Сценарии фильмов 2012 года, номинированные на премию «Оскар», в анализе Джона Труби
Как мы уже сообщали, 22-24 июня 2013 года впервые в Москве состоится уникальный семинар известного голливудского сценариста, автора бестселлера «22 шага к Созданию Великого Сценария» Джона Труби "Анатомия истории", организатором которого выступает Киношкола Александра Митты. Семинар будет проходить 22, 23 июня с 10:00 до 18:30, а 24 июня с 16:00 до 23:00 в Центральном доме архитектора. Предлагаем вашему вниманию статью Джона Труби, в которой он анализирует сценарии фильмов - номинантов на премию Оскар 2012 в категории «Лучший киносценарий».
Во всех историях о душевных недугах присутствует некий обман. Если главный герой психически нездоров, то и вести себя он вынужден определенным образом. Хорошо, если врачу удастся подобрать лекарство, которое позволит контролировать недуг, ведь в состоянии серьезного психического расстройства одной решимости и силы воли недостаточно. Но тогда пропадет драматизм и станет неинтересно. Тем, для кого такие уловки неприемлемы, трудно будет получить удовольствие от просмотра «Сборника лучиков надежды» (в российском прокате фильм вышел под названием «Мой парень – псих»). В начале фильма главный герой Пэт явно страдает от душевного расстройства. Но, благодаря любви хорошей (но тоже измученной проблемами) женщины, ему не просто удается взять свой недуг под контроль, в конце фильма он выздоравливает. Отбросим вопрос реальной вероятности такой перемены. Сама история исцеления Пэта прекрасно написана и является одним из двух моих фаворитов на премию в категории «Лучшая экранизация». «Сборник лучиков надежды» - редкий пример выдающейся романтической комедии. Да, в сценарии присутствуют все сюжетные точки этой исключительно постановочной формы повествования, как и должно быть. Что действительно выделяет ее из массы, так это то, что каждый сюжетный поворот закручен уникальным образом. Поэтому «Сборнику лучиков надежды» удалось преодолеть предсказуемость, свойственную романтическим комедиям, а ведь это почти невероятная задача для автора в современных реалиях. Также нельзя не отметить замечательные сцены и диалоги в фильме. Сцена, в которой Тиффани пытается донести до отца Пэта, что, на самом деле, она приносит всем им удачу, - мгновенная классика. Ее стоило бы тщательно изучить каждому, кто пытается покорить ремесло сценариста.
«Операция “Арго”» (Argo)
Картину «Операция “Арго”» я считаю одним из заслуженных претендентов на звание «Лучшая экранизация». Я уже написал свой отзыв о фильме. Должен сказать, что автор сценария Крис Террио справился с нелегкой задачей смешанного жанра, объединив элементы триллера, экшена и истории на основе реальных событий. В итоге получился по-настоящему классный фильм. Хотелось бы внести ясность. Искусность этого сценария заключается не в выходе за пределы основного жанра. Как точно подметили пару читателей моего детального обзора, у главного героя нет морального порока. За ним имеется лишь маленькая психологическая слабость. Так как история, положенная в основу «Арго», сама по себе уникальна, не думаю, что отсутствие серьезных пороков у главного персонажа – такая уж большая проблема. Тем не менее, это помешало фильму достичь вершины художественного мастерства. В чем же тогда ценность данного сценария, если не в выходе за пределы формы? А кроется она в органичном сочетании жанров, которые, как правило, не сочетаются. Это классический пример мастерства сценариста: при помощи стремительной смены сцен создать ощущение неумолимого вихря, все быстрее увлекающего за собой зрителя. Этот сценарий – любимец публики в лучшем смысле этого слова, и это достижение, которое не стоит недооценивать.
«Жизнь Пи» (Life of Pi)
Я посмотрел фильм «Жизнь Пи» уже после прочтения книги, которая мне понравилась, хоть я и не стал ярым фанатом. Многие эпизоды показались довольно интересными, как и основной посыл: мальчик и тигр оказываются вместе в спасательной шлюпке. Но в целом сюжет отличался уплощенностью и эпизодичностью. Автору до конца не удалось ни заставить поверить в Бога, каким бы он ни был в системе верований каждого из нас, ни донести идею исцеляющей силы самого повествования (то, во что я так пылко верю). Поэтому меня поразило, насколько точно автор сценария Дэвиду Мэджи, перенес на экран мифически-фантазийные личные мемуары. К сожалению, все, на мой взгляд, изъяны оригинального произведения перекочевали в фильм. Думаю, Мэджи допустил серьезную ошибку, выбрав форму повествования от первого лица. В обучающем курсе «Культовое кино» я подробно рассматриваю этот эффективный, но сложный писательский прием. В картине «Жизнь Пи» повествование от первого лица не наталкивает на волнующие заключения, а постоянный возврат к рассказчику на протяжении всего фильма делает сюжет еще более эпизодичным.
«Линкольн» (Lincoln)
В своем детальном обзоре я написал, что фильм «Линкольн», скорее всего, станет победителем в номинации «Лучшая экранизация». Но это меня не радует. Этот фильм поражен «болезнью Оскара», при которой пациент становится ужасно чванливым и скучным, ему начинает казаться, что он делает божье дело среди невежественной толпы. Начиная со вступительной сцены, которая до смешного фальшива и абсурдна, каждая сцена фильма как минимум вдвое длиннее, чем нужно. Тони Кушнер и Стивен Спилберг, если вы собираетесь лечить меня все два с половиной часа, хотя бы обваляйте пилюли в сахаре (под сахаром я имею в виду интригу, художественное мастерство и тонкие диалоги без нравоучений).
Оригинальные сценарии
«Королевство полной луны» (англ. Moonrise Kingdom – дословный перевод «Королевство восходящей луны»)
Когда я впервые увидел этот фильм, он мне понравился, но восторга не вызвал. По большей части, потому что он детский. Складывается впечатление, что детям, вступающим в сложный подростковый период, лучше спрятаться в шкафу и сидеть там до 21-летия. И только после второго просмотра мне открылась вся невероятная искусность этого сценария. Это выдающаяся романтическая комедия, написать которую не так просто (не говоря уже о двух за год!). Авторы к тому же проделали необыкновенную работу, создавая мир повествования, своего рода, американскую утопию. В жанре «утопия» создано немало классических произведений: «Встретимся в Сент-Луисе» (Meet Me in St. Louis), «С собой не унесешь» (You Can’t Take It with You) и «Рождественская история» (A Christmas Story) Джина Шеперда. «Королевство полной луны» предстает перед нами в виде мини-утопии, коей является идиллический шумный дом. Но вся соль в том, что это лишь кажущаяся утопия, потому что у жены роман на стороне, а дочь, маленькая принцесса, которую мне нравится называть «Душистая девочка», – жалкий несчастный подросток. Затем зритель переносится в идеально организованный идеальной геометрической формы лагерь бойскаутов, дом «Нерда Скаута». Это еще одна кажущаяся утопия, потому что Нерд Скаут – ботаник и аутсайдер, который хочет сбежать вместе с Душистой девочкой. Используя прием надвигающейся грозы, перерастающей в вихрь (прием, использованный в «Арго»), каждый сюжетный поворот романтической комедии завернут неизбитым подкупающим способом, приводя зрителя в состояние тревожного ожидания. В итоге утопии нового дома и скаутского лагеря развенчаны. Идеальный момент, когда мальчик и девочка создают свое «Королевство полной луны» на берегу бухты, – это единственная настоящая утопия в этом сюжете. Если вам не нравится, когда главным героям не больше 12, этот фильм не для вас. Это блестящий сценарий. Он имеет все основания, но ни одного шанса, победить в номинации «Лучший оригинальный сценарий».
«Экипаж» (Flight)
Сила «Экипажа» в том, что это «фильм одного актера» с ярчайшим главным персонажем. Главная роль, способная привлечь в фильм кинозвезду, – большая удача в Голливудской лотерее. Но в силе «Экипажа» кроется его главная слабость. Главный герой – это настолько доминирующая фигура, что фильм, по сути, превращается в длинный монолог, в котором Дензелу Вашингтону выдается шанс блеснуть своими умениями. И Дензел блещет, но для хорошей истории этого мало. Доминирующий главный герой плюс история об алкоголизме равно предсказуемый замысел, монотонный персонаж и до боли банальный и фальшивый кульминационный момент. Я бы сказал, наверное, что этот сценарий не может и не должен стать лучшим.
«Джанго освобожденный» (Django Unchained)
«Джанго освобожденный» - фильм смешанного жанра. 2/3 времени своей немалой продолжительности фильм довольно неплох. Автор сценария Квентин Тарантино объединил в нем жанр спагетти-вестерна и комедии, добавив свои коронные смешные и порой эксцентричные диалоги. К примеру, уморительная сцена, в которой куклуксклановцы жалуются, что в прорези колпаков ничего не видно. Чтобы во всем разобраться, важно обратить внимание на стратегию повествования Тарантино, лежащую в основе этой и предыдущей картины, «Бесславные ублюдки» (Inglorious Bastards). Потеря моего интереса к фильму «Джанго» по мере просмотра частично объясняется тем, что непреложный садизм писателя-режиссера достиг крайней степени. Проще говоря, Тарантино, похоже, находит небывалое удовольствие в поиске новых изобретательных способов пыток, изувечения и убийства людей. По мере развития своей карьеры Тарантино столкнулся с необходимостью оправдания такого садизма. Естественно, перед ним возникает вопрос: «Как создать мир повествования, в котором такой уровень насилия будет не просто приемлем, но необходим?». Ответ: нужно написать сценарии, герои которых борются против двух величайших в истории преступлений против человечества: нацизма и рабства. Победа! Тарантино получает свободу пытать и убивать, сколько душе угодно, зрителю приятно осознавать, что хорошие отомстили плохим, критики аплодируют тому, как мастерски автором поданы размышления на «серьезные темы». Примечание для Квентина: очень прошу, прекратите сниматься в собственных картинах. Фильм, по сути, заканчивается в момент вашего в нем появления.
«Цель номер один» (англ. Zero Dark Thirty; буквальный перевод – «Глубокой ночью»)
Мои претензии к фильму «Цель номер один» заключаются не в том, что автор сценария Марк Боал показал, как в ЦРУ мучают пленных. И если этот сценарий не получит «Оскар» как лучший оригинальный сценарий года, то не потому, что трое сенаторов США раскритиковали его. Просто сценарий не так уж хорош. Честно, я не понимаю, почему критикам нравятся сценарии Боала. Я думал, «Повелитель бури» (The Hurt Locker) был одним из самых переоцененных фильмов года, в первую очередь, из-за сценария. Этот сценарист якобы известен своим фанатичным отношением к достоверности, но все мои знакомые с военным опытом сказали, что фильм настолько заполнен абсурдными моментами, что его просто тяжело смотреть. В фильме «Цель номер один» Боал поставил себе серьезную задачу: остановить Усаму Бен Ладена. На деле же это был десятилетний проект, в котором были задействованы сотни, если не тысячи людей. А это ночной кошмар для сценариста. И он принимает решение: построить фабулу на линии желания одной женщины. Это могло бы придать потенциально расплывчатому сюжету некоторую фокусировку и динамичность. Но ставки слишком высоки. В результате вся интрига сводится к довольно предсказуемым действиям одного человека. Персонаж лишен возможности меняться и развиваться, более того, персонаж сам по себе лишен какой-либо важности. Главная героиня – холодная решительная женщина. Единственной произошедшей в ней переменой стало проявление человечности: она всплакнула с облегчением, когда все было позади. Кстати, чуть не забыл сказать: взвалить всю эту работу на одну женщину – абсурдная идея.
Вы не обязаны соглашаться с моими взглядами и оценками. Главное, чтобы после моей статьи вам удалось разглядеть то, что не лежит на поверхности, а именно: структурные решения, принимаемые авторами при написании сценариев. Помните, чтобы однажды написать собственный сценарий, достойный номинации «Лучший киносценарий», очень важно следить за творчеством профессионалов и учиться у них основным приемам.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в ВКонтакте и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса