Питчинг Фонда кино: Тридевятое царство, Чароводье и другие миры
28 августа Фонд кино провел очную защиту анимационных национальных фильмов и игровых картин для детской и семейной аудитории. Экспертам был представлен 61 проект, из них 19 претендуют на дофинансирование. Помимо уже знакомых сюжетов и всем известных сказочных персонажей, а также десятка сиквелов и приквелов, авторы открывают и новые фантастические миры, которые планируют расширить до целых киновселенных.
Многие истории либо базируются на фольклоре, народных сказках или имеют литературную основу, либо построены на ностальгических мотивах, а свежих, оригинальных идей, к сожалению, слишком мало. Создатели отдельных проектов отмечали, что собираются использовать ИИ при производстве, а кто-то уже успел воспользоваться помощью нейросети в подготовке презентационных роликов.
Особенностью нынешнего питчинга стал и тот факт, что к работе как над игровыми, так и анимационными фильмами, привлекаются блогеры-миллионники, которые должны стать дополнительным бонусом для привлечения аудитории, что в цифровую эпоху особенно актуально.
Размер производственного бюджета представленных проектов варьируется от 100 млн рублей до 1 млрд рублей, а максимальная запрашиваемая у Фонда сумма – 300 млн рублей («Королевство кривых зеркал» от ВБД Груп).
Анимация: новая жизнь для старой истории
Помимо сказочных, причудливых персонажей и трансформаций, которые происходят с главными героями, попадающими в эти волшебные миры, создателей представленных анимационных проектов волнует актуализация старых, всех знакомых с детства сказок, а также проблемы отцов и детей, налаживание диалога между поколениями.
Самые узнаваемые проекты, среди представленных на питчинге – «Коты Эрмитажа 2» от компании Лицензионные бренды и «Лунтик. Возвращение домой» от кинокомпании СТВ.
«20 лет назад мы придумали персонажа Лунтика, о котором создано более 500 серий, и отсутствие полного метра про него – весьма странный факт. Мы решили исправить эту ситуацию. Особенность и большая ценность этого проекта – это бескомпромиссно детский проект», – отметил продюсер Антон Златопольский. Полный метр про Лунтика выходит в прокат 29 августа, прокатчик – Вольга.
Сиквел «Котов Эрмитажа», как и первый фильм, будет снят при всесторонней поддержке Эрмитажа.
Продолжение известного советского мультфильма «Возвращение Мамонтенка» от Визарт Фильм станет для режиссера Александра Войтинского первым анимационным проектом в фильмографии. Картина появится на экранах в 2027 году, прокатчик – НМГ кинопрокат.
Еще один узнаваемый проект – это «Соня и Леня: Начало» режиссера Дениса Воронина от компании 12Кадр. Сериал про Соню и Леню был запущен еще в 2019 году, и впоследствии он выиграл премию Икар как Лучший анимационный стартап. Бюджет производства полного метра невелик – 140 млн рублей (авторы отмечают, что он может быть повышен в зависимости от использования 3D-графики).
Среди прочих проектов выделяются «Доктор Айболит» от АСВ и «Тайны Чароводья» от Союзмультфильма.
Если в первом авторы очень бережно подошли к работе с литературным источником – книгой Корнея Чуковского – и утвердили на озвучивание роли Айболита Николая Дроздова, то второй также имеет литературную основу – популярную серию книг Юлии Ивановой. А в разработке стиля фильма чувствуется влияние работ художников Врубеля и Рериха.
Сказочные сюжеты также объединяют проекты «Петрушка» от компании Муха (запрос 70 млн от Фонда кино, КарроПрокат – дистрибьютор), «Царевна Лягушка» от Мэджик Фэктори Анимейшен и «Ядвига» от ЦТВ.
В «Ядвиге» еще юная Яга объединиться с Финистом, чтобы выиграть Волшебные гонки, которыми заправляет антагонист истории Черномор. Этот фильм из сказочной вселенной «Сказочный патруль», режиссером выступит Евгений Головин. Сейчас, по словам создателей, идет разработка персонажей, а мокап будет сделан на виртуальном движке с использованием ИИ. Производственный бюджет превысит полмиллиарда рублей. Запрашиваемая сумма у Фонда – 200 млн.
В фильме «Кукумба» от Анимация Икс при разработке персонажей также будет использован искусственный интеллект. В проекте об африканской девочке Эве и ее друзьях из племени йоруба одного из главных героев будет озвучивать блогер Никита Тау. Запрашиваемая у Фонда сумма – 125 млн рублей.
Автомобильные гонки объединяют два проекта питчинга – «Грузовички» от Форпост Продакшн и «Мотомарс. Большая гонка» от Централ Партнершип. По словам Вадима Верещагина, производство «Мотомарса» удалось оптимизировать, и теперь в прокат картину можно выпустить на год раньше, чем они планировали ранее, – в ноябре 2026 года.
Создатели фильма «Завещание Вещего Олега или большая игра» (компания Изюм) поставили перед собой амбициозную задачу – заложить основу анимационной вселенной истории Древней Руси. Она будет собрана вокруг одной исторической эпохи, одной земли и рассказана от лица персонажей – Вещего Олега, князя Владимира, княгини Ольги, Кривжи и других. Бюджет производства – 320 млн рублей, бюджет на рекламу – 80 млн рулей, запрашиваемая поддержка в текущем году – 100 млн.
Абсолютно иная Средневековая Русь предстанет перед зрителем в проекте «Мечи и Роботы» от Марс Медиа. В альтернативной вселенной богатыри живут на одной земле с викингами, роботами и говорящими животными. Авторы вдохновлялись фильмом «Как приручить дракона», а среди главных героев – дочь вождя викингов Фрея и сын богатыря Ярик, а также большой механический робот по имени Головастик.
Среди анимационных национальных фильмов, претендующих на дофинансирование, третий полный метр про Фиксиков от Аэроплана – «Фиксики и инопланетяне», а также два сиквела – «Финник 2» от Продюсерского центра Рики и «Кощей. Тайна живой воды» от КиноАтиса.
Продюсер Вадим Сотсков отметил на презентации, что «сиквел можно смотреть даже если зритель не видел ленту "Кощей. Похититель невест"». Во второй части, помимо уже полюбившихся героев, появятся новые – Елисей, Моревна, Дракон Гера и Василиск. Над сиквелом работает проверенная команда – сценаристов, художников и аниматоров, – что создавала и первый фильм. В режиссерском кресле снова Роман Артемьев. Как отмечают создатели, у них в планах «не только расширить киновселенную, дополнив ее новыми героями, но и глубже раскрыть характеры персонажей».
Также претендуют на дофинансирование «Доктор Динозавров» от Централ Партнершип (выход в прокат – летом 2025 года), «Маракуда» и «Ганзель и Гретель: миссия «Спящая красавица» от кинокомпании СТВ (производство обоих проектов близится к завершению), «Сказки Енисея» от компании ЧЕРНОВиК (выход в прокат в мае 2026 года), «Серафима» от студии РИМ, «Золушка» от Арт Анимейшен Студио, «Невельской» от Мечталёта и «Малуша» от Союзмультфильма.
Игровые фильмы для детской и семейной аудитории: от печали до радости
Среди игровых проектов также есть современные прочтения известных сказок. Продюсеры обещают визуальные аттракционы и много экшена, зрителей также ждут истории про приключения в детских лагерях, встречи подростков с инопланетянами и со своими страхами. Авторы знают, чем зацепить аудиторию: главными героями отдельных картин стали кошки, собаки, лисы и даже ослики.
Съемки фильмов развернуться по всей России, на Алтае и Камчатке, в Оренбургской и Липецкой областях, но все-таки большая часть локаций так или иначе касается Санкт-Петербурга и Москвы, в десятке проектов задействовано много знаковых мест столицы.
Самым дорогим проектом питчинга (бюджет 1 млрд рублей) стало «Королевство кривых зеркал» от ВБД Груп. За всем известную сказку взялся режиссер Клим Шипенко, отметивший, что первый раз погружается в жанр детского и семейного кино.
Другими фильмами-сказками, которые знакомы многим зрителям, стали картина про Ивана, Царевну Любаву и чудо-коня «Сивка-бурка» от компании Наше кино и «Цветик-семицветик» от киностудии Москино.
Главным героями следующих фильмов станут настоящие животные. Так, в фильме «Кот Учёный» от компании Вива главную роль исполнит кот, а «вжиться» в роль перед съемками и на них ему помогут дрессировщики. Бюджет проекта – 130 млн рублей, запрашиваемая у Фонда сумма – 70 млн рублей. Режиссер – Иван Архипов, продюсер и сценарист – Анатолий Сергеев. Создатели отмечают, что 1% от прибыли будет направлен на оказание помощи бездомным кошкам.
Два фильма КиноФирмы также посвящены животным: «Мое собачье дело» – новогодняя комедия с говорящими собаками, «Котовасия» – приключения кота в главных локациях Москвы.
В картине «14 хороших мальчиков» от Дудка Филмс снимутся собаки породы хаски. По сюжету избалованного москвича Марка отправляют на перевоспитание к отцу на Камчатку, а там он не только познакомится со стаей собак, но и встретит свою первую любовь. Проект вдохновлен традиционной камчатской гонкой на собачьих упряжках «Берингия», которая проводится ежегодно, начиная с 1990 года. Бюджет фильма – 135 млн рублей, съемки начнутся в феврале 2025 года.
Одним из центральных персонажей ленты «Яшкина тропа» от кинокомпании Вверх станет ослик Яшка, который в годы Великой Отечественной войны помогал перевозить боеприпасы.
На питчинге также оказалось много приключенческих историй про то, как подростки ищут клад или раскрывают головоломки или тайны заброшенных мест. Темы поиска своего пути и дружбы, которая становится главной опорой взросления, объединяет такие проекты, как «Две недели лета» от киностудии КИТ, в котором дети сталкиваются с внеземной цивилизацией, «Время славы» от Сан Рэй Пикчерз и «Золотые каникулы» от киностудии Соль, где подростки ищут клад в лагере на Алтае. Создатели последнего проекта отмечают, что «вместе с героями мы попадаем в самобытный мир Горного Алтая, с его современной туристической субкультурой и традициями его коренных народностей».
Приключениям в детском лагере посвящена и комедия «Комарово» от Пензфильммаш – только там подростки будут не клад искать, а спасать любимый лагерь от закрытия. Другой проект компании – «Долгая дорога в лето», этот военно-исторический проект про детский лагерь в годы Второй мировой войны планируется выпустить ко Дню Победы – 8 мая 2026 года.
Киностудия им. М. Горького презентовала картину «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа», в которой два школьника попадают в 19 век, чтобы уничтожить поэму «Мцыри», но встречают Лермонтова и даже попадают на Бородинскую битву. Создатели постарались, даже изменив историю, сохранить дух произведений Владимира Аленикова.
Другие проекты с литературной основой: «Белый пудель» по рассказу Александра Куприна от продюсерского центра Хорошо Продакшн, «Чужой звонок» по повести Екатерины Марковой от студии РоЕл, а также проект компании Тема «Юный князь» о становлении князя Александра Невского основан на фактах из летописи.
Главная идея картины «Детский мир» от Монументал вижн – наладить диалог поколений. Снимать фильм будут летом и весной 2025 года в московском центральном детском магазине на Лубянке, где по сюжету «с помощью магии оживают любимые с детства игрушки, чтобы помочь героям победить дух Раздора в семье». Бюджет – 626 млн рублей, запрашиваемая сумма – 240 млн.
Пока «ЖДУН» от компании Наше кино находится на стадии постпродакшена, продюсеры провели исследование, которое подтвердило высокую узнаваемость персонажа – наибольшая узнаваемость среди подростков 14-16 лет (87%) и их родителей (74%). Еще один проект компании «Сокровища гномов» – семейное роуд-муви с Никитой Кологривым – снят полностью, идет постпродакшен, старт проката запланирован на 1 июня 2025 года.
Проектом, выделяющимся среди прочих хотя бы своим жанром (спортивная комедия), стал «Скейт» от Свободного кино. Фильм, выигравший питчинг минувшего ММКФ, рассказывает про то, как важно наладить диалог между поколениями. Бюджет производства – 100 млн рублей, промо-бюджет – 30 млн рублей. Релиз запланирован на осень-зиму 2026 года.
Зрителей ждет продолжение отдельных историй и повзрослевшие герои в картинах «Легенды Орлёнка 2. Зов из глубины» от ЦВИ и «Баба Яга. Спасает Новый год» Фреш-Фильм.
В фильме «Не одна дома 2» от БигСкринПродакшн также снимутся блогеры Милана Хаметова и Дава. Только сиквел, съемки которого стартуют уже в сентябре, будет рассчитан уже на более взрослую аудиторию, нежели первый фильм: ядро аудитории – зрители 12-17 лет.