Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 июня 2013 14:24

Джон Труби: «Трехактную структуру оставьте новичкам»

Джон Труби: «Трехактную структуру оставьте новичкам»

Как мы уже сообщали, 22-24 июня 2013 года впервые в Москве состоится уникальный семинар известного голливудского сценариста, автора бестселлера «22 шага к Созданию Великого Сценария» Джона Труби "Анатомия истории", организатором которого выступает Киношкола Александра Митты. Семинар будет проходить 22, 23 июня с 10:00 до 18:30, а 24 июня с 16:00 до 23:00 в Центральном доме архитектора. Предлагаем вашему вниманию интервью с Джоном Труби.

Корреспондент:
Что посоветуете делать писателям для развития уникального голоса и стиля?

Д.Труби:

Голос и стиль – одни из самых неправильно понимаемых элементов повествования. Это не просто уникальная манера письма и разговора. Голос и стиль определяются информационным наполнением. А для хорошего информационного наполнения нужна оригинальная идея, воплощенная в сюжет с правильной структурой. А это крайне редкое сочетание.
Это вопрос из области процесса написания. Уникальность голоса и стиля – это аспект, которым следует озаботиться ближе к концу процесса. В начале процесса нужно определиться с оригинальной идеей. Для этого необходимо углубиться в замысел и использовать приемы повествования, которые раскроют элементы идеи, присущие только вам.
Следующий этап процесса – выбор правильной структуры сюжета. Сюда относятся все приемы, используемые для создания характера, интриги и мира повествования. Если все эти приемы освоены, значит, уже пройдено 90% пути к написанию сценариев, в которых безошибочно угадывается уникальный голос и стиль автора.

Корреспондент:
Могли бы Вы описать условности основных жанров голливудского кино?   

Д.Труби:

Большинство авторов считают, что написание сценариев для жанрового кино требует знания определенных правил. Но жанровые условности – относительно поверхностные элементы повествования, не имеющие особого отношения к написанию выдающегося жанрового сценария, выделяющегося из общей массы.
Я считаю выраженность жанра первым правилом Голливуда: именно продажей жанрового кино и занимается Голливуд, поскольку на него есть спрос у мирового зрителя. Поэтому, чтобы стать успешным сценаристом, нужно дать Голливуду и зрителям то, чего они хотят.
На всех занятиях, посвященных жанрам кино, я не устаю говорить: чтобы постичь тонкости жанров, нужно выйти за пределы условностей и попытаться понять их сущность. Каждый жанр – это уникальная и крайне детализированная сюжетная форма, количество сюжетных поворотов (событий) в котором колеблется от 8 до 15. Но задача сценариста не просто вставить сюжетные повороты, но выйти за их рамки. Другими словами, сценарист должен завернуть сюжетные повороты оригинальным образом, чтобы зритель не просто заметил наживку, но и проглотил ее.
На третий день мастер-класса «Анатомия сюжета» я объясняю основы 12 ключевых жанров, в которых сняты 99% всех фильмов. И рассказываю, как выйти за пределы жанровых форм, если это возможно. Вот список этих жанров: ужасы, фэнтези, научная фантастика, миф, боевик, детектив, криминальная драма, триллер, мемуары по реальным событиям (включая биографический фильм), мелодрама, культовое кино и комедия. Я также объясняю, как писать сценарии в крайне важном смешанном жанре, т.к. в Голливуде принято сочетать в одном сценарии два, три и даже четыре жанра.

Корреспондент:
Какие бытуют мифы о том, как стать успешным сценаристом в Голливуде?

Д.Труби:

1. Главное иметь связи.
Да, Голливуд построен на взаимоотношениях. Конечно, если вы – близкий друг Джорджа Клуни, то у вас есть преимущество. Но, как ни странно, не такое уж и большое. Суть в том, что немногие авторы обладают навыками, необходимыми для написания профессионального сценария, который Голливуд захочет купить. Когда выдастся редкая возможность завязать отношения на высоком уровне, нужно просто войти в нужную дверь с чертовски хорошим сценарием в руках. Второго шанса не будет. Важные люди должны знать, что вы – профессионал и мастер своего дела. Одним из немногочисленных преимуществ писателя является то, что профессионализм и мастерство видны на страницах сценария. Это тяжело, но при должном усердии, возможно.
2. Нужно только представить идею нужному человеку, получить заказ на сценарий – и дело сделано.
Питчинг – это несерьезно. Если у вас нет репутации Аарона Соркина или Стива Заиллиана, свою идею вы сможете презентовать только парню, который работает ассистентом другого парня, который делает копии. Даже если удастся презентовать свою идею людям, имеющим какой-то вес в студии, вот что они ответят, без вариантов: «Идея действительно хорошая. Пишите сценарий. Хочу быть первым, кто его прочтет. До свидания».
Идей полно. Профессионально написанный сценарий – редкость. С начала рецессии 2008 года даже лучшим сценаристам Голливуда с трудом удается продавать идеи. Забудьте о питчинге, начните писать хороший сценарий.
3. В сценарии должно быть три акта и 2-3 поворотных точки.
Так одним предложением можно описать концепцию «трехактной структуры сценария». Это огромное заблуждение, которому учат всех начинающих сценаристов, разрушая карьеры 99,9% из них. Трехактный сценарий – это, в худшем случае, механическая писанина. Такой подход порождает чрезмерно упрощенный способ мышления и написания. И пожизненное звание сценариста-любителя вам гарантировано.
Приведу один пример. Стандартное количество сюжетных точек среднестатистического голливудского фильма колеблется от 7 до 10. Если это детектив, криминал или триллер, их должно быть еще больше. Что же предпочтет жаждущий интриг Голливуд: ваш сценарий с тремя поворотными точками или сценарий, где их 7 или даже10?
Трехактную структуру оставьте новичкам. Перенимайте приемы, которые используют профессионалы для достижения успеха.

Корреспондент:
Допустим, у автора есть идея для сценария. Какие вопросы он должен задать самому себе прежде, чем начать писать?

Д.Труби:

Это самый опасный момент для писателя. Почему? Потому что практически не от чего отталкиваться. При этом нужно докопаться до сути идеи, чтобы сразу понять, получится ли из нее сценарий на 110-120 страниц. Вот тут-то и приходят на помощь мастерство и техника.
При применении приемов для разбивки идеи сюжета, обнаруживается удивительный факт: 9 из 10 идей непригодны для написания сценариев. Они перенасыщены структурными проблемами, которые не решаемы, каким бы хорошим рассказчиком вы ни были.
Крупнейшая ошибка любителя заключается в том, что вдохновленный появлением идеи новичок тут же приступает к написанию сценария. А через 15-25 страниц он заходит в тупик, из которого нет выхода.
Чтобы избежать этого, для начала проанализируйте, какие структурные проблемы скрыты в идее. Сосредоточьтесь на потенциальном главном герое и попробуйте понять, получится ли на основе этой идеи построить достаточно сложную фабулу и написать сценарий объемом до 120 страниц.
    
Корреспондент:
Как понять, что сюжет, который планируешь воплотить в киносценарий или роман, «потянет» на целый фильм или книгу?

Д.Труби:

Существует немало факторов, определяющих хороший сюжет. Чтобы понять, получится ли из идеи сюжета роман или киносценарий, нужно обратить особое внимание на два структурных элемента, которые видны уже из предпосылки: линия желания и оппозиция. Цель героя – это остов сюжета. Она должна пронизывать все повествование до самого конца. Поэтому цель должна быть труднодостижимой и требующей большого количества сложных действий.
Придумывая оппозицию, нужно выделить одного персонажа на роль главного оппонента, пытающегося помешать герою в достижении цели. Также следует поразмыслить над другими персонажами, которые тоже противодействуют желанию героя, но по разным причинам, и используют стратегии противодействия, отличные от стратегий главного оппонента.

