Зарубежное кино в России и СНГ в 2019 году: новые рекорды и расцвет франшиз
Интернет-портал ПрофиСинема традиционно подводит итоги уходящего года. В предыдущей статье нашего цикла мы рассказали о бокс-офисе отечественного кино. В этом материале речь пойдёт о сборах зарубежных фильмов на территории России и стран СНГ за минувшие двенадцать месяцев.
Уходящий год ознаменовал ряд значимых событий для прокатчиков зарубежного кино. Поставлен очередной рекорд по числу картин, собравших более миллиарда рублей. Подобному достижению мы во многом обязаны WDSSPR, показавшей феноменальные результаты. Компания все больше теснит других игроков. В 2019 году в рейтинге наиболее кассовых релизов зарубежных картин не нашлось места для двух членов «большой пятёрки» — компаний Фокс и ЦПШ. Релизам Фокса всё же достались три позиции в рейтинге фильмов, собравших от 500 млн. рублей; а ЦПШ в этом году не попала даже в «полумиллиадный» топ.
В этом году изменилась расстановка сил в отечественном кинопрокате. «Сделка века» по приобретению Диснеем Фокса закономерно повлекла за собой слияние этих компаний и в России. Теперь WDSSPR представляет продукцию кинокомпаний 21st Century Fox, Fox Searchlight Pictures и Blue Sky Studios наряду с The Walt Disney Company, Disney Animation, Pixar, Marvel, Lucasfilm. На картины из этого «расширенного» пакета теперь будет приходиться около 60% российского бокс-офиса.
Также несколько независимых прокатчиков «прыгнули выше головы», добившись неожиданно высоких результатов в своём сегменте. Некоторые фестивальные хиты стали ещё и хитами отечественного проката.
Миллиардеры
№ |
Название фильма |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
1. |
WDSSPR |
2 995 808 955 |
|
2. |
WDSSPR |
2 986 625 381 |
|
3. |
WDSSPR |
2 181 245 142 |
|
4. |
WDSSPR |
2 098 704 523 |
|
5. |
Каро Премьер |
1 953 180 229 |
|
6. |
UPI |
1 835 112 548 |
|
7. |
UPI |
1 607 846 550 |
|
8. |
WDSSPR |
1 393 294 186 |
|
9. |
WDSSPR |
1 381 929 817 |
|
10. |
WDSSPR |
1 326 761 552 |
|
11. |
UPI |
1 252 770 939 |
|
12. |
WDSSPR |
1 225 616 753 |
|
13. |
Каро Премьер |
1 147 352 753 |
|
14. | Джуманджи: новый уровень | WDSSPR | 1 119 721 336 |
Общие сборы фильмов-миллиардеров |
24 505 970 664 |
В уходящем году рейтинг зарубежных-фильмов миллиардеров состоит из четырнадцати картин, что является рекордным результатом для отечественного проката.
В 2015-2018 годах подобный список включал в себя от семи до одиннадцати пунктов. В общей сложности фавориты текущего года собрали 24,5 млрд рублей — внушительная сумма, если учесть, что в прошлом году касса миллиардеров была почти в два раза меньше и составляла 13 млрд рублей (14 млрд, если считать «Гринча», перешагнувшего заветную отметку после праздников).
В топе иностранных фильмов практически отсутствуют оригинальные истории, не связанные с крупной франшизой и/или популярным брендом.
Относительно самостоятельными картинами представляются «Джокер», «Аладдин» и «Однажды… в Голливуде», однако и они так или иначе связаны со знаменитыми брендами. Так, «Джокер», будучи независим от основной франшизы DC, основан на культовом персонаже комиксов. «Аладдин» является новой интерпретацией классического сюжета, а также связан с именем Гая Ричи. Личный бренд режиссёра сыграл свою роль и в прокатной судьбе «Однажды… в Голливуде» — несмотря на то, что это, пожалуй, единственный целиком оригинальный фильм в списке, Квентин Тарантино сам по себе является франшизой.
