Машина времени в 1970-е: завершены съемки фильма «Про мою маму и про меня»
16 мая в Москве прошел финальный съемочный день фильма студии КиноПРОБА «Про мою маму и про меня» Дмитрия Губарева. Локациями стали Яузский бульвар и несколько набережных в самом центре столицы. Картина расскажет о взаимоотношениях и переживаниях мамы и дочери-подростка, а роли исполнили Нонна Гришаева, Катя Гонтаренко, Александр Олешко и другие.
Фильм снимается при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Основой сюжета картины стала пьеса известного поэта и драматурга Елены Исаевой, переделанная ею в сценарий. Действие фильма происходит в СССР в конце 1970-х, поэтому на съемочной площадке можно было перенестись в это время: актеры и массовка в нейлоновых рубашках, слегка расклешенных брюках и пиджаках с заостренными лацканами, клетчатых жилетах или вязаных кардиганах поверх водолазок, в лаковых полуботинках с дипломатами и винтажными кожаными сумками. Посреди бульвара стоит большой стенд – это доска объявлений с газетой Советская культура за 1979 год и афишей-расписанием фильма «По семейным обстоятельствам» с Галиной Польских, Евгением Стебловым в главных ролях.
В центре площадки – режиссер Дмитрий Губарев, который задумчиво ходит взад и вперед перед каждой сценой, а потом садится на лавку и внимательно смотрит в плейбек.
«Я приступал к съемкам с чувством любви, а заканчиваю с чувствами любви и горечи одновременно. Ведь работа на съемочной площадке окончена, тяжело расставаться с командой. Но в отснятом материале я уверен, хотелось бы, чтобы и на следующих моих проектах был такой же. Скоро грядет ответственный этап – монтаж и запись музыки», – рассказывает режиссер.
Юная актриса Катя Гонтаренко играет Лену, у которой не только настоящий писательский талант, но и большая тяга к музыке. Сама Катя тоже занимается музыкой, она готовится к выпускным экзаменам в Московской городской детской музыкальной школе имени И.О.Дунаевского, но играть на фортепиано ей практически некогда, так как она занята на съемках.
«Это моя первая большая работа в кино, и я очень рада проводить на съемках много времени, а подготовиться к экзаменам успею», – говорит актриса, когда идет снимать очередную сцену на Серебряническую набережную, и признается, что ей в последний день съемок немного грустно – так как придется расстаться со всей командой проекта, с которой она уже так сдружилась.
Съемки проходили сразу на нескольких набережных города для того, чтобы показать разные события из жизни героев в различные периоды жизни (и времена года). Актеры меняют наряды и прически между сценами. Катя то в школьной форме с косичками, то спешит на встречу с мамой в модном наряде с широкими брюками, жилетом и крохотной сумочкой в руках.
Мама в исполнении Нонны Гришаевой одевается модно и со вкусом – брючные костюмы, цветные рубашки, кожаное пальто. Пальто, кстати, приходится снимать в перерыве, так как для майской московской погоды в +21 в нем достаточно жарко.
Снять каждую сцену удается, в среднем, в три-четыре дубля, хотя у Гришаевой и Гонтаренко все получается с первого. «Вы прекрасны!» – кричит актрисам режиссер через всю площадку.
Для сцены на Яузском бульваре группе нужно было следить за современными трамваями, которые выбиваются из советского времени, но то и дело ездили взад–вперед.
«Как там ситуация с трамваями на бульваре?» – спрашивает ассистентов второй режиссер Пётр Пряхин. «Идет трамвай, полминуточки надо подождать», – раздается ответ. Несмотря на минутные заминки с трамваями и проходящих зевак-прохожих, съемки идут строго по таймингу.
Нонна Гришаева в фильме играет сразу три роли – маму, пожилую маму и выросшую дочь, поэтому за время съемок ей приходилось менять не только наряды и внешность с помощью пластического грима, но и голос. В последний съемочный день она была в образе мамы Лены, а одной из финальных сцен стал эмоциональный разговор с дочерью. Перед стартом режиссер сидит на корточках перед актрисами и делает пояснения к сценарию и репликам. «Ты сидишь и собираешься с силами какое-то время, ведь ты ее мать и не хочешь сразу обрушивать на нее свою трагедию», – говорит он Гришаевой.
Актрисы сидят на лавке, обнявшись, на площадке тишина. «Стоп снято!» Осталось отснять лишь проход по бульвару мамы и дочери, которые держатся за руки и не собираются расставаться. «Я так понимаю, никому из нашей съемочной команды не хочется расставаться!» – как будто прочитав мысли, говорит Дмитрий Губарев и благодарит всех за работу.
«Каждый человек чего-то хочет от жизни. Когда мне исполнилось 10 лет я впервые задумалась – чего же хочу я…» – рассуждает героиня Лена, сидя на скамейке в парке, ей предстоит это выяснить не сразу, а только благодаря многим событиям, которые произойдут с ней и ее мамой в фильме «Про мою маму и про меня».
Продюсер картины Юрий Обухов рассказал и о двух съемочных днях, которые также вошли в весенний блок: «Мы снимали на территории кинокомплекса Военфильм-Медынь, за это большое спасибо команде Игоря Угольникова. Это очень дорогостоящие съемки, так как было задействовано много военной техники, массовки, но тем не менее было решено включить в бюджет эту затратную часть, ведь данные эпизоды – военные воспоминания героини – привнесут особенный смысл в повествование и придадут еще большей трогательности истории».
Съемки фильма стартовали в начале 2023 года. Большой блок работы прошел на территории московского павильона, где выстроили огромные декорации, воссоздающие мир 70-х годов. Над каждой деталью работала художник картины Анна Ермолина.
Тогда, в типичной советской квартире рядом с подборкой журналов «Советская эстрада и цирк» и музыкальными дисками «Мелодия» за большом деревянном столом с кружевной салфеткой сидели Александр Олешко и Светлана Антонова и готовились к очередной сцене одной из киноновелл фильма – «Игоряшка». На площадке было так много людей, что Олешко восклицал: «Сколько людей в квартире, настоящая коммуналка! Как здорово сюда вернуться!» Но, когда звучало «Тишина, камера, мотор!», советская квартира превращалась в уютную, тихую гавань, были слышны только голоса актеров. В перерывах между сценами режиссер угощал всех тульскими пряниками, а группа вела беседы не только о современных фильмах и сериалах, но и о том, каково было бы вернуться на день в СССР конца 1970-х.
Релиз фильма «Про мою маму и про меня» запланирован на лето 2024 года. В начале августа пройдет три крупных кинофестиваля – Ульяновский кинофестиваль От всей души, Окно в Европу и Восток–Запад в Оренбурге. Все они ждут картину, поэтому создатели планируют показать фильм именно на этих киносмотрах.