Берлинале 2025: «Мамин ребенок» — очень странные дела
18 февраля в рамках основного конкурса Берлинского кинофестиваля прошла премьера фильма «Мамин ребенок» / «Mother’s Baby» режиссера Джоанны Модер. Картина начинается как семейная драма, перерастает в триллер и заканчивается научной фантастикой в загадочных лабораториях, где ставят странные эксперименты над людьми.
Австрийский сценарист и режиссер Джоанна Модер дебютировала в полнометражном кино более десяти лет назад — в 2014 году с фильмом «High Performance», который получил приз зрительских симпатий на кинофестивале Max Ophüls Prize, ежегодном кинофестивале в Саарбрюккене для начинающих кинематографистов из Германии, Австрии и Швейцарии. «Мамин ребенок» — ее пятый фильм, в конкурсе Берлинского кинофестиваля она впервые представляет свою работу.
По сюжету сорокалетняя Джулия и ее муж Георг мечтают о ребенке. За помощью они обращаются в частную клинику, известную своими передовыми методами лечения, где доктор Вилфорт предлагает им экспериментальную процедуру. Она оказывается успешной, и через девять месяцев на свет появляется их сын. Однако роды проходят не так успешно, и ребенка экстренно забирают в интенсивную терапию, даже не показав матери. Оставаясь в неведении целые сутки, Джулия и Георг пребывают в настоящем ужасе. Однако через день им приносят здорового малыша как ни в чем ни бывало. Но это воссоединение не приносит желаемого счастья — Джулия начинает сомневаться в том, что ребенок действительно ее.
Проходит время, а родители не могут выбрать для ребенка имя, Джулия откладывает этот момент, придумывая все новые причины. Ее волнует только одно: ее сын всегда странно спокоен, он не плачет и не требует еды, он почти не улыбается и никак не проявляет эмоций. Однако отец, кажется, ничего не замечает. Чувство беспокойства и отчуждения становится все сильнее, даже зрителю непонятно, что реально, а что — плод воображения матери.
«Он такой тихий. Очень странный и очень спокойный», — говорит Джулия мужу. «Ты бы предпочла, чтобы ребенок постоянно кричал? — осекает ее Георг. — Ты же хотела ребенка!». «Хотела, но не этого ребенка…» — тихо бормочет она. И этот эпизод становится в фильме переломным.
Режиссер Джоанна Модер, у которой двое детей, отмечает, что на создание фильма ее вдохновил личный опыт, однако она добавила в историю много иррационального, чтобы обострить чувства зрителей.
«Эта история, безусловно, связана с моим собственным материнством. Мне интересно было рассмотреть тот факт, что любое событие происходит всегда иначе, нежели мы ожидаем. Общество дает нам установки, и мы предполагаем, как все будет, включая материнство, а на самом деле все оказывается совершенно по-другому. И помимо актуальных проблем, я включила в историю темы, которые не имеют абсолютно никакого отношения к реальности, мне это показалось весьма интересным», — сказала Модер в интервью THR.
Модер на пресс-конференции также отметила, что одной из ее целей было передать чувства тревоги и страха, которые испытывает мать, не узнавая в ребенке своего: «Я приложила все усилия, чтобы обеспечить перманентное присутствие на экране этой обеспокоенности матери — вербально и невербально. А поскольку главная героиня постоянно находится в сомнениях и тревожности, эти чувства передаются и зрителям».
Чувства тревожности и страха, сопровождающие героиню на протяжении всего фильма, связывают ленту «Мамин ребенок» с другой конкурсной картиной — «Я бы тебя пнула, если бы могла» — еще одним проектом в эволюционной линейке фильмов про ужасы беременности и материнства.
Интересно, что роль ребенка-мальчика «играли» две новорожденные девочки-близнецы.
Особенно стоит отметить исполнителя роли врача клиники — его сыграл известный датский актер Клас Банг — граф Дракула из одноименного мини-сериала Netflix, актер фильмов Рубена Эстлунда и Роберта Эггерса, исполнитель роли Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина. Именно он привносит долю мистики и таинственности в сюжет. Когда мать заявляется в клинику и спрашивает, ее ли это ребенок, он отвечает поговоркой: «Мамин ребенок, а папин — возможно» («Mother's baby, father's maybe»), но его зловещая улыбка не предвещает ничего хорошего.
Фильм является копродукцией трех стран — Австрии, Швейцарии и Германии. Модер отмечает, что проект «разрастался в процессе, поэтому понадобилось больше средств, чем планировалось изначально, собирали бюджет по крупицам»: картина снята совместно австрийской компанией FreibeuterFilm, швейцарской Telefilm, немецкой Match Factory Productions, а также австрийской общественной телерадиовещательной компании ORF и швейцарской телерадиовещательной компании SRG.

