Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 августа 2018 14:29

Реформа авторского права в Европе

Реформа авторского права в Европе

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory.  В сентябре 2016 года Европейская комиссия опубликовала так называемый «Пакет авторских прав» - реформы в области авторского права, целью которых стало внесение изменений в список исключений в авторском праве, так как они уже не соответствует современным технологиям, а также создание справедливой онлайн-среды для авторов и прессы. Дискуссия на эту тему в ЕС ведется до сих пор.

В частности, Комиссия отмечает, что большинство ограничений в области авторского права, принятые в ЕС, являются необязательными и не применяются за его пределами. «Директива об авторском праве на едином цифровом рынке» делает упор на переосмысление этих исключений в  контексте цифрового и трансграничного использования. Так, образовательные учреждения  могут использовать материалы для иллюстрации онлайн-курсов или цифровых лекций. Другая предложенная поправка призвана облегчить исследователям использование технологий обработки текста и данных (TDM) при анализе большого объема данных. Наконец, Комиссия предусматривает введение в закон нового обязательного пункта, позволяющего учреждениям культурного наследия сохранять работу в цифровом виде.

Количество часов видео, загружаемого на YouTube

Параллельно с этим,  25 сентября 2017 года, Комиссия ввела в законодательство ЕС Марракешский договор (закон об авторских правах, принятый в Марокко 28 июня 2013 года), согласно которому позволено ограничивать авторские права для облегчения создания доступных версий книг и других произведений, защищенных авторским правом, для лиц с ослабленным зрением.

Положения Директивы направлены на усиление позиций правообладателей в отношении онлайн-эксплуатации их работ на обменных платформах, а также на упрощение получения вознаграждения. Платформы должны будут использовать специальные методы фильтрации и отслеживания контента, чтобы находить, идентифицировать и, в соответствие с решением правообладателя, разрешать доступ или удалять с платформы. Кроме того, это положение дает новые дополнительные возможности для издателей, которые позволят контролировать цифровое использование публикаций и, в перспективе, бороться с пиратством. Наконец, положение требует, чтобы у правообладателей был доступ к информации о прибыли, полученной от использования их работы. Оно предусматривает введение нового механизма, позволяющего правообладателям получать справедливую долю вознаграждения  с дистрибьюторов.

Действующее законодательство об авторском праве устарело и создает барьеры для распространения визуального наследия (фильмов).

Цифровая эра открыла новые возможности для доступа к фильмам, для обучения и исследований. Тем не менее, скорость оцифровки по-прежнему низкая: только 15% всех фильмов в коллекции Европейских институтов культурного наследия сегодня доступны в цифровом формате (16% для игровых фильмов). Возможности Европейских институтов культурного наследия в предоставлении доступа к их коллекциям во многом зависят от наличия оцифрованных материалов - для работы с аналоговыми копиями требуется обученный персонал, а также специализированное и дорогостоящее оборудование, и сегодня очень немногие учреждения оснащены аналоговыми кинопроекторами, что ограничивает возможность таких показов вне стен институтов.

Процент фильмов Европейских институтов культурного наследия в диджитал формате

Согласно исследованию, только 23% игровых фильмов находятся в общественном достоянии, а подавляющее большинство произведений подпадают под действие авторского права (76%). Кроме того, из-за отсутствия централизованного реестра прав, процесс определения принадлежности авторских прав на фильм может быть сложным и трудоемким, и многие Европейские институты культурного наследия не имеют для этого  достаточных ресурсов.

Также порой проблематично определить правообладателей иного контента.  По данным опроса, было установлено, что в коллекциях Европейских институтов культурного наследия присутствует минимум  8%  «сиротских» работ.

Процент фильмов Европейских институтов культурного наследия в диджитал формате

После почти года бурного обсуждения Директивы институтами ЕС, некоторые поправки до сих пор вызывают сомнения. В первую очередь это поправки о публикациях в прессе и ожидаемо возрастающей ответственности платформ и посредников в отношении контента.  Представители IT-индустрии считают, что использование методов фильтрации и отслеживания контента несовместимы со статьей 15 Директивы об электронной торговле, которая предусматривает режим ограниченной ответственности для определенных посредников. Таким образом, такие поправки имеют фундаментальные противоречия с правами и свободами платформ и пользователей.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Объем производства фильмов в Европе вырос на 47%
Доля европейских фильмов в международном прокате снижается
Распространение контента в Европе через VOD сервисы 
Распространение европейского контента на внешнем рынке
Юридическое регулирование европейского медиаконтента
Платное телевидение во Франции
Развитие платного телевидения в Европе
Популярность Blu-ray и DVD падает, а сервисы SVOD завоевывают аудиторию
Структура аудиовизуальной индустрии в Европе



Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама