Европейская обсерватория: рост слияний и поглощений вызван гонкой стримеров
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В материале речь пойдет об изменении в доходах различных сегментов рынка за период с 2016 по 2020 год, трансформации списка Топ-100 и SVOD-гонке.
Европейский Топ-100 показал устойчивость к пандемии
Доходы от продажи аудиовизуальных услуг 100 крупнейших медиакомпаний Европы выросли в 2020 году в сравнении с 2016 годом ненамного – всего на 7,7% с учетом инфляции (на конец 2020 года).
Как мы писали в прошлых материалах, совокупные доходы игроков традиционных сегментов рынка стагнировали, бизнес, полагающийся на рекламу, пострадал в большей степени. SVOD-сервисы (Netflix, Amazon, DAZN и другие), напротив, продемонстрировали рост выручки на 75% в период с 2016 по 2020 год.
Доходы европейских общественных вещательных компаний (PSB) снизилась за тот же период на 0,4% в реальном выражении, а их доля на рынке уменьшилась на 3% – до 31% в 2020 году. При этом рост доходов компаний из Топ-100 был обусловлен исключительно частным сектором (+12% за тот же период).
Доминирующее присутствие в Топ-100 крупных европейских медиагрупп оставалось неизменным в период с 2016 по 2020 год, при этом на долю 20 крупнейших игроков приходилось примерно 70% всех доходов Топ-100 (85% без учета общественных вещательных компаний).
Американские игроки увеличили свое присутствие на европейском аудиовизуальном рынке и повысили доходы на 3% – до 30% от доходов Топ-100 в 2020 году. Медиагруппы из США начинают уделять приоритетное внимание расширению и активно инвестируют в бизнес-модели, ориентированные непосредственно на потребителя (в основном, SVOD-платформы).
Компании из Топ-100 трансформируются на фоне «стриминговых войн» и пандемии
В период с 2016 по 2020 год 100 крупнейших аудиовизуальных компаний в Европе развивались на фоне консолидации и отчуждения активов, вызванных пандемией и ожесточенной борьбой в онлайн-сфере.
Производство большего количества премиального контента по конкурентоспособным ценам, мощная дистрибуционная политика, создание сильных конвергентных телекоммуникационных предложений или просто стремление к территориальной экспансии – вот лишь некоторые причины, ставшие основой горизонтальных перемещений игроков в рейтинге Топ-100 (приобретение голландского подразделения Sanoma компанией DPG Media Netherlands), вертикальных перемещений (приобретение CEME компанией PPF Group), шагов по расширению задач компании (сделка между компанией Vodafone и Liberty Global) или в целом рынка (приобретение Forthnet и Vivacom компанией United Group).
Некоторые компании переориентировали свою работу на другие направления. Например, MTG трансформировалась в глобальную компанию цифровых развлечений, а Kinnevik вернулась к своему основному телекоммуникационному бизнесу.
В Топ-100 в лидерах эклектичные игроки
В Топ-100, в основном, входят компании, которые активны в нескольких сегментах рынка. Однако в большинстве из них все-таки преобладает один – ведущий – вид деятельности.
Компании на самых высоких местах в рейтинге, как правило, также занимают сильные позиции по крайней мере в одном дополнительном виде деятельности. Для телевизионных компаний диверсификация в области ТВ-производства представляется обычной стратегией, вероятно, в ответ на угрозу все большего влияния SVOD-платформ.