Таким образом, мы наблюдаем продолжение тенденции к «монополизации» брендами годового топа. Очередной её виток можно отсчитывать с 2016 года — тогда список миллиардеров составили относительно новые проекты — в основном либо самостоятельные фильмы, либо картины, представляющие новых героев известных киновселенных. С тех пор год от года франшизы и продолжения вновь занимали всё больше позиций в топе. Нынешний рейтинг кажется апогеем этого процесса.
В то же время 2019 год знаменует собой окончание «жизненного цикла» двух важнейших франшиз. «Звёздные Войны: Скайуокер. Восход», вышедшие в прокат 19 декабря, подводят итог космической саги Диснея (о фильме и его бокс-офисе будет сказано ниже). Завершается и очередной этап самого растиражированного «киносериала» — «Капитан Марвел», «Мстители: Финал» и «Человек-Паук: Вдали от дома» ставят троеточие в истории кинематографической вселенной Marvel. Эти картины заняли три позиции в рейтинге «миллиардеров» уходящего года и собрали внушительный бокс-офис равный 5.695 млрд рублей (что составляет 24,7% от общих сборов «миллиардного» топа и 37,4% от кассы фильмов WDSSPR, попавших в данный рейтинг). Стоит отметить, что фанаты детища Кевина Файги могут спать спокойно: глава Marvel готовит очередную (если быть точным — четвёртую) фазу киновселенной. В 2020 году ожидается выход её первых фильмов: «Черная вдова» и «Вечные».
В перечне фаворитов 2019 года, несмотря на обилие устоявшихся брендов, всё же можно рассмотреть жанровое и видовое разнообразие. Особняком от остальных кинокомиксов стоит «Джокер». Если фильмы от Marvel в основном имеют рейтинг 16+ («Человек-Паук: Вдали от дома» — 12+), то мрачное полотно Тодда Филлипса оказалось под запретом для несовершеннолетних. За разницей в возрастном цензе лежит существенное отличие в экранной эстетике и режиссёрских задачах. Вышеупомянутые картины из вселенной Мстителей наилучшим образом классифицируются через категорию приключенческого экшена, а для «Джокера» более подходит определение психологического триллера. Готем Филлипса вызывает стойкие ассоциации с Нью-Йорком Мартина Скорсезе — злым городом, в ночных бликах которого отражается смутившийся рассудок вьетнамского ветерана Трэйвиса Бикла. «Джокер» многое почерпнул из «Таксиста» — по фильму рассыпаны бесчисленные оммажи шедевру Скорсезе: от визуальных цитат до сюжетных поворотов. Сравнение «Джокера» и фильмов Marvel демонстрирует, насколько разным может быть кинокомикс — и это разнообразие нашло своё отражение среди «миллиардеров» уходящего года.
Ещё более необычный, не укладывающийся в привычные классификации фильм среди фаворитов уходящего года — «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. Во-первых, это единственная картина в рейтинге, которая знакомит зрителя с оригинальными (созданными специально для данного сюжета) персонажами и обстоятельствами. Во-вторых — она открывает публике иного Тарантино. Зрители, ожидавшие от режиссёра очередную порцию удалого насилия и кровавого балета, могли остаться в недоумении. Расправа над плохими парнями занимает лишь ничтожную долю экранного времени, а сам фильм оказался личным и оригинально-нежным признанием в любви кинематографу и людям, его создающим. К слову, отечественный зритель, оценил новую и неожиданную работу мастера несколько выше, нежели мировая аудитория: лента занимает 12-е место среди зарубежных релизов уходящего года по России и СНГ, в то время как в мировом рейтинге ей досталось лишь 21-я строчка.
