Европейская обсерватория: государственные вещатели уступают частным
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. Десятый материал посвящен соотношению государственных и частных медиакомпаний на европейском рынке вещания, а также теме консолидации производителей телепроектов.
Государственные вещатели уступают частным конкурентам
Государственные вещатели конкурируют с международными корпорациями на неравных условиях — последние за счет своего масштаба показывают значительно большую выручку. Консолидация, происходящая в частном секторе, особенно среди SVOD-платформ, лишь увеличивает этот разрыв.
Между государственными и частными игроками растет финансовое неравенство
Несколько государственных вещателей входят в Топ-50 аудиовизуальных компаний мира, еще больше их присутствие в Топ-100 компаний, работающих в Европе. Однако, достойные позиции в рейтингах не могут скрыть факт, что бюджеты частных игроков гораздо больше, нежели у государственных. В то время как почти половина из сотни европейских компаний-лидеров являлись государственными, их доля в выручке по состоянию на 2020 год составляла порядка 35%. Финансовый разрыв между государственными и частными игроками еще более заметен в мировом топ-50, составленном, исходя из показателей оборота компаний. В него вошло шесть государственных организаций, при этом их доля в общей выручке составила всего 5%.
Снижение финансирования государственных игроков
В 2020 году финансирование государственного аудиовизуального сектора в Европе составляло порядка 36,43 млрд евро. Наибольшие средства выделялись немецким компаниям (9.47 млрд евро), а также британским (6.83 млрд), французским (4,42 млрд) и итальянским (2,51 млрд).
С 2019 по 2020 годы выручка государственных компаний в двух третях европейских стран стагнировала. В странах ЕС бюджеты подобных организаций были урезаны на 266 млн евро, во всей Европе в целом — на 470,6 млн. На пятилетнем отрезке этот тренд дан еще заметнее: финансирование снизилось на 810 млн евро с 2015 к 2020 году.
Различия в финансировании государственных компаний
Государственные игроки полагаются на два основных источника финансирования: госсредства и реклама. В разных странах они соотносятся в разных пропорциях. В среднем по Европе по состоянию на 2020 год госсредства составляли 78% бюджета таких организаций, при этом в Финляндии их доля равнялась 99%, а на Мальте — 31%.
Выручка госкомпаний значительно отличается в зависимости от стран, где они работают. Например, в 2020 году в Дании выручка государственного ТВ на одного жителя составила 166,7 евро, в Армении — 4,2 евро.
За последние шесть лет порядка 1200 компаний в Европе производили игровые ТВ-проекты
С 2015 по 2020 годы 1942 компании или медиагруппы произвели как минимум один игроков телевизионный проект в Европе. Однако, лишь 7% этих организаций были активны на протяжении всех шести лет. В одном 2020 году 452 компании были заняты производством подобного контента.
С 2015 по 2020 годы 37% наименований произведенных игровых телевизионных проектов приходятся на Топ-15 компаний. Их доля в общем хронометраже еще больше — 50%. Одна только группа ARD произвела 7% европейских игровых телевизионных проектов за пятилетний период, RTL Group — 8%.
Что касается высококлассных игровых телевизионных проектов продолжительность от 2 до 13 серий, 820 компаний занимались их производством с 2015 по 2020 годы, но лишь 48 их них были активны каждый год. Более трети произведенного контента, исчисляемого как в тайтлах, так и в часах, приходятся на Топ-15 компаний.
Консолидация набирает обороты
В 2020 и 2021 лидеры рынка создавали больше телевизионного контента, нежели фильмов. Все больше подобных компаний занимаются одновременном производством, дистрибьюцией и вещанием.
По мере роста консолидации все больше медиакомпании занимают бОльшую долю рынка. В 2021 году случилось несколько важных слияний и поглощений: Fremantle от RTL Group получил контроль над непостановочными проектами компании Nent; Newen от TF1 приобрел компанию Germany Flare Film; BBC Studios стала владельцем UK House Productions; Beta Film завладела шведской Unlimited Stories.
В 2020 году, как и ранее, в список лидеров игрового телепроизводства вошли уже привычное типы компаний: а) дочерние компании вещательных корпораций, создающие контент либо для себя (ARD, BBC Studios, ZDF), либо для других вещателей (ITV Studios, Vivendi’s Bambú Producciones, TF1’s Newen, Nent Studios, Bonnier Group); б) независимые европейские производители, не занятые вещанием, либо не выделяющие такового в качестве основного вида своей деятельности (Banijay,3 Mediawan, Leonine, Constantin, Beta Film, Mediapro, Asasha); дочерние компании конгломератов из США (Discovery’s All3Media, Warner Media).
Среди лидеров наблюдается заметная тенденция к работе в международных масштабах. В 2020 году RTL Group производила контент в 14 европейских странах; Banijay — в 12; Warner Media, Vivendi и ITV — в семи странах.