатров начнется в буквальном смысле «по-новому»: с 1 марта 2022 года в России начнут действовать новые правила по оказанию услуг кинозрителям. В правительстве объясняют, что старые правила не менялись четверть века и сильно устарели, а действие обновленных правил рассчитано до 1 марта 2028 года. Кинотеатры теперь будут обязаны сообщать зрителям заранее о продолжительности показа рекламы и трейлеров перед началом фильма. С этой информацией можно будет ознакомиться у касс вместе с данными о технических характеристиках залов (ширина экрана, формат звуковой системы и т.д.). Такие нововведения позволят аудитории планировать не только время прихода в зал, но и свое время после сеансов.
Главным на «повестке» этого года стало регулирование работы онлайн-кинотеатров, которые еще совсем недавно считались «территорией свободы», а сейчас, в связи с ростом аудитории и влияния на общественное мнение их заметили.
В начале 2021 года к административной ответственности за отсутствие социальной рекламы о вреде потребления табака были привлечены владельцы аудиовизуальных сервисов Кинопоиск, IVI, Megogo и Okko, штрафы для каждого юридического лица составили 100 тыс. рублей. Онлайн-кинотеатры не относят себя к вещателям и настаивали, что не обязаны соблюдать нормы для вещателей и организаторов демонстраций. Но подобные доводы оказались недостаточно убедительными для суда, и онлайн-кинотеатрам все же придется выплачивать штрафы.
В октябре Роскомнадзор, предложил запретить контент с нецензурной лексикой, а в начале ноября – ужесточить правила по показу «сексуальных девиаций и нетрадиционных сексуальных отношений». Законопроект о запрете показа кинофильмов со сценами насилия и гомосексуальных отношений должны внести в Госдуму уже в весеннюю сессию. Причем, как ни странно, по данным ВЦИОМ, более половины россиян (57%) согласны с мнением, что показ фильмов и сериалов со сценами сексуальных отклонений и гомосексуальных отношений следует запретить, в том числе в онлайн-кинотеатрах. Стоит отметить, что среди граждан старшего поколения этот процент еще выше – 64-65%.
Отдельные онлайн-кинотеатры идут на опережение и, чтобы избежать возможных судебных исков в будущем, уже сейчас начинают подготовку к оборонительным действиям. В частности, сервис Megogo решил запустить программу-робота для анализа собственной библиотеки контента на предмет наличия мата, сцен курения, секса и употребления алкоголя.
Единственный рабочий инструмент в борьбе с интернет-пиратством – антипиратский меморандум 2018 года – претерпел серьезные изменения. До конца этого года интернет-компании и правообладатели договорились подписать новую версию антипиратского меморандума. Документ обяжет интернет-компании удалять из поисковой выдачи не только страницы с пиратским контентом, но и целые сайты, если на их доменах окажется более ста ссылок, включенных в соответствующий реестр. Срок действия меморандума составит три года, поэтому о принятии нового антипиратского закона речи пока не идет.
Поворотное время для стриминговых сервисов: борьба не только за подписчиков, но и за идеи
Нескончаемая пандемия, повлиявшая на многие процессы в киноиндустрии, стимулировала развитие рынка онлайн-кинотеатров. Об этом мы подробно рассказали в итоговой статье прошлого года. На фоне изменения потребительского поведения зрителей, многие из которых предпочли походу в кинотеатр просмотр фильма дома на диване, бурное развитие получили онлайн-платформы, борющиеся друг с другом за внимание аудитории. Для достижения этой цели стриминговым сервисам зачастую не хватает нетривиальных идей и оригинального контента. Об этом шла речь на public talk с топ-менеджерами главных российских онлайн-сервисов в рамках деловой программы 32 Кинотавра. На нашем рынке такое количество онлайн-платформ избыточно, поэтому постоянно идет борьба не только за опытных авторов и интересные истории, но и за режиссеров и актеров, которые должны воплотить эти сценарии на экране.
