Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 апреля 2024 14:15

Название как призыв к действию: «Надо снимать фильмы о любви» на ММКФ

Название как призыв к действию: «Надо снимать фильмы о любви» на ММКФ

24 апреля в рамках 46 Московского международного кинофестиваля прошла премьера картины Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви». Новая работа постановщика, включенная в конкурсную программу Русские премьеры, – короткая (всего 73 минуты), но насыщенная история в жанре мокьюментари. 

Лента сделана в копродукции России и Индии. Здесь режиссер и актеры играют самих себя, но в итоге снимут они совсем не то, что изначально планировали. Подсказкой станет название картины, а на верный путь направит древний город Варанаси.
 
На пресс-конференции после показа Марк Эйдельштейн, исполнивший главную роль, подобрал, пожалуй, самое необычное и точное определение жанра и формата фильма – это своеобразная «оккультная ролевая игра». Действительно, сколь много в персонажах от настоящих актеров, можно только догадываться, и несмотря на подчеркнутую реальность происходящего (что для режиссера редкость), здесь происходит определенная магия, она разлита в каждом кадре фильма.


 
По сюжету российская съемочная группа приезжает в священный индийский город Варанаси для работы над артхаусным фильмом. Режиссер, актеры и вся группа в итоге переосмыслят свои жизни и приоритеты, познают суть кино, научатся жить и любить. 

В самолете по пути в Индию герои-актеры мечтают о встрече с гуру, который научит их мудрости и просветит. В итоге таким гуру становится сам режиссер Роман Михайлов, который рассказывает о том, как «работает» с читателем литература и как, в свою очередь со зрителем, – кино. О том, как важно создавать уловки, бреши в сюжете, чтобы зритель «проваливался» в них и подключалось его воображение.


«В некоторых моих фильмах я выхожу на уровень разговоров о кино, его природе и смысле. Метакино я делаю, так как меня по-настоящему волнует эта тема. Недавно я прочитал двухтомник французского философа Жиля Делёза "Кино", он рассматривает кино как материализацию воли к власти по Ницше, причем воля к власти здесь равноценна стремлению не к господству, а к своему творению. Я до сих пытаюсь это осмыслить. Рефлексии постоянно кипят во мне, именно они рождают кинореальности, которые вы потом видите на экране», – сказал Роман Михайлов на пресс-конференции.

Герои ленты рассуждают, что Варанаси – особенный город, и жизнь здесь невозможно зафиксировать, в нее нужно погрузиться. Так и происходит. Один артист влюбляется и теряет голову, другой хочет уйти в монастырь, третий пробует местные запрещенные вещества, четвертый мечтает снять свой фильм. Съемочный процесс рассыпается, и спасти его может только… любовь. Именно любовь, как отмечают создатели, становится единственной силой, способной исправить ситуацию, да и весь мир исцелить.


 
«Я планировал и готовил этот проект два года! Два года!!» – сетует киношный Роман Михайлов в одной из сцен фильма, когда срываются съемки.
 
Сам же режиссер признавался корреспонденту ПрофиСинема, что никогда не планирует что-то на месяц или даже на неделю, а просто придерживается «ритма нормального рабочего человека» и снимает кино.

Актеры в картине рассуждают на камеру, какие фильмы они хотели бы снимать. Кто-то говорит, что нужно делать арт-мейнстрим, кто-то хочет создавать «сказки и сны», а кто-то – «фильмы, от которых становится светло и тепло на душе, чтобы хоть ненадолго забыть про весь происходящий в мире ужас». Удивительно, но фильм «Надо снимать фильмы о любви» объединяет в себе все вышеперечисленное.


 
Даже несмотря на то, что проект снимали в бедном Варанаси, где в воздухе развеян пепел от ритуальных костров на берегу Ганга, а дети играют среди полуразрушенных домов, картинка в фильме поистине завораживает. Вот воздушные змеи кружат над бедными трущобами или теплый желтый свет заливает ночные улицы города, и словам режиссера о том, насколько здесь «хорошо, красиво и свободно», зритель по-настоящему верит. 
 
В фильме снялись талантливые молодые актеры, некоторых из них можно заметить и в предыдущих картинах режиссера. Помимо Марка Эйдельштейна, самих себя сыграли Маша Мацель, Чингиз Гараев, Александра Киселева и другие. Одну из ролей исполнил рэпер Хаски, для которого по сюжету авторы хотят снять клип.


 
На пресс-конференции все актеры как один признавались в своей бесконечной любви к режиссеру и рассказывали, насколько он изменил их жизнь. 

«Рома – магический человек, которому под силу менять судьбы людей. Сначала мы попадаем под его магию, и только потом понимаем, что с нами происходит, – рассказала Александра Киселева. – Он невероятным образом умеет подстраивать сценарий под нас, актеров. На экране – настоящие мы, но в определенных обстоятельствах».



«Рома умеет удивлять. В один день он показывает карточный фокус, известный как эффект Бергласа и являющийся настоящим чудом, иллюзией, в другой день – выигрывает в шахматы вслепую, а через пару часов повторяет эту партию с точностью до хода», – отметил Чингиз Гараев.

«В какой-то момент у любого актера появляется страх ошибки. А после съемок этого фильма ко мне пришло осознание, что ошибки важны. Каждая ошибка – это самое крутое, что с тобой может случиться; в них заключается правда, в них есть смысл. Ошибка дает нам развитие», – сказал Марк Эйдельштейн.

Свою дебютную картину Михайлов выпустил в 2022 году и с тех пор не только не останавливается, но и ускоряет темп, при этом став одним из самых обсуждаемых российских режиссеров. Уже почти готова его седьмая работа «Жар-птица», в которой автор обещает рассказать про свои сны. Режиссер также отмечает, что фильмы ему помогает снимать «внутренняя благодать», и пока в нем живет это чувство, все получается.

Автор:
Елена Трусова

Другие новости по сюжету ММКФ 2024

Реклама