Итоги рынка проектов на «Кинотавре»: Один внятный проект и критика формата
11 июня 2016 года на 27-м Открытом российском фестивале «Кинотавр», проходящем в Сочи с 6 по 13 июня, объявили итоги рынка проектов. Среди 10 проектов из 6 киношкол жюри выбрало победителя — фильм «Ночной прилив» режиссёра Исмаила Сафарали. Рынок проектов – новый формат деловой программы «Кинотавра», который пришёл на смену традиционному питчингу. На брифинге обсуждался опыт этого процесса. Сам конкурс в этом году был подвергнут критике.
Идея состояла в том, что в конкурсе примут участие наиболее значимые и зарекомендовавшие себя киношколы, представив проекты своих учащихся и недавних выпускников. Подразумевалось, что киношколы отберут наиболее достойные проекты, характеризующие особенности их образовательной программы, однако учреждения поступили иным образом, дав общее объявление с призывом к участию. Куратор программы Анна Гудкова считает, что такой подход вызывает вопросы к концепции, которая лежит в основе российского кинообразования: насколько киношколы отвечают за то, кого они выпускают?
Своим мнением относительно презентованных днем ранее проектов поделились члены жюри, среди которых были Елена Гликман, продюсер, руководитель кинокомпании «Телесто», Валерий Федорович, заместитель генерального продюсера телеканала «ТНТ», Евгений Никишов, заместитель генерального продюсера телеканала «ТНТ», Юлия Анфилова, менеджер по маркетингу YouTube в России и режиссер Жора Крыжовников.
Члены жюри согласны с тем, что проведенный рынок проектов свидетельствует, насколько киношколы оторваны от процессов, которые происходят в киноиндустрии. В итоге из всех представленных проектов, «Ночной прилив» стал единственным, в котором присутствует внятно рассказанная история, материалы, по которым понятно, как автор собирается её снимать, а также смысловая составляющая. Участникам оказалось сложно за несколько минут внятно рассказать о проекте, хотя презентационный навык у авторов обязательно должен присутствовать. Елена Гликман добавила, что кинематографист всегда должен быть готов правильно рассказать идею продюсеру, потому что такая встреча может произойти в любой момент, и нужно уметь воспользоваться выпавшим шансом.
Жора Крыжовников вспомнил свой питчинг на «Кинотавре» с комедией «Самый лучший день», идея которой не понравилась никому из комиссии. По его мнению, нужно учить рассказывать фактуру идеи, предлагать рефенсы, все, что помогает визуализации, и делать все возможное, чтобы избежать высокопарных абстрактных слов. В маркетинговой и бизнес-среде люди перед тем, как делать продукт, отвечают на вопросы «Зачем?», «Для кого?» и «Как?». Режиссёры проектов, по мнению жюри, уделили мало внимания ответам на эти вопросы.
Участники брифинга отметили неточность в терминах и критериях отбора рынка кинопроектов. По мнению руководителя одной из киношкол, некорректно сравнивать проекты, которые уже обзавелись режиссером и продюсером, со сценариями — получается, что между собой соревнуются проекты на разных этапах. Равно как и сравнивать телесериалы, документальное кино, жанровые ленты и авторское кино — для каждой из этих категорий должна быть своя секция.
Еще один важный момент, на который обратили внимание участники дискуссии — это необходимость проведения тренинга для участников питчинга не за день за защиты проектов, а хотя бы за неделю до столь важного и ответственного события. Конкурсантам сложно за день перекроить свою презентацию, и даже ценные и полезные замечания могут навредить, так как докладчик за столь короткий срок не может провести работу над ошибками, а только запутается и на самом питчинге выступит не так хорошо, как мог бы, будь у него достаточно времени для анализа материала. Например, такой тренинг можно проводить еще до приезда на «Кинотавр», в Москве.
Таким образом, участники дискуссии нащупали слабые стороны и определили, с чем надо работать в дальнейшем — в частности, стала очевидной необходимость более плотно работать с киношколами и структурировать проекты. «Кинотавр» готов поддерживать творческих людей, у которых нет денег, но есть мозги, только вот «эти мозги должны правильно работать на реальной конкурентной арене, а не в призрачном иллюзорном мире».