Сегмент анимации, не считая «Короля Льва», сделанного в формате live action (когда на отснятый камерой материал при монтаже «накладываются» анимационные герои), представлен в рейтинге всего тремя фильмами из тринадцати. Один триквел и два сиквела — «Как приручить дракона 3», «Холодное сердце 2» и «Тайная жизнь домашних животных 2» — заработали в совокупности 5.180 млрд рублей, что составляет 22% от общей кассы картин-миллиардеров. Первые две ленты превзошли своих предшественников по кассовым сборам, а вот сиквел «Тайной жизни домашних животных» оказался слабее первой части, заработав 1.607 млрд рублей (в 2016 году бокс-офис оригинального фильма составил 2.138 млрд).
Безоговорочный лидер среди дистрибьюторов — WDSSPR. Из тринадцати позиций рейтинга ему принадлежит девять, включая весь «пьедестал» с тремя наиболее успешными картинами, преодолевшими отметку в 2 млрд рублей. В предыдущие два года компании принадлежало около 40% строчек «миллиардного» топа. Теперь же релизы WDSSPR занимают 60% таблицы. Что касается денежного исчисления, из 23 млрд рублей, заработанных фаворитами этого года, 15 млрд приходятся на релизы данного дистрибьютора — это около 66% кассы лидеров.
Оставшиеся позиции в топе распределили между собой UPI и Каро Премьер. На долю UPI приходится три места из тринадцати и 4.695 млрд рублей (20% кассы), Каро Премьер — два места и 3.098 млрд (13% кассы).
Фильмы со сборами от 500 млн до миллиарда
№ |
Название фильма |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
1. |
UPI |
869 270 988 |
|
2. |
Фокс |
757 194 886 |
|
3. |
UPI |
755 116 250 |
|
4. |
WDSSPR |
711 625 999 |
|
5. |
Фокс |
708 642 074 |
|
6. |
WDSSPR |
656 788 679 |
|
7. |
Каро Премьер |
653 117 731 |
|
8. |
WDSSPR |
590 143 160 |
|
9. |
Капелла |
569 530 949 |
|
10. |
WDSSPR |
553 742 439 |
|
11. |
WDSSPR |
538 936 798 |
|
12. |
Фокс |
528 750 086 |
В список фильмов, собравших более 500 млн, но не добравших до миллиарда вошли двенадцать картин, что в целом схоже с показателями 2018 годом: тогда тринадцать фильмов заработали от 500 млн до 900 млн рублей, а также «Суперсемейка 2» почти достигла миллиардной отметки, получив 981 млн.
Список «полумиллиардеров» традиционно выглядит более разнообразным по сравнению с лидерами проката. Среди двенадати зарубежных картин, преодолевших отметку в 500 млн рублей, около половины составляют франшизы и продолжения. Шесть фильмов основаны на оригинальных историях — это «Алита: боевой ангел», «Эверест», «Ford против Ferrari», «Шазам!» (с оговоркой, что персонаж, заявленный в ленте, может в дальнейшем фигурировать в кинематографической вселенной DC), «Зелёная книга» и «Дамбо». «Семейка Аддамс» занимает отдельное место в данной классификации, так как является самостоятельным фильмом, но тем не менее рассказывает историю хорошо известных персонажей.
Среди «хорошистов» проката отдельного упоминания заслуживает «Зелёная книга». Это единственный фильм от независимого дистрибьютора, пробившийся в рейтинг наиболее успешных зарубежных релизов 2019 года, а также лучший результат среди всех прокатчиков, не входящих в «большую пятёрку». Несомненно, на показатели проката повлияли её успехи на международных премиях и фестивалях: «Зелёная книга» получила три Оскара (в том числе как Лучший фильм года), а также забрала Приз зрительских симпатий в Торонто. Дистрибьютор фильма — компания Капелла — смогла грамотно распорядиться своим преимуществом, в результате чего лента держалась в прокате беспрецедентно долго для своего сегмента: десять недель она удерживала позиции в ТОП-10 кассовых сборов, порой поднимаясь на несколько позиций, что является отличным результатом даже для релизов от крупных мейджоров. Для сравнения: «Король Лев» держался в десятке восемь недель, а «Мстители: Финал» — всего пять.
Остальные позиции рейтинга распределены между четырьмя мейджорами: половина мест снова за WDSSPR — шесть фильмов, три у Фокс, два у UPI и один у Каро Премьер. В рейтинге отсутствует компания ЦПШ, о чём будет сказано ниже.
Немного о тех, кто не дотянулся
Рейтинг релизов, собравших более 500 млн рублей, мог быть длиннее на одну строчку. Всего 6 млн рублей не хватило фантастическому фильму «Покемон. Детектив Пикачу» от Каро Прокат, чтобы оказаться на четырнадцатом месте. Сборы картины в России и СНГ составили 494 млн рублей.
Ни один из зарубежных релизов ЦПШ не преодолел планки в 500 млн рублей. Последние три года позиции дистрибьютора в рейтингах иностранных фильмов в отечественном прокате падают. В 2017 году компания была представлена в топе двумя фильмами: «Трансформеры: Последний рыцарь» (945 млн рублей) и «Три икса: Мировое господство» (590 млн рублей); в 2018 — одним: экшеном «Миссия невыполнима: Последствия» (574 млн рублей). В уходящем году лучшим результатом ЦПШ для иностранных фильмов стал боевик «Джон Уик 3», чей бокс-офис составил 485 млн рублей. Несмотря на то, что динамичному фильму с Киану Ривзом не удалось преодолеть отметку в полмиллиарда, третья часть собрали лучший бокс-офис из всех фильмов франшизы: второй «Джон Уик» заработал на просторах России и СНГ 357 млн рублей.
Касаясь темы нисходящих трендов, стоит упомянуть «Проклятие плачущей» и «Проклятие Аннабель 3» от Каро Премьер. Фильмы входят во франшизу «Заклятие», очередная часть которой заработала более 500 млн рублей в 2018 году. Тогда, сравнивая показатели франшизы, ПрофиСинема отметила, что с одной стороны — серия постепенно улучшает показатели, с другой — ей всё ещё не хватает узнаваемости, что тормозит «разгон». В 2019 году динамка франшизы развернулась в сторону снижения. Обе картины серии, вышедшие на экраны в уходящем году, продемонстрировали совокупные результаты, уступающие прошлогодним показателям.
Фильмы франшизы «Заклятие»
Название фильма |
Дата релиза |
Кассовые сборы |
Количество зрителей |
---|---|---|---|
27.06.2019 |
356 042 774 |
1 422 852 (ЕАИС) |
|
18.04.2019 |
145 431 788 |
578 225 (ЕАИС) |
|
20.09.2018 |
573.090.152 |
2.322.693 |
|
10.08.2017 |
343.709.078 |
1.482.145 |
|
16.06.2016 |
279.905.145 |
1.205.627 |
|
25.09.2014 |
196.436.215 |
652.772 |
|
25.07.2013 |
326.450.022 |
1.530.636 |
Кроме того, в данном разделе мы упомянем фантастический экшен «Звёздные Войны: Скайуокер. Восход». Картина вышла в прокат 19 декабря и собрала за первый уикенд 360,5 млн рублей. Это наиболее слабый старт среди всех частей новой трилогии Звёздных войн. «Звездные войны: пробуждение силы» собрала за первый уикенд почти 810 млн рублей, а «Звездные войны: последние джедаи» 2017 года – 467 млн рублей. Завершающая часть трилогии наверняка соберёт 500 млн рублей в отечественном прокате, а вот её попадание в список миллиардеров уходящего года пока что остаётся под вопросом.
Фестивальные хиты в отечественном прокате
Уходящий год можно считать благоприятным для фестивального кино в отечественном прокате.
Во-первых, несколько фильмов, отмеченных на крупных международных смотрах (в нашем случае — это Венеция, Канны и Торонто) попали на вершины рейтинга кассовых сборов. Так в списке «миллиардных» фильмов оказались триумфатор Венецианского фестиваля «Джокер» и участник Каннского конкурса «Однажды… в Голливуде». Картины «Эверест», «Ford против Ferrari» и «Зелёная книга» собрали более 500 млн рублей и также закрепились среди лидеров уходящего года.