Корреспондент:
Персонаж рождается из фабулы или фабула из персонажа?

Д.Труби:

Это вопрос из разряда 22 хитростей хорошего повествования. Фабула – это череда действий главного героя на пути к своей цели. Персонаж – это не какая-то единица, стоящая особняком от фабулы. Не бывает полностью развитых персонажей в начале сюжета. Персонаж определяется действиями, совершаемыми героем по ходу развития сюжета. Другими словами, сюжет и персонаж являются взаимно определяющими по отношению друг к другу. Без сложного главного персонажа, совершающего основные действия, хороший сюжет не возможен. А без запутанного сюжета, раскрывающего всю сущность главного героя, не создашь хорошего сложного персонажа.
Взаимоотношение «фабула-персонаж» подобно контуру обратной связи: улучшая одно, вы автоматически улучшаете и другое. Главное – помнить одну важную вещь: чтобы создать стоящую историю, персонаж и фабула должны быть связаны между собой органичным и замысловатым образом.

Корреспондент:
По каким критериям можно определить хороший сюжет?

Д.Труби:

Их много. Но есть основополагающее правило: в хорошем сюжете фабула определяется персонажем, а персонаж вытекает из фабулы. Большинство писателей не проводят различий между сюжетом и фабулой. Но это разные понятия. Сюжет – это идеальный союз персонажа и фабулы.
Хороший рассказчик ведет две линии: успех персонажа на линии действия и внутренние перемены, происходящие с персонажем. Зритель хочет видеть героя преуспевающим на обеих линиях. Писатель превращает эти две линии в одну, объединив фабулу и персонаж на глубинных уровнях по всей структуре повествования.
Существует немало способов связки фабулы с персонажем. Я рассказываю о них на мастер-классе «Анатомия сюжета» при рассмотрении 22 структурных элементов любого хорошего сюжета. Эти 22 элемента представляют собой конкретные поворотные точки, в которых фабула переплетается с персонажем от начала и до конца. Они крайне важны, т.к. подводят писателя к середине сценария – центральный момент, на котором проваливаются 90% авторов.

Корреспондент:
Мир, создаваемый автором в сценарии, может быть большим, как Вселенная, или маленьким, как квартирка. Какими факторами определяется размер мира повествования?

Д.Труби:

Мир повествования – один из трех или четырех важнейших элементов хорошего сценария. Львиной долей своего невероятного успеха «Гарри Поттер» обязан потрясающим деталям мира повествования. В моем курсе «Анатомия сюжета» этот вопрос рассматривается очень подробно, потому что немногие авторы понимают принципы создания и детализации мира повествования. Считается, что мир повествования – это любое место, где происходят события сюжета. На деле же, мир повествования заключает в себе огромную значимость для зрителя.
Создавая мир повествования, нужно, прежде всего, определиться с местом действия. Место действия – это своего рода стена, окружающая мир. Все, что внутри нее, является частью сюжета, а все, что за ее пределами – нет. Определившись с местом действия, нужно связать мир с главным персонажем. Другими словами, мир повествования является выражением сути главного героя. Затем создайте основные столпы мира повествования, которые обычно находятся в некоторой оппозиции друг к другу. Возьмем, к примеру, Средиземье из «Властелина колец». Растения и вода в Средиземье воплощают силы любви и жизни, а горы и металл – силы абсолютной власти и смерти.

Корреспондент:
Написание хорошего меткого диалога – одна из сложнейших задач. Как наделить персонажа уникальным голосом?

Д.Труби:

Этот элемент повествования тоже часто понимают неправильно. Конечно, личность персонажа находит отражение в уникальной манере разговора. Но настоящий фокус связан с двумя важнейшими структурными элементами: потребность и желание персонажа – первые два из семи основных этапов структуры сюжета. Знание слабостей каждого персонажа, которые им предстоит преодолеть в жизни, и осознание желаний каждого из них сообщают персонажу «характер» – то, что сокрыто в глубине души. Эти два элемента и определяют манеру разговора персонажа. Затем добавляются индивидуальные личностные особенности, предпосылки и качества – и у персонажа появляется свой характерный голос.

Корреспондент:
Назовите самое большое заблуждение с точки зрения изучения и понимания структуры сюжета?

Д.Труби:

Большинство писателей обречены, т.к. не выходят за рамки трехактной структуры, суть которой в механической условной разбивке сюжета. Что угодно можно разделить на три части, но это не поможет придумать достаточно сложный сюжет для написания профессионального сценария.
Реальная структура сюжета, называемая также глубинный сюжет, органична. Она не навязывается извне, а исходит изнутри героя. Другими словами, это процесс развития героя как личности по мере развития сюжета, последовательность действий, испытывающих героя на прочность.
Нелегко перейти от трехактной структуры сюжета к органичной. Трехактная структура – это чудодейственное средство, на которое все так отчаянно надеются. Но оно не работает. Забудьте о нем. Органичная структура сюжета требует от автора глубочайшего знания своего героя и способности придумывать события, которые неотвратимо приведут персонажа к кардинальным переменам в характере. Тех, кто освоит органичную структуру, ждет небывалая награда. Так становятся профессионалами.

Корреспондент:
Назовите три первоисточника, не по сценарному ремеслу, которые помогли бы писателям отточить свое мастерство?

Д.Труби:

Я назову два. Это всеми признанные книги, которые должен знать и досконально изучить любой серьезный писатель. Читаются они нелегко, но в них сокрыто глубокое знание писательского дела.
1. «Поэтика пространства» Гастона Башляра, лучшая книга о мире повествования из всех когда-либо написанных.
2. «Анатомия критики» Нортропа Фрая, особенно, первое эссе о теории героя.

Корреспондент:
Похоже, в настоящее время в Голливуде идет повальная «перезагрузка». Это и переделка «Вспомнить все», и перезагрузка франшизы «Бэтмена», и прочее. Что Вы посоветуете на случай переделки, перезагрузки или повторной экранизации предыдущего сценария?

Д.Труби:

Секрет лучших перезагрузок последнего десятилетия – «Казино Рояль» (Бондиана), «Идентификация Борна», «Бэтмен: начало», «Звездный путь»  и, из самого свежего, «Восстание планеты обезьян» - заключается в том, что авторы сценария наделили своих героев слабостями и потребностями. Слабость-потребность – первые из семи основных этапов структуры сюжета. Еще десять лет назад мифические герои и герои боевиков не наделялись глубокими пороками характера, т.к. здравый смысл подсказывал, что супергерой должен быть несгибаем и вести себя героически на протяжении всего сюжета. Но расхожая мудрость оказалась неверной. Характеры получались скучными, а фабула являла собой лишь непрерывную серию трюков, которыми изобилуют экшен-фильмы.
При перезагрузке герой наделяется слабостями и потребностями. Это придает характеру глубину, и герой становится ближе к зрителю. Фабула пришлифовывает характер и придает ему индивидуальности. Это вызывает у зрителя восхищение и чувство причастности.

Корреспондент:
При прочтении сценария, какие опасные признаки и проблемные места бросаются в глаза с самых первых страниц?

Д.Труби:

Самый серьезный сигнал опасности: писателю не удалось зацепить читателя   с первых 5-10 страниц. Значит, автор не знаком со структурой сюжета. Большинство сценаристов не раз слышали, что читателя нужно зацепить быстро, но их не научили, как это сделать. Опять-таки, все дело в понимании сути структуры сюжета. При рассмотрении 22 элементов структуры любого хорошего сюжета на мастер-классе «Анатомия сюжета», я объясняю, какие ключевые структурные элементы нужно вводить на первых 5-10 страницах, чтобы зацепить читателя. И я гарантирую, если вы это сделаете, то не просто заинтересуете читателя, а отправитесь вместе с ним в незабываемое для него путешествие в мир повествования.
Писательское ремесло – нелегкий труд, но ему можно научиться и овладеть мастерством. Пусть вас не пугают сложности. Действуйте постепенно, шаг за шагом, и однажды на вопрос о вашей профессии вы сможете с гордостью ответить: «Я писатель».

5 секретов успешного сценария летнего блокбастера
Когда-то сезон блокбастеров приходился на лето. Теперь это круглогодичное явление. Голливуд продает фильмы для мировой аудитории, поэтому здесь всегда есть спрос на сценарии с потенциалом блокбастера.
Большинство сценаристов считают, что блокбастер – это просто фильм с хорошими кассовыми сборами. Теоретически это так. На деле же сценарий с потенциалом блокбастера – это особый вид сценария с определенным набором сюжетных элементов, востребованный у руководителей студий.
Я хотел бы выделить пять самых важных элементов сценария для блокбастера (примерно из сорока элементов, неизменно присутствующих в фильмах с лучшими кассовыми сборами).

Прием 1: мифологический жанр
Главный элемент блокбастерного сюжета – это жанр, в котором ведется повествование. Жанр – это определенный вид сюжета, например, детектив, боевик или комедия. Когда изначально Голливуд снимал фильмы для американского зрителя, считалось, что ключ к созданию хита – это кинозвезды. Но в последние 10-15 лет подавляющее большинство блокбастеров снимают без участия звезд.
Акцент сместился в сторону жанровых фильмов с хорошим сюжетом. Для глобального успеха фильм должен добиться популярности среди людей более чем 100 разных культурах и национальностей. Сюжетные формы мгновенно узнаваемы в любой точке мира.
Чтобы написать сценарий с потенциалом блокбастера, нельзя просто выбрать любой жанр. Многим писателям невдомек, что одни жанры хорошо переносят путешествия, а другие не очень. К примеру, комедии, основанные, главным образом, на смешных диалогах, не приживаются в международном масштабе.
Как ни странно, самым универсальным оказался самый древний жанр – мифическая сюжетная форма. Среди блокбастеров фильмов, снятых в мифическом жанре, больше, чем в любом другом жанре. Прибавьте сюда кассовые сборы фильмов, в основу которых положен художественный вымысел: «Бэтмен: начало» и «Темный рыцарь», «Властелин колец», «Шрек», «Звездные войны» и «Аватар».
Почему же мифы так легко преодолевают национальные и культурные границы? Дело в том, что в этом жанре прослеживаются архетипные персонажи и архетипные жизненные ситуации. Это знакомые каждому из нас фундаментальные типы характеров и проживаемые каждым из нас жизненные ситуации, от рождения и до самой смерти.
Для мифического жанра, как и любого другого, характерны определенные сюжетные повороты. Их нужно знать и использовать, чтобы правильно передать форму. Помните: в блокбастерах необходимо комбинировать мифический жанр с одним или двумя другими жанрами, такими как экшен, фэнтези и научная фантастика. Это позволит адаптировать мифическую историю под современные реалии и вкусы молодежной аудитории.

Прием 2: цель героя
Самым главным элементом международного блокбастера является динамичность повествования, развитие сюжета с возрастающей скоростью. Динамичность сюжета вытекает, прежде всего, из линии желания героя. Желание – один из семи основных этапов построения структуры сюжета, своего рода каркас, на котором держатся все персонажи, фабула, образ, тема и диалоги.
Придумывая линию желания, писатели обычно допускают как минимум одну из следующих ошибок: герой не имеет четко обозначенной цели, он/она достигает цели слишком быстро, либо для достижения цели потребовалось слишком мало сюжетных действий.
Есть три секрета создания хорошей линии желания. Первое: желание должно быть конкретным, и чем конкретнее, тем лучше. Второе: достижение цели должно происходить как можно ближе к концу сюжета. Третье: герой должен быть одержим своей целью. Очень важно, чтобы желание усиливалось.

Прием 3: оппонент
Сценаристов учат ставить в центр внимания главного героя, т.к. именно этот персонаж развивает сюжет. Разумный совет. Но в блокбастере оппонент может играть даже более важную роль. Один из главных принципов хорошего повествования: герой хорош ровно настолько, насколько хорош его соперник. К тому же, оппонент – ключ к разгадке фабулы. А в последние десять лет фабула блокбастеров становятся все более насыщенной.
При написании сценария убедитесь в наличии одного главного оппонента, который будет находиться в центре внимания, и вокруг которого будет развиваться конфликт. Теперь подумайте, как можно усилить центральное противостояние. Сделайте главного оппонента больше, умнее, агрессивнее. Добавьте ему страстности. Кристофер Нолан рассказывает, как он писал сценарий к фильму «Бэтмен: начало»: «Когда я создавал невероятно страшного злодея, для меня было очень важно, чтобы все, что он говорит, было правдивым, в некотором роде разумным и логичным». Тот же подход Нолан использовал и при создании своего персонажа Джокера в «Темном рыцаре», который стал величайшим противником главного героя всех времен. Не исключено, что именно в нем кроется ключ к огромному успеху этого фильма.
Когда с главным оппонентом все прояснилось, подумайте над персонажами одного-двух второстепенных противников. При этом, хотя бы один из них должен быть скрыт от главного героя и зрителя.

Прием 4: жульничество
Упор на фабулу, который характерен для блокбастеров, подталкивает нас еще к одному приему повествования. Этот прием призван решить проблему, которая мучает почти любого сценариста: как добиться максимальной насыщенности сюжета в средней точке, на которой выдыхаются 90% сценариев? В блокбастерах герой обычно придумывает какую-то аферу или хитрый план.
Вся соль в том, чтобы план был как можно более обманчивым как для героя, так и для оппонента. Если герой прибегает к жульничеству, он становится персонажем-хитрецом, что так любят зрители. Если же это делает оппонент, он становится еще более опасным врагом, а это только усиливает интригу.

Прием 5: мир повествования
С появлением видеоигр появились художники по спецэффектам, способные воплощать в реальность самые фантастические миры. Благодаря этому, мир повествования стал одним из трех или четырех важнейших элементов  блокбастера. Всего десять лет назад Голливуд мало заботил мир повествования, потому что это снижает стремительность развития событий. Спецэффекты использовали, в основном, чтобы приукрасить геройские действия.
Видеоигры показали Голливуду, какой потенциал таит в себе возможность зрителя погружаться в мир повествования и исследовать все его грани. И человечество не придумало для этого лучшего способа, чем просмотр фильма на большом экране.
Сценаристам часто кажется, что за этот аспект фильма должны отвечать режиссер и художники по спецэффектам. Они ошибаются. Хороший мир повествования – это тот, который прописан в сценарии и является неотъемлемой частью сюжета. Поэтому задача сценариста – сделать так, чтобы каждый визуальный элемент вносил свой вклад в развитие сюжета. Другими словами, каждый элемент должен нести в себе некий сюжетный смысл.
Способность сделать это – и есть важнейший навык повествования наряду с переработкой и умением создавать персонажей, строить фабулу и диалоги. Основные приемы создания богатого мира повествования содержатся в моей обучающей компьютерной программе по развитию сюжета «Блокбастер» (Blockbuster). Первый шаг: определение четко выраженного и узнаваемого места действий. Второй этап: создание карты мира с максимальной детализацией, особенно, при изображении центральной группы лиц, в пределах которой происходят описываемые события. Сценарии для «Властелина колец», «Гарри Поттера» и «Аватара» написаны мастерами по созданию мира повествования.
Если вы серьезно настроены стать успешным профессиональным киносценаристом, начните с этих пяти приемов. Это существенно приблизит вас к написанию сценария, который понравится Голливуду.

Другие статьи по теме Семинар Джона Труби

Реклама