Венеция 2024: «Тихий сын» — страж ли отец сыну своему
3 сентября в основном конкурсе 81 Венецианского кинофестиваля прошла премьера фильма «Тихий сын» / «Jouer Avec Le Feu», срежиссерованного сестрами Дельфин и Мюриэль Кула. Бесстрастная драма о воспитании детей с уклоном в социальные проблемы с Венсаном Линдон в главной роли.
«Тихий сын» – третий полнометражный фильм сестер Кула. Предыдущий фильм «Остановка в пути» / «Voir du pays» (2016) получил премию Особый взгляд за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Во многих отношениях траектория фильмографии сестер-режиссеров похожа на творчество братьев Дарденн, использующих социальный реализм для изучения ситуаций, казалось бы, вырванных из заголовков газет. В их дебютном фильме «17 девушек» / «17 filles» (2011) также есть группа подростков, которые предпринимают необдуманные решения, имеющие последствия. «Тихий сын» исследует что-то еще более тревожное через камерную историю одной семьи, в которой ребенок, ассоциирует себя с молодыми людьми его возраста, уже воспитанными на ненависти крайне правых.
В крошечной деревне Виллерюп, на северо-востоке Франции, недалеко от границы с Люксембургом, железнодорожник Пьер живет со своими двумя сыновьями, 22-летним спортивным Феликсом по прозвищу Фус, и Луи, который собирается переехать в Париж, чтобы поступить в Сорбонну. В этой семье царят хорошее настроение, трогательная близость, общая любовь к футболу и доверие.
Сыновья образуют правдоподобную дихотомию между книжным умником и спортсменом, бросившим технический колледж и увлекающимся футболом. Семья живет в исторически спорном французском регионе Лотарингия, который имеет свою собственную гордую идентичность, что делает его жителей готовыми мишенями для антииммиграционной риторики на разных уровнях. «Ты можешь стать французом, — говорит Фус во время одного из своих диалогов с отцом на повышенных тонах, — Но ты рождаешься лотарингцем».
Напряжение постепенно нарастает, когда отец узнает от своего коллеги об участии Фуса в драках вместе со своими приятелями-скинхедами.
Венсан Линдон много раз играл персонажей из рабочего класса за свою долгую карьеру, в таких фильмах, как «На войне» / «En guerre» (2018) и «Закон рынка» / «La loi du marché» (2015), которые рассказывали о современных трудностях французских рабочих. В «Тихом сыне» Линдон создает убедительный образ железнодорожного ремонтника Пьера, который страдает от постепенной потери одного из сыновей из-за идеологии, которую он сам, как француз в возрасте, выросший после мая 68-го, не может понять.
Сдержанный сценарий, основанный на романе Лорана Птиманжена 2020 года «Что вам нужно от ночи», построен на контрастах и противопоставлениях, подробно описывает различные этапы психологической эволюции отношений между отцом и братьями с потрясающей точностью, хотя и без особого изящества. Весьма реалистичное изображение повседневной жизни местами клишировано.
Сестры Кула больше сосредотачиваются на Пьере, отце, который считает, что усердный труд и доброе отношение к своим сыновьям каким-то образом сделают их маленькую семейную ячейку невосприимчивой к внешнему давлению или потенциальной трагедии. Кула выдвигают на первый план эмоциональные метания Пьера, вместо того чтобы исследовать, почему его сын сбился с пути, или копаться в реальности происходящего по всей Франции. Режиссеры подчеркивают, что это не вина Пьера, а скорее места и времени, где многие молодые люди пошли по тому же политическому пути, что и Фус. При этом причины, почему старший сын все больше подпадает под влияние ультраправых, до конца не ясны.
История действительно доказывают истину: если вы любите кого-то, то должны отпустить его, даже если это означает, что он может пострадать. Режиссеры подчеркивают, что одинаковое воспитание не всегда приводит к одинаковому результату. Фильм представляет собой поглощающий, скрупулезный анализ прошлого и дилемм настоящего, когда нежные чувства и преданность сталкиваются с глубоким и постоянно растущим чувством непонимания. К сожалению, как и многие другие фильмы на остросоциальные темы, картина грешит морализаторством, сюжет достаточно предсказуем, а фигуры героев, особенно второстепенных, весьма плоские и лишены глубины.