Во-вторых, в этом году победитель Каннского кинофестиваля собрал беспрецедентную кассу на территории России и СНГ. Корейская картина «Паразиты» заработала 91.883 млн рублей — за последние годы ни одному из лауреатов Золотой пальмовой ветви не удавалось достичь подобных результатов.
Лауреаты Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля в отечественном прокате
Год |
Название |
Дистрибьютор |
Кассовые сборы |
---|---|---|---|
2019 |
ПРОвзгляд |
91 883 587 |
|
2018 |
RWV |
6 650 460 |
|
2017 |
A-One Films |
10 717 419* |
|
2016 |
Престиж Кино |
2 348 836* |
|
2015 |
АРТХАУС |
397 192* |
*по данным ЕАИС
Среди зарубежных фестивальных фильмов, собравших значительную кассу на территории России и СНГ стоит упомянуть участника Венецианской конкурсной программы «К звёздам» от Фокс (350 млн рублей), а также картины из Торонто — «Достать ножи» от ЦПШ (316 млн рублей, на момент публикации статьи прокат продолжается) и «Стриптизерши» от Megogo (175 млн рублей).
Несколько удивляет бокс-офис каннского «Мертвые не умирают» Джима Джармуша. Фильм собрал 46 млн рублей. Предыдущая картина режиссёра — «Патерсон» — заработала 24 млн (согласно ЕАИС) в 2017 году. Тем не менее, то была камерная, практически бесфабульная драма, рассчитанная на узкий круг ценителей. В свою очередь, новая работа режиссёра — зомби-комедия, где, помимо Адама Драйвера, собрались такие звезды как Билл Мюррей, Тильда Суинтон и Селена Гомес. Учитывая это и культовый статус режиссёра, лента могла бы рассчитывать на бóльшую кассу.
Совсем незаметно прошли в отечественных кинотеатрах несколько новых работ мастеров мирового кино. Среди них — Кен Лоуч, дважды лауреат Золотой пальмовой ветви, чья картина «Извините, мы вас не застали» собрала немногим больше миллиона рублей. «Тень» живого классика китайского кинематографа Чжана Имоу заработала один миллион семьсот тысяч рублей. Фильм «Предатель» Марко Белоккьо, знаменитого бунтаря итальянского кино конца 60-х, собрал один миллион триста тысяч рублей.
О вкусах не спорят. Сравнение отечественного и зарубежных рейтингов
В завершение хотелось бы сравнить предпочтения отечественного зрителя со вкусами американской и мировой аудитории. Некоторые фильмы 2019 года публика по обе стороны океана восприняла приблизительно одинаково. В то же время рейтинги наиболее кассовых картин года в России, США и в целом по земному шару могут многое сказать о разнице предпочтений нашей и зарубежной публики. Вот некоторые из наиболее заметных расхождений (для сравнения мы берем рейтинг зарубежных релизов в России и СНГ).
Первые две позиции в рейтингах по России и СНГ, США, а также земному шару занимают «Король Лев» и «Мстители: Финал». Тем не менее в глаза бросаются два различия. Во-первых, как в США, так и по миру первое место занимают «Мстители: Финал» — в России и СНГ они, наоборот, уступают лидерство «Королю Льву». Во-вторых, эти фильмы собрали практически равную кассу в отечественном прокате — разница составляет «всего» 9 миллионов рублей (в миллиардных масштабах бокс-офисов этих титанов подобная цифра кажется незначительной погрешностью), в то время как в США и мире разрыв между сборами названных картин достигает критических значений. Домашняя касса «Мстителей» составляет $858 млн против $543 млн у «Короля Льва». В мировом рейтинге «Мстители» также получили абсолютное лидерство: собрав $2.797 млрд, они становятся самым кассовым фильмом в истории, потеснив с этой позиции «Аватар» Джеймса Кэмерона. «Король Лев» заработал в мировом прокате «всего-навсего» $1.656 млрд.
