30 мая 2014 09:57
Питчинг Минкультуры: Как история победила артхаус
28 мая 2014 года в Министерстве культуры РФ прошел питчинг проектов авторского и экспериментального кино, претендующих на получение государственной финансовой поддержки в 2014 году. В рамках питчинга был презентован 41 проект, из которых 12 рекомендованы экспертным советом к получению субсидий, столько же перенесено в резерв для получения потенциальной субсидии в октябре этого года, а еще 3 проекта были рекомендованы к рассмотрению Фондом кино.
Впервые открытый питчинг проектов, претендующих на получение господдержки, был проведен летом прошлого года. Тогда он завершился скандалом: несмотря на решение экспертного совета, в субсидии было отказано проекту Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр». Затем министерство еще долго искало основания для отказа и нашло его в лице консультативного совета по военно-историческому кино, о существовании которого, впрочем, все и узнали только в связи с историей с фильмом Миндадзе. В тот раз все закончилось хорошо: проекту помог финансами Фонд кино, правда, эксперты военно-исторического совета все-таки попросили Миндадзе переработать сценарий. Видимо, чтобы в этом году подобных скандалов не случилось, в самом начале питчинга экспертному совету по игровому кино и журналистам был представлен член консультативного совета по фильмам военно-исторической тематики Андрей Назаров. В его обязанности входило после презентации любого проекта, так или иначе затрагивающего исторические темы, озвучивать заключение своих коллег, которые тщательно изучили сценарии будущих картин на предмет соответствия историческим событиям. И уже практически в самом начале питчинга Назаров выдал единственное отрицательное заключение – на последний сценарий Петра Ефимовича Тодоровского «Встреча на Эльбе», который уже не первый год пытается экранизировать его вдова Мира Тодоровская. Правда, этот факт возмутил лишь нескольких журналистов, и питчинг дальше пошел своим чередом.
Надо отметить, что вообще в этом году к очной защите своих проектов кинематографисты отнеслись с большим снисхождением, нежели в прошлом. Тогда некоторые возмущались тому, что чувствуют себя школьниками, сдающими экзамен. В этот раз – напротив, кажется, атмосфера такого экзамена всех «питчующихся» завораживала. Да и с общей подготовкой дела обстояли на уровень выше. Почти все подготовили презентации и видеоматериалы, не стеснялись озвучивать цифры бюджетов и уже имеющихся бизнес-партнеров. Но если проблем с формой не было практически ни у кого, то к содержанию проектов, подготовленных для получения государственных денег по категории «авторское и экспериментальное кино», вопросов было значительно больше.
Казалось бы, введенное пару лет назад деление на потенциально зрительское (жанровое, массовое) кино и авторский кинематограф между Фондом кино и Министерством культуры должно было наконец покончить с неразберихой относительно того, куда подавать тот или иной проект. Но то ли правила игры так до сих пор продюсерами и режиссерами толком не изучены, то ли из-за непонимания различий между такими проектами, то ли из-за обычной хитрости (в Минкультуры заявки на получение поддержки рассматривают раньше и чисто теоретически, если там проект деньги не получит, то еще есть шанс успеть подать его в Фонд кино), но на нынешней презентации большинство представленных экспертному совету министерства проектов носили чисто жанровый характер и скорее подходили для получения субсидий в Фонде кино, нежели в Минкультуры. Но, что удивительно, некоторые из таких проектов нашли тем не менее желаемую господдержку именно в ведомстве, которое теоретически должно заниматься поддержкой картин фестивальных, авторских.
Причем, Минкультуры, судя по всему, сосредоточится в первую очередь на поддержке тех самых военно-исторических картин, сценарии которого тщательно вычитывают консультанты-историки из Российского военно-исторического общества, возглавляемого, к слову, Министром культуры Владимиром Мединским. Из 12 проектов, поддержанных экспертами совета по авторскому и экспериментальному кино, половина так или иначе связана с историческими событиями, причем из этих проектов 4 посвящены истории Великой Отечественной войны.
«Вики» («Вера Оболенская»), режиссер Андрон Кончаловский, ООО «Продюсерский центр А.С.Кончаловского»
Как понятно из названия, лента расскажет о русской княгине Вере Оболенской, которая возглавила движение Сопротивления во Франции. В 1943 году она была арестована гестаповцами, а в 1944 году была казнена в Берлине. Роль легендарной княгини Вики исполнит жена режиссера, актриса Юлия Высоцкая, исполнители на две мужские роли (офицер Вермахта и француз) пока не найдены. Планируется, что их сыграют немецкий и французский актеры соответственно. Основная часть съемок пройдет в декорациях, которые будут построены на территории России, некоторые пейзажи планируется снимать во Франции. Бюджет картины составляет 80 миллионов рублей, у Министерства культуры было запрошено 50 (сразу же оговоримся, что точные суммы, которые будут выделены ведомством на поддержанные проекты, пока не объявлены). Консультативный совет по военно-историческим фильма рекомендовал Андрону Кончаловскому доработать сценарий и исправить исторические неточности.
«Коридор бессмертия», режиссер Федор Попов, АНО «Творческая студия «Стелла»
События этой военной драмы разворачиваются после блокадной зимы 1941-1942 годов. Юная девушка Маша приходит на железнодорожные курсы и после череды событий оказывается на строительстве Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, постановление о создании которой было принято в день прорыва блокады Ленинграда – 18 января 1943 года. И если о ледовой Дороге Жизни знают, в том числе и по фильмам, многие, то о Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, которую называли Дорогой Победы, - известно гораздо меньше. Фильм Федора Попова должен исправить эту ситуацию. Историки-консультанты Минкультуры сценарий проекта поддержали и признали 100%-ное соответствие проекта историческим событиям. Подготовительный этап работы над картиной уже начался. Предполагаемый бюджет ленты 150 миллионов рублей, у министерства Попов запрашивал 35 миллионов.
«Председатель», режиссер Алексей Мурадов, некоммерческое партнерство Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
Опять же военная драма, действие которой происходит в 1942 году. Главный герой – Николай Скорик – возвращается с фронта инвалидом и назначается на должность председателя родного колхоза, который еще накануне войны хотел со скандалом покинуть. Тем не менее, Скорику приходится наладить контакт со своими подчиненными и вырастить урожай для фронта. На каком этапе сейчас находится проект, из презентации было не очень понятно. Так же, как и общий бюджет картины и запрашиваемые у Минкультуры средства. Зато авторы проекта довольно подробно рассказали о том, что их киностудия «Илья Муромец» создана в 2005 году в рамках программы «В кругу семьи», сценарий картины «Председатель» уже получил диплом фестиваля «Золотой Витязь» и был одобрен главой ВГТРК Олегом Добродеевым, который входит в попечительский состав вышеупомянутой программы. Также авторы отметили, что эта картина обладает высокой художественной ценностью и станет «серьезным фильмом про войну и не только про войну».
«Единичка», режиссер Кирилл Белевич, ООО «Марс Медиа Энтертейнмент»
Предполагаемый бюджет этой ленты и запрашиваемая у Минкультуры сумма журналистам остались так же, как и в случае с «Председателем», неизвестны. Эта драма рассказывает о событиях 1944 года, когда отряд под командованием лейтенанта Егорова получают задание не допустить переправы немцев и до последнего держаться, пока не придет подкрепление. Солдаты занимают позицию у реки – неподалеку от заброшенного монастыря, в котором неожиданно находят воспитанников интерната для глухонемых.
Теперь о двух других картинах, также затрагивающих историческую тематику, но дающих потенциальным зрителям надежду на то, что в истории России была не только Великая Отечественная война. К слову, два этих проекта, что видно уже даже на этапе питчинга, произведения качественно разного уровня.
«Спитак», режиссер Александр Котт, ООО «Телесто-фильм»
Как понятно из названия картины, касаться она будет Спитакского землетрясения – масштабной катастрофы, которая 7 декабря 1988 года за 30 секунд полностью разрушила город. Продюсер Елена Гликман и автор сценария Мария Сочинская на презентации подчеркнули, что за 25 лет, прошедших с того страшного события, о нем не было снято ни одной картины. Мы же отметим, что совсем недавно вышеупомянутая компания «Марс Медиа» объявила о запуске проекта, также рассказывающего о страшных событиях 1988 года, – фильме «История одного землетрясения», режиссером которого станет Сарик Андреасян. Андреасян, правда, расскажет о другом пострадавшем в этот день городе – Ленинакане – и сделает главными героями ленты армянина Роберта Мелконяна и русского Андрея Бережного, которые оказываются в эпицентре события и одними из первых приходят на помощь пострадавшим. Продюсеры при этом обещают сделать эшн-драму.
В картине Александра Котта действие будет происходить в первые три дня после землетрясения. Прототипом главного героя стал Норайр Мурадян, который за день до катастрофы получил должность главы города Спитак и ровно в тот момент, когда он подписывали документы о своем назначении, и началось землетрясение. Сценарий картины был одобрен не только консультативным советом при Минкульте, но и, что гораздо важнее, непосредственно участниками тех трагических событий 1988 года.
Режиссер фильма Александр Котт подчеркнул, что «Спитак» будет не фильмом-катастрофой, а «фильмом-реквиемом». Работа над картиной уже началась. Общий бюджет ленты составит 5 миллионов долларов. Проект уже поддержан Министерством культуры Армении и телеканалом «Россия».