Многих авторов к тому же переманивают иностранные игроки, с ними отечественные стриминговые сервисы – будем честны! – пока не способны конкурировать. «Главная проблема такова, что Netflix, Apple и другие покупают наших производителей, чтобы они делали для них контент, который будет покорять нашу страну», – отметил Джаник Файзиев.
В числе стриминговых сервисов то происходят пополнения, то их ряды редеют, например, видеосервис Tvzavr не смог выдержать конкуренции и прекратил свою работу в июне. Год от года меняется и состав лидеров. Сейчас в первой пятерке сервис IVI (1 место), его доля на рынке составляет 29%, Кинопоиск (2 место), занявший 16% рынка, Okko с 15% (3 место), Megogo с 7,4% (4 место), Амедиатека и Start делят пятое место (6,8%).
Наметились и иные «тектонические движения». На горизонте замаячил новый медиахолдинг – Сбер, который на данный момент обладает иными структурными признаками, нежели уже состоявшийся холдинг Газпрома. Гипотетически эти формирования отражают два типа организации киноиндустрии, свойственных «традиционной» эпохе проката и наступившей «новой реальности». Эти различия в структуре Сбера и Газпрома отражаются и в рейтинге отечественных стримингов: Okko, входящий в экосистему Сбера, занимает третье место по выручке среди российских платформ, а Premier (Газпром) оказался далеко позади.
К слову, тип взаимодействия Сбера и Газпрома с продакшн-компаниями тоже различается: у Газпрома есть ряд студий, непосредственно входящих в его холдинг, а Сбер, в основном, заключает с независимыми игроками рынка договоры на совместное производство контента и так называемые first-look-deal. Различие состоит и в том, что Сбер на данный момент не претендует на долю рынка традиционного кинопроката, где прочно обосновались структуры Газпром-медиа, у которого есть собственные прокатчики с разделением компетенций: ЦПШ отвечает за массовое кино, Белые ночи – за авторское. Причем новые реалии заставляют эти организации постоянно под них подстраиваться: на прошедшем весной форуме Российский кинобизнес гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин отметил, что его компания склоняется к продвижению малобюджетных картин по принципу «интернет-международка-ТВ».
Кинематограф «на местах»
Развитие регионального кинематографа – одна из самых частых тем деловых программ индустриальных мероприятий этого года. Еще десятилетие назад центрами кинематографии были только Москва и Санкт-Петербург. А сейчас фильмы активно производят в разных уголках нашей страны. И не только снимают, но и показывают на больших экранах. Стоит оговориться, что у региональных фильмов в основном ограниченный прокат. Исключения есть: например, якутская драма «Пугало» Дмитрия Давыдова. Фильм-победитель Кинотавра прошлого года вышел в средний прокат. Все кассовые победы ограниченного проката этого года принадлежат прежде всего якутским картинам, которые не первый год пробиваются на федеральный уровень.
«В Республике Саха в этом году вышло в прокат 12 новых картин якутских кинематографистов, и мы побили рекорд по сборам якутского кино. Ранее рекорд был в допандемийном 2019 году, когда на экраны вышло 6 новых якутских фильмов, сумма сборов тогда достигла 44 млн рублей, а в 2021 году фильмы собрали более 60 млн рублей. Конечно, продюсеры не очень довольны валовым сбором, некоторые фильмы не оправдали ожиданий, средние сборы на одну картину упали», – рассказывает ПрофиСинема о ситуации с прокатом якутского кино в Республике Саха генеральный директор Якутской республиканской киносети Петр Чиряев.
Несмотря на то, что громких кассовых успехов у местного кино в прокате на федеральном уровне пока нет, они хорошо работают в своих регионах. На расширение географии регионального кино и увеличение его аудитории направлена деятельность новых мероприятий. Например, Межрегиональной кинопремии Алтын тәлинкә / Золотая тарелка, поощряющей молодые таланты со всей России. В этом году премия проводится во второй раз, и в лонг-лист вошли фильмы из 17 регионов, включая Мурманскую, Свердловскую и Самарскую области, Республики Саха, Хакасия, Татарстан и другие. Общий призовой фонд составляет 2,8 млн рублей.
Региональное кино должно отличаться самобытным стилем и местным колоритом – обязательное условие федерального конкурса кинодебютов Региональное кино России, художественным руководителем которого стал Александр Николаевич Сокуров. Прием заявок на конкурс в конце этого года объявлен в третий раз. Проект-победитель определится уже в следующем году и будет реализован при полной профессиональной поддержке Фонда.
Развитию кинематографа в регионах способствуют также работа кинокомиссий и программа рибейтов. И если в прошлом году программа рибейтов, запущенная в 2019, полноценно так и не заработала в связи с пандемией, затормозившей процесс, то в 2021 уже можно говорить о конкретных цифрах. В Ленинградской области из местного бюджета деньги получили восемь продакшен-организаций, между которыми распределили 16 млн рублей, в Мурманской области общая сумма выплат составила 8,5 млн рублей (6 проектов), а в Пермском крае субсидии (около 22 млн рублей) из местного бюджета получили четыре кинокомпании, в том числе Документальный дом Первое кино на драму Евгения Григорьева «Подельники», которая вошла в основной конкурс Кинотавра.
До сих пор регионы России продолжают присоединяться к программе рибейтов – в июне 2021 подключилась Республика Крым. Также создаются и новые кинокомиссии на местах – в декабре Красноярский край официально стал 18 участником проекта Кино России, который реализуется силами АПКиТ совместно с АСИ и при поддержке Министерства культуры РФ уже более пяти лет. Работу комиссии в Красноярском крае будет обеспечивать отдел содействия организации киносъемок на базе КГБУК «Енисей кино», ориентировочно с 2023 года на территории края начнет действовать и система рибейтов для кинокомпаний.
Однако, стоит отметить, что развитие региональных центров производства происходит неравномерно – какие-то регионы более «продвинуты», такие как Татарстан, Калининградская область, а другие сильно отстают, но тем не менее стремятся к формированию необходимой инфраструктуры. Об этом шла речь на одной из конференций Санкт-Петербургского международного контент-форума. Главный вывод этой дискуссии – регионам необходимо обратить внимание на подготовку технических киноспециалистов, наличие которых становится дополнительным аргументом в выборе продюсерами места для съемок фильмов и сериалов.
«Кина не будет – электричество кончилось»
Естественный спад кинопроизводства произошел из-за коронавируса и сопутствующего локдауна. Съемки некоторых картин пришлось отложить, но многие группы уже приспособились работать с ограничениями в условиях пандемии. Другой — и главной — причиной «торможения» съемок оказалось отсутствие финансирования. Распределение средств от Фонда кино и Минкультуры в этом году прошло очень поздно.
Съемки съемками, а выход в прокат никто не отменял. В этом году из новогодней битвы выбыли «Елки 8». Четыре крупнейшие кинотеатральные сети (Синема Парк, Формула кино, Киномакс, Каро и Синема Стар) отказались брать в репертуар картину, так как при релизе 16 декабря она должна была спустя две недели (30 декабря) выйти на онлайн-платформе ivi, выступившей в качестве ее сопродюсера. В результате новогодняя комедия собрала в дебютную неделю немногим больше 20 млн рублей, что значительно слабее предыдущей части серии (в конце 2019 года «Елки Последние» стартовали с 192 млн рублей). Сети настаивают на минимальной продолжительности эксклюзивного кинотеатрального проката в шесть недель.
Прокатное окно стало главной темой на public talk на тему «Online\Offline. Конкуренция. Взаимодействие» в рамках деловой программы Второго Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес. Тогда представители онлайн-платформ, кинотеатров, продюсеров и дистрибьюторов спорили, каким должно быть окно между релизом на большом экране и онлайн-премьерой и, конечно же, не пришли к единому мнению. Кинопоказчики настаивают на нескольких месяцах (минимум 6 недель), не желая становиться «рекламным агентом онлайн-кинотеатра» и терять потенциальную выручку; а представители онлайн-платформ говорят о сроках в 2-3 недели.