Заметны различия и в пятёрке лидеров. В России и СНГ третье место занимает «Малефисента: Владычица тьмы», в то время как в мировом и американском рейтингах картина оказалась на 13-й и 20-й строчках соответственно.
Третье, четвертое и пятое места в общемировом прокате занимают «Человек-Паук: Вдали от дома», «Капитан Марвел», «История игрушек 4». В США эти фильмы попадают в ту же область рейтинга (с 3-й по 5-ю позиции), только в обратном порядке. Первые две картины были приняты в России и СНГ чуть холоднее, нежели в целом по земному шару. «Капитан Марвел» занимает 10-е место в России и СНГ, 4-е в США и мире. «Человек-Паук: Вдали от дома» — 9 место в России и СНГ, 5-е в США, 3-е в мире.
Что касается «Истории игрушек 4», то здесь вкусы отечественной и зарубежной аудитории разделились особенно заметно. В России и СНГ лента заняла далекую 24 строчку — и в то же время вышла на 3-е место в США и 5-е в мире.
Приблизительно одинаково отечественный и иностранный зритель смотрел в кинотеатрах фильмы «Джокер» (4 место в России и СНГ, 8-е в США, 6 в мире); «Холодное сердце 2» (6 место в России и СНГ/в США, 8 в мире); «Аладдин» (8 место в России и СНГ, 7 в США и мире); «Форсаж: Хоббс и Шоу» (11 место в России и СНГ/ в США, 9 в мире).
Среди картин, которые отечественный зритель принял лучше зарубежного — «Как приручить дракона 3» (5 место в России и СНГ, 13 в США, 12 в мире); «Тайная жизнь домашних животных 2» (7 место в России и СНГ, 14 в США, 17 в мире), уже упомянутый «Однажды… в Голливуде» (12 место в России и СНГ, 16 в США, 21 в мире).
Наибольшая пропасть между оценкой отечественной и зарубежной аудитории раскинулась в отношении «Семейки Аддамс» (14 место в России и СНГ, 27 в США, 36 в мире); «Эвереста» (16 место в России и СНГ, 46 в США, 40 в мире) и «Angry Birds 2 в кино» (21 место в России и СНГ, 65 в США, 47 в мире).
* * *
Уходящий год ставит новые планки для проката зарубежного кино. Лидеры собрали выдающийся бокс-офис: впервые целых три картины преодолели отметку в два миллиарда рублей, причём две из них почти подобрались к трём миллиардам. Рекордные результаты года во многом обусловлены расцветом франшиз.
В то же время две важнейшие франшизы — Marvel и Звездные войны — подходят к своему завершению. В следующем году нас ждет перезапуск как минимум одной из них, а также усиленная экспансия DC — на экраны выйдут «Хищные птицы» и «Чудо-женщина: 1984». Помимо этого, должен состояться релиз «Новых мутантов» от Фокс, чей «Тёмный феникс» собрал 459 млн в уходящем году. Так что соотношение франшиз в рейтинге бокс-офисов может претерпеть изменения.
Не может не радовать успех «Паразитов» — впервые за много лет на победителя Каннского фестиваля обратили существенное внимание в отечественном прокате. Выдающиеся результаты показал и победитель Венеции, собрав почти два миллиарда, а также продемонстрировав, насколько разнообразным может быть кинокомикс. Хотелось бы, чтобы единичные случаи превратились в тенденцию — и в топах лидеров проката мы смогли бы видеть больше оригинальных истории рядом с бесконечно воспроизводящимися киновселенными.
Читайте также:
Итоги российской кинематографии 2019 года: и жизнь, и слезы, и рибейты
Российское кино 2019: количество растет, а касса - падает
Короткий метр 2019: победы в России, участия в европейских фестивалях, альманахи
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса