28 июня 2013 16:32
Н.С. Михалков предложил Молодежному центру разработать этическую хартию киноиндустрии
27 июня 2013 года специальным гостем питчинга дебютантов, организованного Молодежным центром Союза кинематографистов России в рамках Российских программ 35-го ММКФ, стал Президент фестиваля, Председатель Союза кинематографистов России Никита Сергеевич Михалков. Предлагаем вашему вниманию фрагменты стенограммы выступления Н.С. Михалкова и представителей Молодежного центра СК РФ.
Никита Михалков:
Очень сложный график, я ненадолго. Но мне очень важно было с вами повидаться, потому что есть о чем поговорить. Отвлекусь немного от того, для чего вы сегодня собрались. Дело в том, что вчера на Пленуме был разговор о некой этической хартии, о которой говорил Президент на нашей встрече в Сочи. Напомним, что подобный документ существовал в США в 30-60-е годы прошлого века. Это некая договоренность кинематографистов о том, что не должно быть, и к чему не должны призывать, что не должно быть предметом муссирования искусства. Но для нас это дело тяжелое, страшное. Мы видим некую «цензуру». Но самое интересное, что в США отменена она была, когда практически перестала работать, потому что была уже в 30-х годах сформирована «внутренняя самоцензура». Хорошо это или плохо — это не имеет значения. Иногда это плохо. Я просто хочу сказать, что я имею ввиду: когда я закончил снимать «Сибирского цирюльника», я был в Париже, там монтировал и встретил Кевина Костнера. Мы с ним познакомились, пообщались. Я ему показал рабочую версию фильма и попросил его высказать свои комментарии, пожелания. После просмотра он вышел взволнованный, со слезами на глазах. Через два дня я получил список и обомлел, потому что редактура и цензура Госкино отдыхает по сравнению с этой запиской. Посмотрите, что пишет Художник, Режиссер, не какой-то чиновник. Ну, например... «Не нужно, чтобы американский сержант не знал, кто такой Моцарт». Или... «Как понятно из контекста фильма, Джейн была проституткой. Лучше пусть она будет англичанкой, чем американкой». И так далее.
К чему я говорю: я не призываю вас «зажаться». Я призываю к тому, чтобы оценить — есть ли для нас какие-то правила: внутренние, нравственные? Основываемся ли мы на том, что являет собой глобально русскую культуру, русскую литературу?..
Я говорю не о том, чтобы не говорить, что происходит плохого в нашей стране. Это нужно, обязательно нужно. Меня интересует другое: любишь это или не любишь? Чувствуешь ли ты себя частью этого или смотришь как на тараканов там где-то копошащийся в навозе народ? Один старец гениально сказал: «жестокая правда без любви — есть ложь».
Почему мы должны писать эту хартию? Почему бы не вам это сделать? Почему вы не можете сформулировать сами для себя... Не мы для вас — от Союза, от Секретариата, от Пленума.. Нет. Вы для себя, вы договоритесь. Я хочу услышать людей, которым снимать кино дальше. В чем заключается их внутреннее ощущение «табу» на что-то? Где находится их базовая ценность существования именно здесь, а не в другом месте. И насколько они хотят существовать здесь. Я перефразирую слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Я для себя понял, что великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а Великая Россия — тем, кто хочет тут остаться... (аплодисменты). В связи с этим мне думается, что было бы очень важно... Вот мы создаем Молодежный центр — разные люди, разные взгляды, темперамент…
Но не может существовать общество, социум, без того, чтобы у него были какие-то общие для всех, и навсегда понятные нравственные ориентиры. В Америке не говорят «патриотизм», потому что он впитан с молоком матери.... Там существует абсолютно уникальная ситуация. Не Америка создала «американское кино», а кино создало Америку. Кино Америки создавало этот миф, который, в результате, привел к тому, что американцы не хотят смотреть про себя кино... Кто из зала видел картину «Ограбление казино» с Бредом Питтом? 5 человек... В конце картины Бред Питт говорит человеку, который не заплатил ему деньги: «Ты что, веришь этому всему? Сенаторам, Президентам? Американская идея? Пока народ умирал за идеи, Джеферсон трахал рабынь. Америка это не страна — это бизнес. Отдай мои деньги». Американцы не хотят смотреть такое кино. И картина в результате не окупилась, провалилась в прокате.... О ней не знают, что она есть. Вы с трудом узнали, что есть такая картина «Хвост вертит собакой». «Хит» с невероятными звездами. А ее нету... Я не говорю, что это хорошо, я говорю, что это есть. Есть «внутренний цензор», который американцы не хотят перешагивать.
Так вот. Я хочу, чтобы Вы меня услышали и решили сами. Мы собираемся создать комиссию по этой хартии и так далее. Я предлагаю нам не создавать никакой комиссии. Я предлагаю Вам договориться друг с другом и прийти к нам с вашей хартией. Как вы это сделаете – мне не важно. Мне важно вас услышать, что для вас является табу, что вы сами не хотите перешагивать, для того, чтобы губить чужую жизнь и свою тоже. Посмотрите по сторонам, как это, кто это делает, смотрите.. Но… Повторяю: что напишем мы — понятно. Это будет хуже или лучше, но понятно. Надеюсь, не глупо. Но я не хотел бы вам спускать наши директивы и предложения. Я хочу, чтобы Вы их нам дали. Чтобы вы дали нам свои ориентиры. Чтобы они стали нашими тоже. Вот это мне важно.
И последнее. Я думаю, мы об этом говорили, что мы будем иметь возможность, по крайней мере, 5-6 короткометражных картин снимать за счет Союза в размере 1 миллиона рублей. И это может стать определенным «кошельком» вне зависимости от того, что нам дадут спонсоры извне. Надо понимать, что сценарии этих фильмов должны соответствовать бюджету. Это важное мастерство — научиться писать сценарии исходя из бюджета. Потому что кино — это не только иллюзия, но и постоянный выход из сложного положения. Я почитал некоторые сценарии, у меня есть поэтому свое мнение, но это вы сами разберете чуть позже. Буду рад, если я не ошибся в том, что я для себя выбрал. А вас я прошу отнестись к моим словам со всей степенью искренности и доверия, чтобы вы чувствовали, что вы делаете своими руками не только кино, но и жизнь» (аплодисменты).
Филипп Абрютин (Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ):
Никита Сергеевич, спасибо большое, что пришли. Во-первых, о питчинге. Спасибо большое, что Союз поддержал нашу инициативу и, действительно, сегодня уникальное событие — молодые режиссеры, дебютанты рассказывают о своих проектах и все они, на взгляд жюри, на взгляд отборочной комиссии, соответствуют той возможной хартии, которую мы с большой ответственностью начнем разрабатывать (аплодисменты). Было много совещаний у нас на эту тему, и молодые кинематографисты очень хотят повлиять на те процессы, которые в сегодняшнем кинематографе происходят. Потому что, несмотря на то, что мы молодые, у нас также есть дети, они растут, мы хотим, чтобы они любили страну, чтобы они верили в себя, в то, что они могут повлиять на то, что происходит вокруг, чтобы они верили в наше кино, чтобы наше российское кино вызывало доверие. Поэтому мы с радостью начнем разрабатывать эту хартию, начнем с обсуждения.
Наш Центр ведет активную деятельность, нас более полутысячи. Мы бросим клич, и все будут присылать свои заявки, мысли. Мы хотим, чтобы кино было хорошим, и не то чтобы «позитивным», «с зарядом плюс», - главное, чтобы кино было «настоящим», и чтобы оно было пронизано любовью к зрителю. Вот это для нас очень важно. И мы надеемся, что эта хартия будет не просто для нас, будущих режиссеров, а хартия для нас, и для вас, и для всей киноиндустрии. Мы надеемся, что наш голос будет услышан (аплодисменты).
Я бы еще хотел отметить: то, что Вы решили поддержать по миллиону рублей шесть проектов короткометражного кино — это уникальный, беспрецедентный случай для молодых кинематографистов. Потому что питчингов проводится довольно большое количество, но не всегда они заканчиваются реальным производством, реализацией этих проектов. И я хотел бы предложить еще подумать над тем, чтобы эти пять-шесть короткометражек, которые мы поддержим, объединить в некий киноальманах, и затем, после их создания, попробовать пробиться в кинотеатральную сеть и на ТВ и с этого начать реализовывать эту хартию.
Никита Михалков:
Я думаю, что мы попытаемся договориться с Министерством культуры, чтобы эти альманахи оставались не только дома у тех, чьи фильмы есть на этом диске. И я думаю также, что мы сумеем договориться с одним из ведущих телеканалов о специальной программе, которая бы рассказывала и показывала ваше кино. Понимаете в чем штука — ужас в том, что раньше воспитывали нас, а сейчас мы должны воспитывать зрителя, которого сами же и развратили и отвернули от экрана. Я думаю, что сможем договориться, чтобы телевидение нам помогло в создании такой передачи.
Константин Фам (режиссер, участник питчинга):
У меня такая просьба: те пять картин, которые будут запущены при финансировании Союза кинематографистов, хотелось бы, чтобы они были сделаны на высоком уровне. Сейчас потерян институт художественного руководства. И мы, молодые режиссеры, хотели бы с кем-то советоваться. И если бы Вы, Никита Сергеевич, могли бы нам уделить два-три часа на консультацию на уровне сценария, на уровне кастинга, монтажа, экспликации, то это было бы очень здорово.
Никита Михалков:
Я думаю просто, что это обязанность наша. Но я хочу Вам внести некоторое предложение. Понимаете, получить деньги на картину — величайшее счастье. Печаль заключается в том, что «неподготовленная импровизация» может оказаться неудачной. Поэтому, я хочу предложить вам — как закон, такое действо, как «защита проекта». До начала съемок. Это было на «Мосфильме» всегда. Кому именно — мы договоримся. Это не значит, что он должен утверждать, или не утверждать. Это значит, что должен сформулировать ясными словами, что он хочет видеть в итоге... (Аплодисменты)
Комментарий Молодежного центра:
После окончания ММКФ Правление Молодежного центра СК РФ встретится с Первым Заместителем Председателя Союза кинематографистов РФ С.В. Лазаруком, председателем комиссии по созданию этической хартии. На встрече будут обсуждены вопросы и механизмы создания документа. Результаты встречи будут опубликованы на сайте Союза кинематографистов и Молодежного центра СК ПФ.
Никита Михалков:
Очень сложный график, я ненадолго. Но мне очень важно было с вами повидаться, потому что есть о чем поговорить. Отвлекусь немного от того, для чего вы сегодня собрались. Дело в том, что вчера на Пленуме был разговор о некой этической хартии, о которой говорил Президент на нашей встрече в Сочи. Напомним, что подобный документ существовал в США в 30-60-е годы прошлого века. Это некая договоренность кинематографистов о том, что не должно быть, и к чему не должны призывать, что не должно быть предметом муссирования искусства. Но для нас это дело тяжелое, страшное. Мы видим некую «цензуру». Но самое интересное, что в США отменена она была, когда практически перестала работать, потому что была уже в 30-х годах сформирована «внутренняя самоцензура». Хорошо это или плохо — это не имеет значения. Иногда это плохо. Я просто хочу сказать, что я имею ввиду: когда я закончил снимать «Сибирского цирюльника», я был в Париже, там монтировал и встретил Кевина Костнера. Мы с ним познакомились, пообщались. Я ему показал рабочую версию фильма и попросил его высказать свои комментарии, пожелания. После просмотра он вышел взволнованный, со слезами на глазах. Через два дня я получил список и обомлел, потому что редактура и цензура Госкино отдыхает по сравнению с этой запиской. Посмотрите, что пишет Художник, Режиссер, не какой-то чиновник. Ну, например... «Не нужно, чтобы американский сержант не знал, кто такой Моцарт». Или... «Как понятно из контекста фильма, Джейн была проституткой. Лучше пусть она будет англичанкой, чем американкой». И так далее.
К чему я говорю: я не призываю вас «зажаться». Я призываю к тому, чтобы оценить — есть ли для нас какие-то правила: внутренние, нравственные? Основываемся ли мы на том, что являет собой глобально русскую культуру, русскую литературу?..
Я говорю не о том, чтобы не говорить, что происходит плохого в нашей стране. Это нужно, обязательно нужно. Меня интересует другое: любишь это или не любишь? Чувствуешь ли ты себя частью этого или смотришь как на тараканов там где-то копошащийся в навозе народ? Один старец гениально сказал: «жестокая правда без любви — есть ложь».
Почему мы должны писать эту хартию? Почему бы не вам это сделать? Почему вы не можете сформулировать сами для себя... Не мы для вас — от Союза, от Секретариата, от Пленума.. Нет. Вы для себя, вы договоритесь. Я хочу услышать людей, которым снимать кино дальше. В чем заключается их внутреннее ощущение «табу» на что-то? Где находится их базовая ценность существования именно здесь, а не в другом месте. И насколько они хотят существовать здесь. Я перефразирую слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Я для себя понял, что великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а Великая Россия — тем, кто хочет тут остаться... (аплодисменты). В связи с этим мне думается, что было бы очень важно... Вот мы создаем Молодежный центр — разные люди, разные взгляды, темперамент…
Но не может существовать общество, социум, без того, чтобы у него были какие-то общие для всех, и навсегда понятные нравственные ориентиры. В Америке не говорят «патриотизм», потому что он впитан с молоком матери.... Там существует абсолютно уникальная ситуация. Не Америка создала «американское кино», а кино создало Америку. Кино Америки создавало этот миф, который, в результате, привел к тому, что американцы не хотят смотреть про себя кино... Кто из зала видел картину «Ограбление казино» с Бредом Питтом? 5 человек... В конце картины Бред Питт говорит человеку, который не заплатил ему деньги: «Ты что, веришь этому всему? Сенаторам, Президентам? Американская идея? Пока народ умирал за идеи, Джеферсон трахал рабынь. Америка это не страна — это бизнес. Отдай мои деньги». Американцы не хотят смотреть такое кино. И картина в результате не окупилась, провалилась в прокате.... О ней не знают, что она есть. Вы с трудом узнали, что есть такая картина «Хвост вертит собакой». «Хит» с невероятными звездами. А ее нету... Я не говорю, что это хорошо, я говорю, что это есть. Есть «внутренний цензор», который американцы не хотят перешагивать.
Так вот. Я хочу, чтобы Вы меня услышали и решили сами. Мы собираемся создать комиссию по этой хартии и так далее. Я предлагаю нам не создавать никакой комиссии. Я предлагаю Вам договориться друг с другом и прийти к нам с вашей хартией. Как вы это сделаете – мне не важно. Мне важно вас услышать, что для вас является табу, что вы сами не хотите перешагивать, для того, чтобы губить чужую жизнь и свою тоже. Посмотрите по сторонам, как это, кто это делает, смотрите.. Но… Повторяю: что напишем мы — понятно. Это будет хуже или лучше, но понятно. Надеюсь, не глупо. Но я не хотел бы вам спускать наши директивы и предложения. Я хочу, чтобы Вы их нам дали. Чтобы вы дали нам свои ориентиры. Чтобы они стали нашими тоже. Вот это мне важно.
И последнее. Я думаю, мы об этом говорили, что мы будем иметь возможность, по крайней мере, 5-6 короткометражных картин снимать за счет Союза в размере 1 миллиона рублей. И это может стать определенным «кошельком» вне зависимости от того, что нам дадут спонсоры извне. Надо понимать, что сценарии этих фильмов должны соответствовать бюджету. Это важное мастерство — научиться писать сценарии исходя из бюджета. Потому что кино — это не только иллюзия, но и постоянный выход из сложного положения. Я почитал некоторые сценарии, у меня есть поэтому свое мнение, но это вы сами разберете чуть позже. Буду рад, если я не ошибся в том, что я для себя выбрал. А вас я прошу отнестись к моим словам со всей степенью искренности и доверия, чтобы вы чувствовали, что вы делаете своими руками не только кино, но и жизнь» (аплодисменты).
Филипп Абрютин (Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ):
Никита Сергеевич, спасибо большое, что пришли. Во-первых, о питчинге. Спасибо большое, что Союз поддержал нашу инициативу и, действительно, сегодня уникальное событие — молодые режиссеры, дебютанты рассказывают о своих проектах и все они, на взгляд жюри, на взгляд отборочной комиссии, соответствуют той возможной хартии, которую мы с большой ответственностью начнем разрабатывать (аплодисменты). Было много совещаний у нас на эту тему, и молодые кинематографисты очень хотят повлиять на те процессы, которые в сегодняшнем кинематографе происходят. Потому что, несмотря на то, что мы молодые, у нас также есть дети, они растут, мы хотим, чтобы они любили страну, чтобы они верили в себя, в то, что они могут повлиять на то, что происходит вокруг, чтобы они верили в наше кино, чтобы наше российское кино вызывало доверие. Поэтому мы с радостью начнем разрабатывать эту хартию, начнем с обсуждения.
Наш Центр ведет активную деятельность, нас более полутысячи. Мы бросим клич, и все будут присылать свои заявки, мысли. Мы хотим, чтобы кино было хорошим, и не то чтобы «позитивным», «с зарядом плюс», - главное, чтобы кино было «настоящим», и чтобы оно было пронизано любовью к зрителю. Вот это для нас очень важно. И мы надеемся, что эта хартия будет не просто для нас, будущих режиссеров, а хартия для нас, и для вас, и для всей киноиндустрии. Мы надеемся, что наш голос будет услышан (аплодисменты).
Я бы еще хотел отметить: то, что Вы решили поддержать по миллиону рублей шесть проектов короткометражного кино — это уникальный, беспрецедентный случай для молодых кинематографистов. Потому что питчингов проводится довольно большое количество, но не всегда они заканчиваются реальным производством, реализацией этих проектов. И я хотел бы предложить еще подумать над тем, чтобы эти пять-шесть короткометражек, которые мы поддержим, объединить в некий киноальманах, и затем, после их создания, попробовать пробиться в кинотеатральную сеть и на ТВ и с этого начать реализовывать эту хартию.
Никита Михалков:
Я думаю, что мы попытаемся договориться с Министерством культуры, чтобы эти альманахи оставались не только дома у тех, чьи фильмы есть на этом диске. И я думаю также, что мы сумеем договориться с одним из ведущих телеканалов о специальной программе, которая бы рассказывала и показывала ваше кино. Понимаете в чем штука — ужас в том, что раньше воспитывали нас, а сейчас мы должны воспитывать зрителя, которого сами же и развратили и отвернули от экрана. Я думаю, что сможем договориться, чтобы телевидение нам помогло в создании такой передачи.
Константин Фам (режиссер, участник питчинга):
У меня такая просьба: те пять картин, которые будут запущены при финансировании Союза кинематографистов, хотелось бы, чтобы они были сделаны на высоком уровне. Сейчас потерян институт художественного руководства. И мы, молодые режиссеры, хотели бы с кем-то советоваться. И если бы Вы, Никита Сергеевич, могли бы нам уделить два-три часа на консультацию на уровне сценария, на уровне кастинга, монтажа, экспликации, то это было бы очень здорово.
Никита Михалков:
Я думаю просто, что это обязанность наша. Но я хочу Вам внести некоторое предложение. Понимаете, получить деньги на картину — величайшее счастье. Печаль заключается в том, что «неподготовленная импровизация» может оказаться неудачной. Поэтому, я хочу предложить вам — как закон, такое действо, как «защита проекта». До начала съемок. Это было на «Мосфильме» всегда. Кому именно — мы договоримся. Это не значит, что он должен утверждать, или не утверждать. Это значит, что должен сформулировать ясными словами, что он хочет видеть в итоге... (Аплодисменты)
Комментарий Молодежного центра:
После окончания ММКФ Правление Молодежного центра СК РФ встретится с Первым Заместителем Председателя Союза кинематографистов РФ С.В. Лазаруком, председателем комиссии по созданию этической хартии. На встрече будут обсуждены вопросы и механизмы создания документа. Результаты встречи будут опубликованы на сайте Союза кинематографистов и Молодежного центра СК ПФ.
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
27.04.2024
ММКФ 2024: фотографии с церемонии награждения
27.04.2024
Паранормальная активность в прямом эфире: «Полночь с дьяволом» на ММКФ
26.04.2024
ММКФ 2024: победители фестиваля
26.04.2024
ММКФ 2024: фантастика в уральской деревне
26.04.2024
Название как призыв к действию: «Надо снимать фильмы о любви» на ММКФ
Реклама