В России и за рубежом уже были прецеденты с изменением длительности прокатных окон, как правило не в пользу кинотеатров. А, например, эксперименты с одновременным релизом фильмов онлайн и офлайн вовсе не стали успешными. Компания Warner Bros. уже пыталась выпускать фильмы в смешанном формате, а затем, чтобы избежать всеобщего гнева, «забрала свои слова обратно». На презентации кинопрокатной компании UPI Russia в рамках форума Российский кинобизнес генеральный директор Вадим Иванов подтвердил, что Warner Bros. отказалась от гибридной модели выпуска фильмов в прокат.
Фестивали: форматы проведения, участники, лауреаты
Новую реальность с огромным числом запретов и ограничений приняли далеко не все, но всем приходится приспосабливаться к новым условиям. График многих киномероприятий во всем мире был адаптирован к пандемической ситуации. Формат кинофестивалей и кинорынков из традиционного офлайна трансформировался в гибридный, а кто-то предпочел и вовсе полностью уйти в онлайн, но кто-то остался верен живому формату.
В России как раз больше придерживались последнего варианта: мероприятия проводили либо офлайн (даже если в ограниченном формате), либо их отменяли совсем. Онлайн прошел только международный рынок контента Key Buyers Event 2021: digital в июне. А все остальные киносмотры и кинорынки состоялись офлайн вопреки коронавирусу: Московский международный кинофестиваль в апреле, Кинотавр в сентябре, форум Российский кинобизнес в апреле и декабре, Санкт-Петербургский международный Контент Форум в сентябре и т.д.
Этот год запомнился и тем, что российские ленты стали участниками и лауреатами престижных международных кинофестивалей, и не только в Европе, но и на других континентах. В этом году в программах крупнейших международных фестивалей участвовало более двадцати российских фильмов. Победы некоторых из них стоит упомянуть отдельно.
В основной конкурс 74 Международного Каннского кинофестиваля вошла лента Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», а также финская драма Юхо Куосманена «Купе номер шесть», созданная в копродукции с Россией и снятая на русском языке. Картина Куосманена с Юрой Борисовым в главной роли получила Гран-при Каннского кинофестиваля, а затем стала претендентом на получение Золотого глобуса, а также на попадание в номинацию Оскара как Лучший международный фильм.
Две российские ленты приняли участие в секции Особый взгляд Каннского кинофестиваля – «Дело» Алексея Германа младшего и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Вторая режиссерская работа Коваленко получила в итоге Гран-при конкурса. Позднее фильм вошел в программу Современное мировое кино кинофестиваля в Торонто, а также удостоился приза Европейской киноакадемии в номинации Лучший монтаж.
В основном конкурсе 78 Венецианского кинофестиваля приняла участие новая работа Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». А в новую секцию фестиваля на острове Лидо – Горизонты Extra – вошла лента Владимира Битокова – «Мама, я дома».
В секции Forum и Berlinale Shorts Берлинале этого года были включены фильмы «Дочь Рыбака» Юлдус Бахтиозиной и «Вадим на прогулке» Саши Свирского.
На 74 Международном кинофестивале в Локарно сразу два российских фильма были отмечены призами: Лучшей актрисой была признана Анастасия Красовская за роль в «Герде» Натальи Кудряшовой, также лента получила спецприз от Молодежного жюри; еще одну награду Молодежное жюри присудило «Медее» Александра Зельдовича.
Картина «Нуучча» якутского режиссера Владимира Мункуева получила Гран-при в секции «Восток-Запад» Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а главный приз в номинации «Новые режиссеры» 69 Международного кинофестиваля в городе Сан-Себастьян получил дебютный фильм Лены Ланских «Ничья».
Черная комедия Кирилла Соколова «Оторви и выбрось» попала в главную конкурсную программу Таллиннского кинофестиваля Темные ночи. Победу фильму принесла Софья Круглова, выигравшая в категории Лучшая актриса. Одиннадцатилетняя Софья стала самой молодой актрисой, удостоенной приза, в истории Темных ночей.
Якутский фильм «Ыт» Дмитрия Давыдова и Степана Бурнашева удостоился спецприза жюри 37 Варшавского международного кинофестиваля, а молодежное жюри FIPRESCI присудило награду драме Александра Ханта «Межсезонье».
Цензура как она есть, или «опасные» темы в кино
Цензура в России запрещена Конституцией, гарантирующей свободу слова. Однако в кино есть темы, которые лучше обходить стороной — секс, наркотики, нетрадиционные отношения, религия… Даже с маркировкой 18+ такие картины не всегда могут увидеть совершеннолетние российские зрители.
Иногда получение в Минкульте прокатного удостоверения превращается в забег с препятствиями, и добраться до финиша, увы, удается не всегда. В начале года Министерство культуры отказало в выдаче ПУ румынскому фильму «Неудачный трах, или Безумное порно» Раду Жуде, победившему на Берлинале, причиной отказа назвали «пропаганду порнографии». В итоге картину все же допустили к показу в кинотеатрах после того, как дистрибьютор Capella Film изменил название на «Безумное кино для взрослых». В сентябре Минкульт не выдал ПУ уже другому фильму этого же прокатчика — «Искушению» Пола Верховена, который вошел в основную программу Каннского кинофестиваля. Ведомство не разъяснило причины отказа, сославшись на подпункт «ж» пункта 18 правил выдачи удостоверений — «в иных определенных федеральными законами случаях» — однако позднее пояснило, что причина в «сцене провокационного содержания, которая расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».
Кинопроизводителям, поднимающим в своих проектах вопросы взаимоотношений церкви и общества, теперь бывает не лишним подстраховаться. Создатели комедии «Непослушник», которая выйдет в прокат в феврале следующего года, заранее провели закрытый показ фильма для пресс-службы РПЦ, а также для участников фестиваля православных СМИ «Вера и слово», зрители в итоге назвали ленту «миссионерской», тем самым «дав добро» дальнейшему продвижению картины. Фильм режиссера Владимира Котта, напомним, рассказывает про видеоблогера, на которого завели уголовное дело за оскорбление чувств верующих.
Снимать и шутить опасно не только на темы секса и религии, но и о сотрудниках правоохранительных органов. Комедийный сериал Бориса Хлебникова «Товарищ майор», премьера первой серии которого прошла на Кинотавре, должен был появиться на онлайн-платформе KION еще осенью, но так и не вышел. Проект, рассказывающий о сотрудниках ФСБ, которые работают под прикрытием и прослушивают оппозиционеров, все ждут теперь уже в следующем году. Будем надеяться.
Снимая фильмы на «опасные», провокационные темы, вряд ли можно надеяться на господдержку. Доказательством тому служат результаты прошедших в этом году питчингов. Финансирование в основном получают патриотические фильмы, про «духовные скрепы». Компания Старт Студио, занимающаяся производством фильма «Вызов», на питчинге проектов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства, запросила сумму в 400 млн рублей, тем самым фактически лишая другие проекты шансов на поддержку. В итоге проект про космос и как «русские опять всех обошли» получил финансирование на безвозвратной основе, а оставшиеся деньги получили еще только 4 национальных фильма иных организаций кинематографии, что сильно отличается от числа поддержанных в прошлом году фильмов — тогда деньги получили 25 картин.
***
В декабре на Совете по развитию отечественного кино с участием премьера Михаила Мишустина были приведены конкретные цифры: со следующего года согласовано дополнительное финансирование отечественного кино — 5,5 млрд рублей, из них 4 млрд получит Фонд кино, а 1,5 млрд рублей — Минкульт на поддержку авторского кино. Но и здесь, как известно, есть свои ограничения, о которых шла речь в нашем материале ранее — чтобы претендовать на господдержку, кино, по признанию премьера, «должно абсолютно точно быть ответственным,… объединять общество на основе в том числе традиционных для нас ценностей; должно быть связано с любовью к Родине, к семье, со справедливостью, сохранением исторической правды. Это те самые ориентиры, которые мы будем ожидать от государственных вложений». Собственно, Мишустин и перечислил список тем, на которые сейчас можно снимать кино в России, ни больше, ни меньше.