«Созвездие Марии», режиссер Александр Борисов, ООО «Каро Продакшн»
Действие этой картины происходит в XVIII веке. Фильм рассказывает о морском офицере Василии Прончищеве, который руководил Ленско-Енисейским отрядом Великой Северной экспедиции. Вместе с Прончищевым всю экспедицию провела его жена – Мария. С учетом того, что лента производится при участии компании «Каро», судьба ее проката уже решена. По словам гендиректора компании «Каро Премьер» Алексея Рязанцева, фильм планируется выпустить на экраны к 23 февраля 2016 года. Бюджет ленты составит 80 миллионов рублей, из которых 50 было запрошено у Минкультуры. В качестве референса картины ее создатели видят ленты «Адмирал» и «Земля Санникова» и обещают в «Созвездии Марии» «определенный патриотический накал». Консультанты-историки в целом дали проекту позитивную оценку, однако указали на некоторые неточности в сценарии.
Среди других – неисторических – проектов, поддержанных экспертным советом: две экранизации литературных произведений, сделанный международными усилиями альманах о Санкт-Петербурге, ромком о современных шекспировских героях, режиссерский дебют популярного актера Гоши Куценко и православное кино по сценарию Ивана Охлобыстина.
«Белые ночи», режиссер Татьяна Воронецкая, ООО «Россфильм»
Экранизация одноименной повести Федора Михайловича Достоевского, которая частично осовременена известным драматургом Вячеславом Дурненковым. «Белые ночи» - копродукция, сопродюсером которой выступает Файт Хайдушка, работавший с Михаэлем Ханеке. Съемки, естественно, пройдут в Санкт-Петербурге, но, как обещает Татьяна Воронецкая, город будет обработан с помощью компьютерной графики. Общий бюджет картины составляет 88 миллионов рублей. Сейчас идет подготовительный период, но уже известно, что роль жильца в фильме исполнит немецкий актер Даниэль Брюль, а Настеньки – Генриетта Конфуриус. Роль главного героя – Мечтателя – останется за российским актером.
«Синдром Петрушки», режиссер Елена Хазанова, ООО «Студия «Третий Рим»
Съемки этой экранизации романа Дины Рубиной уже, как известно, идут в Санкт-Петербурге. Главные роли в картине исполняют Евгений Миронов (он также выступает в качестве сопродюсера и художественного руководителя проекта) и Чулпан Хаматова. Оператором ленты является Азиз Жамбакаев, в прошлом году удостоенный награды на Берлинском кинофестивале за фильм «Уроки гармонии». Производственный бюджет ленты оценивается в 66 миллионов рублей, чуть меньше – 60 миллионов – планируется потратить на рекламу. Евгений Миронов обещает психологическую драму и триллер, который может заинтересовать широкую возрастную аудиторию. Создатели ленты при этом рассчитывают на кассовые сборы в 180 миллионов рублей.
«Петербург: Категория чувств», ООО «Продюсерский центр «Ленфильм»
Рассказывающий о Санкт-Петербурге альманах, который при удачном раскладе вполне может стать визитной карточкой и своего рода символом возрождения студии «Ленфильм». Продюсеры, в числе которых Эдуард Пичугин и Сергей Сельянов, обещают участие режиссеров со всего мира – Тодда Солондза, Дуни Смирновой, Бакура Бакурадзе, Седрик Клапиш, Рэйфа Файнса, Игоря Волошина, Ильмара Раага, Тимура Бекмамбетова и Сэма Рокуэлла. Художественным руководителем проекта выступит собственно глава «Ленфильма» Федор Бондарчук.
«Врач», режиссер Юрий Куценко, ООО «Артлайт»
Режиссерский дебют Гоши Куценко, уже успевшего попробовать себя на поприще сценариста и продюсера. Главным героем фильма станет нейрохирург Юрий Михайлович Мельников, а фильм расскажет о его работе и жизни. По словам Куценко, его родители всегда хотели, чтобы он стал врачом, поэтому он и решил посветить свою первую режиссерскую работу людям в белых халатах. Кстати, главного героя планирует сыграть сам Куценко. В компанию к себе он возьмет Марию Порошину и Оксану Акиньшину.
«Мотылек», режиссер Константин Худяков, ООО «Кинокомпания «Кит»
Из пространной презентации этого проекта стало понятно только, что расскажет он притчу о грехах и их искуплениях. Сценарий для ленты написал Иван Охлобыстин. Актриса Алена Бабенко, которая сыграет одну из главных ролей в фильме, хочет этой работой «вернуть зрителя самому себе». Помимо Бабенко, в фильме также сыграет Данила Козловский, что уже, в принципе, и намекает на то, что определенные зрители (точнее – зрительницы) вернутся как минимум в кинотеатры. Бюджет ленты и другие подробности ее создания озвучены во время презентации не были.
«Стерпится-слюбится», режиссер Александр Сухарев, ООО «Продюсерская кинокомпания «Киномир»
Пожалуй, самый странный проект, поддержанный экспертным советом. Эта романтическая комедия расскажет о девушке Алене, которая мечтает уехать за границу и стать моделью. Чтобы предотвратить это, отец Алены собирается ее выдать замуж за первого встречного, которым оказывается музыкант по имени Вова. Продюсер ленты Татьяна Яковенко обещает историю современных Катарины и Петруччо из «Укрощения строптивой» и рассказа о том, как «гламурная фифа превращается в милую романтическую девушку». В роли Алены выступит Кристина Асмус, Вовой станет Марк Богатырев, а властного отца сыграет Дмитрий Назаров. Режиссером этой ленты, уж очень напоминающей воскресные телефильмы, станет Александр Сухарев, который сам же и написал сценарий картины. На вопрос членов экспертного совета о том, почему же этот телевизионного формата ромком считается авторским кино, Сухарев честно ответил: «Все кино – авторское. Я же еще и автор сценария, поэтому оно авторское». Помимо формулировки про авторское кино, свой проект продюсер назвала еще и социально значимым, так как он «возвращает нас к семейным ценностям». Бюджет ленты составит 46 миллионов рублей и единственной причиной, почему она оказалась поддержана экспертным советом, может стать, пожалуй, лишь то, что Татьяна Яковенко сама входит в этот совет.
Удивительно при этом, что картины, более достойные финансовой поддержки со стороны Министерства, оказались отправлены в так называемый резерв. По словам директора департамента кинематографии Минкультуры Вячеслава Тельнова, есть вероятность, что в октябре им тоже могут выделить поддержку. Насколько высока эта вероятность – пока не очень точно понятно.
В числе этих проектов оказался, например, небезынтересный режиссерский дебют Петра Шепотинника «Бледный город», рассказывающий о ребятах, путешествующих автостопом, уже практически готовый к запуску российско-итальянская копродукция «Дневник одной итальянки» режиссера Андрея Селиванова, обладающая большим фестивальным потенциалом лента «Чужой дом», среди актеров которой Ольга Дыховичная, Сабина Ахмедова, Бранко Джудич, Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова.
Среди картин, которые Министерство будет советовать рассмотреть Фонду кино, вполне ожидаемо оказались комедия Карена Оганесяна «Влечение» и масштабный байопик Петра Буслова «Креститель», бюджет которого на данный момент оценивается в 400 миллионов рублей. И в Фонде кино эти ленты имеют большой шанс на поддержку. Третьим проектом, который министерство отправит в Фонд, оказался фильм «Громовержец», презентовать который пришли представители Министерства обороны. Они, естественно, не догадывались ни о каком разделении полномочий между Минкультуры и Фондом кино и вообще, кажется, впервые услышали название второй организации на питчинге. Позиционируется лента как «национальный остросюжетный фильм», а в центре ее рассказа – «лучший секретный проект России», истребитель пятого поколения Пак Фа, последнюю фазу испытаний которого срывает США. Управляет этим истребителем, судя по презентации, летчик Сикорский, роль которого исполняет Сергей Безруков. Его напарника играет Дмитрий Дюжев, а кроме них в картине также задействованы Екатерина Климова, Василий Лановой, Артур Смольянинов и Андрей Мерзликин. Режиссером этой истории выступит Александр Баранов. Министерство обороны поможет картине техникой и вооружением, а вот за деньгами авторы проекта пришли в Минкультуры. Ориентировочный бюджет фильма – 150 миллионов рублей, в министерстве они, правда, попросили только 55. Но, может быть, теперь – уже будучи опытными кинематографистами – авторы проекта попросят у Фонда кино другую сумму, хотя хочется надеяться, что эксперты Фонда будут более разборчивы при выборе получателей бюджетных средств.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с питчинга
Впервые открытый питчинг проектов, претендующих на получение господдержки, был проведен летом прошлого года. Тогда он завершился скандалом: несмотря на решение экспертного совета, в субсидии было отказано проекту Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр». Затем министерство еще долго искало основания для отказа и нашло его в лице консультативного совета по военно-историческому кино, о существовании которого, впрочем, все и узнали только в связи с историей с фильмом Миндадзе. В тот раз все закончилось хорошо: проекту помог финансами Фонд кино, правда, эксперты военно-исторического совета все-таки попросили Миндадзе переработать сценарий. Видимо, чтобы в этом году подобных скандалов не случилось, в самом начале питчинга экспертному совету по игровому кино и журналистам был представлен член консультативного совета по фильмам военно-исторической тематики Андрей Назаров. В его обязанности входило после презентации любого проекта, так или иначе затрагивающего исторические темы, озвучивать заключение своих коллег, которые тщательно изучили сценарии будущих картин на предмет соответствия историческим событиям. И уже практически в самом начале питчинга Назаров выдал единственное отрицательное заключение – на последний сценарий Петра Ефимовича Тодоровского «Встреча на Эльбе», который уже не первый год пытается экранизировать его вдова Мира Тодоровская. Правда, этот факт возмутил лишь нескольких журналистов, и питчинг дальше пошел своим чередом.
Надо отметить, что вообще в этом году к очной защите своих проектов кинематографисты отнеслись с большим снисхождением, нежели в прошлом. Тогда некоторые возмущались тому, что чувствуют себя школьниками, сдающими экзамен. В этот раз – напротив, кажется, атмосфера такого экзамена всех «питчующихся» завораживала. Да и с общей подготовкой дела обстояли на уровень выше. Почти все подготовили презентации и видеоматериалы, не стеснялись озвучивать цифры бюджетов и уже имеющихся бизнес-партнеров. Но если проблем с формой не было практически ни у кого, то к содержанию проектов, подготовленных для получения государственных денег по категории «авторское и экспериментальное кино», вопросов было значительно больше.
Казалось бы, введенное пару лет назад деление на потенциально зрительское (жанровое, массовое) кино и авторский кинематограф между Фондом кино и Министерством культуры должно было наконец покончить с неразберихой относительно того, куда подавать тот или иной проект. Но то ли правила игры так до сих пор продюсерами и режиссерами толком не изучены, то ли из-за непонимания различий между такими проектами, то ли из-за обычной хитрости (в Минкультуры заявки на получение поддержки рассматривают раньше и чисто теоретически, если там проект деньги не получит, то еще есть шанс успеть подать его в Фонд кино), но на нынешней презентации большинство представленных экспертному совету министерства проектов носили чисто жанровый характер и скорее подходили для получения субсидий в Фонде кино, нежели в Минкультуры. Но, что удивительно, некоторые из таких проектов нашли тем не менее желаемую господдержку именно в ведомстве, которое теоретически должно заниматься поддержкой картин фестивальных, авторских.
Причем, Минкультуры, судя по всему, сосредоточится в первую очередь на поддержке тех самых военно-исторических картин, сценарии которого тщательно вычитывают консультанты-историки из Российского военно-исторического общества, возглавляемого, к слову, Министром культуры Владимиром Мединским. Из 12 проектов, поддержанных экспертами совета по авторскому и экспериментальному кино, половина так или иначе связана с историческими событиями, причем из этих проектов 4 посвящены истории Великой Отечественной войны.
«Вики» («Вера Оболенская»), режиссер Андрон Кончаловский, ООО «Продюсерский центр А.С.Кончаловского»
Как понятно из названия, лента расскажет о русской княгине Вере Оболенской, которая возглавила движение Сопротивления во Франции. В 1943 году она была арестована гестаповцами, а в 1944 году была казнена в Берлине. Роль легендарной княгини Вики исполнит жена режиссера, актриса Юлия Высоцкая, исполнители на две мужские роли (офицер Вермахта и француз) пока не найдены. Планируется, что их сыграют немецкий и французский актеры соответственно. Основная часть съемок пройдет в декорациях, которые будут построены на территории России, некоторые пейзажи планируется снимать во Франции. Бюджет картины составляет 80 миллионов рублей, у Министерства культуры было запрошено 50 (сразу же оговоримся, что точные суммы, которые будут выделены ведомством на поддержанные проекты, пока не объявлены). Консультативный совет по военно-историческим фильма рекомендовал Андрону Кончаловскому доработать сценарий и исправить исторические неточности.
«Коридор бессмертия», режиссер Федор Попов, АНО «Творческая студия «Стелла»
События этой военной драмы разворачиваются после блокадной зимы 1941-1942 годов. Юная девушка Маша приходит на железнодорожные курсы и после череды событий оказывается на строительстве Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, постановление о создании которой было принято в день прорыва блокады Ленинграда – 18 января 1943 года. И если о ледовой Дороге Жизни знают, в том числе и по фильмам, многие, то о Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, которую называли Дорогой Победы, - известно гораздо меньше. Фильм Федора Попова должен исправить эту ситуацию. Историки-консультанты Минкультуры сценарий проекта поддержали и признали 100%-ное соответствие проекта историческим событиям. Подготовительный этап работы над картиной уже начался. Предполагаемый бюджет ленты 150 миллионов рублей, у министерства Попов запрашивал 35 миллионов.
«Председатель», режиссер Алексей Мурадов, некоммерческое партнерство Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
Опять же военная драма, действие которой происходит в 1942 году. Главный герой – Николай Скорик – возвращается с фронта инвалидом и назначается на должность председателя родного колхоза, который еще накануне войны хотел со скандалом покинуть. Тем не менее, Скорику приходится наладить контакт со своими подчиненными и вырастить урожай для фронта. На каком этапе сейчас находится проект, из презентации было не очень понятно. Так же, как и общий бюджет картины и запрашиваемые у Минкультуры средства. Зато авторы проекта довольно подробно рассказали о том, что их киностудия «Илья Муромец» создана в 2005 году в рамках программы «В кругу семьи», сценарий картины «Председатель» уже получил диплом фестиваля «Золотой Витязь» и был одобрен главой ВГТРК Олегом Добродеевым, который входит в попечительский состав вышеупомянутой программы. Также авторы отметили, что эта картина обладает высокой художественной ценностью и станет «серьезным фильмом про войну и не только про войну».
«Единичка», режиссер Кирилл Белевич, ООО «Марс Медиа Энтертейнмент»
Предполагаемый бюджет этой ленты и запрашиваемая у Минкультуры сумма журналистам остались так же, как и в случае с «Председателем», неизвестны. Эта драма рассказывает о событиях 1944 года, когда отряд под командованием лейтенанта Егорова получают задание не допустить переправы немцев и до последнего держаться, пока не придет подкрепление. Солдаты занимают позицию у реки – неподалеку от заброшенного монастыря, в котором неожиданно находят воспитанников интерната для глухонемых.
Теперь о двух других картинах, также затрагивающих историческую тематику, но дающих потенциальным зрителям надежду на то, что в истории России была не только Великая Отечественная война. К слову, два этих проекта, что видно уже даже на этапе питчинга, произведения качественно разного уровня.
«Спитак», режиссер Александр Котт, ООО «Телесто-фильм»
Как понятно из названия картины, касаться она будет Спитакского землетрясения – масштабной катастрофы, которая 7 декабря 1988 года за 30 секунд полностью разрушила город. Продюсер Елена Гликман и автор сценария Мария Сочинская на презентации подчеркнули, что за 25 лет, прошедших с того страшного события, о нем не было снято ни одной картины. Мы же отметим, что совсем недавно вышеупомянутая компания «Марс Медиа» объявила о запуске проекта, также рассказывающего о страшных событиях 1988 года, – фильме «История одного землетрясения», режиссером которого станет Сарик Андреасян. Андреасян, правда, расскажет о другом пострадавшем в этот день городе – Ленинакане – и сделает главными героями ленты армянина Роберта Мелконяна и русского Андрея Бережного, которые оказываются в эпицентре события и одними из первых приходят на помощь пострадавшим. Продюсеры при этом обещают сделать эшн-драму.
В картине Александра Котта действие будет происходить в первые три дня после землетрясения. Прототипом главного героя стал Норайр Мурадян, который за день до катастрофы получил должность главы города Спитак и ровно в тот момент, когда он подписывали документы о своем назначении, и началось землетрясение. Сценарий картины был одобрен не только консультативным советом при Минкульте, но и, что гораздо важнее, непосредственно участниками тех трагических событий 1988 года.
Режиссер фильма Александр Котт подчеркнул, что «Спитак» будет не фильмом-катастрофой, а «фильмом-реквиемом». Работа над картиной уже началась. Общий бюджет ленты составит 5 миллионов долларов. Проект уже поддержан Министерством культуры Армении и телеканалом «Россия».
«Созвездие Марии», режиссер Александр Борисов, ООО «Каро Продакшн»
Действие этой картины происходит в XVIII веке. Фильм рассказывает о морском офицере Василии Прончищеве, который руководил Ленско-Енисейским отрядом Великой Северной экспедиции. Вместе с Прончищевым всю экспедицию провела его жена – Мария. С учетом того, что лента производится при участии компании «Каро», судьба ее проката уже решена. По словам гендиректора компании «Каро Премьер» Алексея Рязанцева, фильм планируется выпустить на экраны к 23 февраля 2016 года. Бюджет ленты составит 80 миллионов рублей, из которых 50 было запрошено у Минкультуры. В качестве референса картины ее создатели видят ленты «Адмирал» и «Земля Санникова» и обещают в «Созвездии Марии» «определенный патриотический накал». Консультанты-историки в целом дали проекту позитивную оценку, однако указали на некоторые неточности в сценарии.
Среди других – неисторических – проектов, поддержанных экспертным советом: две экранизации литературных произведений, сделанный международными усилиями альманах о Санкт-Петербурге, ромком о современных шекспировских героях, режиссерский дебют популярного актера Гоши Куценко и православное кино по сценарию Ивана Охлобыстина.
«Белые ночи», режиссер Татьяна Воронецкая, ООО «Россфильм»
Экранизация одноименной повести Федора Михайловича Достоевского, которая частично осовременена известным драматургом Вячеславом Дурненковым. «Белые ночи» - копродукция, сопродюсером которой выступает Файт Хайдушка, работавший с Михаэлем Ханеке. Съемки, естественно, пройдут в Санкт-Петербурге, но, как обещает Татьяна Воронецкая, город будет обработан с помощью компьютерной графики. Общий бюджет картины составляет 88 миллионов рублей. Сейчас идет подготовительный период, но уже известно, что роль жильца в фильме исполнит немецкий актер Даниэль Брюль, а Настеньки – Генриетта Конфуриус. Роль главного героя – Мечтателя – останется за российским актером.
«Синдром Петрушки», режиссер Елена Хазанова, ООО «Студия «Третий Рим»
Съемки этой экранизации романа Дины Рубиной уже, как известно, идут в Санкт-Петербурге. Главные роли в картине исполняют Евгений Миронов (он также выступает в качестве сопродюсера и художественного руководителя проекта) и Чулпан Хаматова. Оператором ленты является Азиз Жамбакаев, в прошлом году удостоенный награды на Берлинском кинофестивале за фильм «Уроки гармонии». Производственный бюджет ленты оценивается в 66 миллионов рублей, чуть меньше – 60 миллионов – планируется потратить на рекламу. Евгений Миронов обещает психологическую драму и триллер, который может заинтересовать широкую возрастную аудиторию. Создатели ленты при этом рассчитывают на кассовые сборы в 180 миллионов рублей.
«Петербург: Категория чувств», ООО «Продюсерский центр «Ленфильм»
Рассказывающий о Санкт-Петербурге альманах, который при удачном раскладе вполне может стать визитной карточкой и своего рода символом возрождения студии «Ленфильм». Продюсеры, в числе которых Эдуард Пичугин и Сергей Сельянов, обещают участие режиссеров со всего мира – Тодда Солондза, Дуни Смирновой, Бакура Бакурадзе, Седрик Клапиш, Рэйфа Файнса, Игоря Волошина, Ильмара Раага, Тимура Бекмамбетова и Сэма Рокуэлла. Художественным руководителем проекта выступит собственно глава «Ленфильма» Федор Бондарчук.
«Врач», режиссер Юрий Куценко, ООО «Артлайт»
Режиссерский дебют Гоши Куценко, уже успевшего попробовать себя на поприще сценариста и продюсера. Главным героем фильма станет нейрохирург Юрий Михайлович Мельников, а фильм расскажет о его работе и жизни. По словам Куценко, его родители всегда хотели, чтобы он стал врачом, поэтому он и решил посветить свою первую режиссерскую работу людям в белых халатах. Кстати, главного героя планирует сыграть сам Куценко. В компанию к себе он возьмет Марию Порошину и Оксану Акиньшину.
«Мотылек», режиссер Константин Худяков, ООО «Кинокомпания «Кит»
Из пространной презентации этого проекта стало понятно только, что расскажет он притчу о грехах и их искуплениях. Сценарий для ленты написал Иван Охлобыстин. Актриса Алена Бабенко, которая сыграет одну из главных ролей в фильме, хочет этой работой «вернуть зрителя самому себе». Помимо Бабенко, в фильме также сыграет Данила Козловский, что уже, в принципе, и намекает на то, что определенные зрители (точнее – зрительницы) вернутся как минимум в кинотеатры. Бюджет ленты и другие подробности ее создания озвучены во время презентации не были.
«Стерпится-слюбится», режиссер Александр Сухарев, ООО «Продюсерская кинокомпания «Киномир»
Пожалуй, самый странный проект, поддержанный экспертным советом. Эта романтическая комедия расскажет о девушке Алене, которая мечтает уехать за границу и стать моделью. Чтобы предотвратить это, отец Алены собирается ее выдать замуж за первого встречного, которым оказывается музыкант по имени Вова. Продюсер ленты Татьяна Яковенко обещает историю современных Катарины и Петруччо из «Укрощения строптивой» и рассказа о том, как «гламурная фифа превращается в милую романтическую девушку». В роли Алены выступит Кристина Асмус, Вовой станет Марк Богатырев, а властного отца сыграет Дмитрий Назаров. Режиссером этой ленты, уж очень напоминающей воскресные телефильмы, станет Александр Сухарев, который сам же и написал сценарий картины. На вопрос членов экспертного совета о том, почему же этот телевизионного формата ромком считается авторским кино, Сухарев честно ответил: «Все кино – авторское. Я же еще и автор сценария, поэтому оно авторское». Помимо формулировки про авторское кино, свой проект продюсер назвала еще и социально значимым, так как он «возвращает нас к семейным ценностям». Бюджет ленты составит 46 миллионов рублей и единственной причиной, почему она оказалась поддержана экспертным советом, может стать, пожалуй, лишь то, что Татьяна Яковенко сама входит в этот совет.
Удивительно при этом, что картины, более достойные финансовой поддержки со стороны Министерства, оказались отправлены в так называемый резерв. По словам директора департамента кинематографии Минкультуры Вячеслава Тельнова, есть вероятность, что в октябре им тоже могут выделить поддержку. Насколько высока эта вероятность – пока не очень точно понятно.
В числе этих проектов оказался, например, небезынтересный режиссерский дебют Петра Шепотинника «Бледный город», рассказывающий о ребятах, путешествующих автостопом, уже практически готовый к запуску российско-итальянская копродукция «Дневник одной итальянки» режиссера Андрея Селиванова, обладающая большим фестивальным потенциалом лента «Чужой дом», среди актеров которой Ольга Дыховичная, Сабина Ахмедова, Бранко Джудич, Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова.
Среди картин, которые Министерство будет советовать рассмотреть Фонду кино, вполне ожидаемо оказались комедия Карена Оганесяна «Влечение» и масштабный байопик Петра Буслова «Креститель», бюджет которого на данный момент оценивается в 400 миллионов рублей. И в Фонде кино эти ленты имеют большой шанс на поддержку. Третьим проектом, который министерство отправит в Фонд, оказался фильм «Громовержец», презентовать который пришли представители Министерства обороны. Они, естественно, не догадывались ни о каком разделении полномочий между Минкультуры и Фондом кино и вообще, кажется, впервые услышали название второй организации на питчинге. Позиционируется лента как «национальный остросюжетный фильм», а в центре ее рассказа – «лучший секретный проект России», истребитель пятого поколения Пак Фа, последнюю фазу испытаний которого срывает США. Управляет этим истребителем, судя по презентации, летчик Сикорский, роль которого исполняет Сергей Безруков. Его напарника играет Дмитрий Дюжев, а кроме них в картине также задействованы Екатерина Климова, Василий Лановой, Артур Смольянинов и Андрей Мерзликин. Режиссером этой истории выступит Александр Баранов. Министерство обороны поможет картине техникой и вооружением, а вот за деньгами авторы проекта пришли в Минкультуры. Ориентировочный бюджет фильма – 150 миллионов рублей, в министерстве они, правда, попросили только 55. Но, может быть, теперь – уже будучи опытными кинематографистами – авторы проекта попросят у Фонда кино другую сумму, хотя хочется надеяться, что эксперты Фонда будут более разборчивы при выборе получателей бюджетных средств.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с питчинга
Все новости о фильмах
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
20.08.2022
Творец, человек неунывающий: Андрей Кончаловский отмечает юбилей
29.11.2021
Александр Миндадзе выпускает сборник киноповестей
30.12.2019
Российское кино 2019: количество растет, а касса - падает
16.12.2019
Белый слон 2019: номинанты
03.12.2019
Золотой орел 2019: список претендентов
20.11.2019
Спутник над Польшей 2019: программа показов
12.11.2019
Объявлены номинанты на премию Золотой единорог 2019
14.10.2019
Стали известны фильмы, вошедшие в программу RFW 2019
27.08.2019
Стали известны номинанты на премию «Резонанс»
Другие статьи по теме Питчинги
10.12.2024
Российский кинобизнес 24/25: на сессии программы Поиск представили пять фильмов
28.11.2024
Питчинг дебютных, авторских и экспериментальных фильмов в Минкультуры
27.11.2024
Питчинг в Фонде кино: сиквелы, сказки и советская классика
26.11.2024
Питчинг детского кино в Министерстве культуры
25.11.2024
26 ноября Фонд кино проведет питчинг компаний-лидеров кинопроизводства
Другие статьи по теме Министерство культуры РФ
06.12.2024
Фигурантам дела о мошенничестве с Пушкинскими картами огласили приговор
28.11.2024
Питчинг дебютных, авторских и экспериментальных фильмов в Минкультуры
26.11.2024
Питчинг детского кино в Министерстве культуры
22.11.2024
Министерство культуры объявило расписание питчингов детского и дебютного кино
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
Реклама