Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 июня 2024 10:25

АВКШоу 2024: Олег Березин о будущем кинотеатров

АВКШоу 2024: Олег Березин о будущем кинотеатров

7-8 июня на горнолыжном курорте Роза Хутор в Сочи проходит традиционный слет владельцев кинотеатров. Олег Березин, директор компании Невафильм, выступил с визионерским докладом о будущем кинотеатров, в котором описал несколько возможных сценариев развития кинотеатрального бизнеса, призвав участников АВКшоу, спорить и критиковать, предлагать и обсуждать будущее.

Олег Березин:

«Так случилось, что я не только киноинженер по образованию и по призванию, но я еще окончил и аспирантуру по экономике.

Поэтому я всегда о себе говорю просто: Я – инженер-экономист.

Однажды Бог послал мне мыслей и в 2014 году вышла моя книжка – «Большие циклы кинотеатрального показа».

И с тех пор я увлечен поиском подтверждающих и опровергающих фактов и трендов, описанных мною в этой монографии. Но пока всё идет «как по писаному».

Тогда,  десять лет назад, я написал, что в 2020-2025 гг. рынки кинотеатров США и России достигнут своей нижней точки развития текущей технологической волны, которая возникла в 70-х годах прошлого столетия в США, а у нас в середине 90-х годов – с появлением в кинотеатрах не только таких феноменов как блокбастер, широкий экран, высококачественное цветное изображение, многоканальный звук, но и такой важной организационной новации – как мультиплексы, мультиплексы в ТЦ.

И вот сегодня эта волна уходит...

Когда-то кинопоказ начинался с кибиток, с никельодеонов, с синематографов – я их называю, кинотеатры первого поколения, которые мы хорошо знаем по фильму «Человек с бульвара Капуцинов».

На смену им пришли большие стационарные кинотеатры-паласы, пришло звуковое кино – так зародилась новая волна технологий – кинотеатры 2.0. И всю советскую историю мы прожили с такими кинотеатрами!

Но вот в 70-х годах в США, а у нас в 90-х возникает новая волна Кинотеатры третьего поколения – мультиплексы. Именно такие кинотеатры мы строили последние лет 25…

Конечно, кинотеатры этого поколения не исчезнут одномоментно, но начинается эпоха смены парадигмы!

Нисходящий тренд текущей волны конъюнктуры рынка кинотеатров начался не сегодня и не вчера! У нас это началось еще десять лет назад, когда мы столкнулись:

  • с насыщением рынков крупных городов
  • с закатом эйфории от 3D
  • с диктатом мейджоров, которые нам указывают что и когда показывать
  • несмотря на общий рост кассы и посещаемости, в годы перед ковидом мы столкнулись с резким снижением этих показателей в расчете на экран
  • а еще и цена билета в рублях не менялась почти десять лет …
  • мы пришли к ситуации коммодизации кинопоказа, превращения его в стандартную бытовую услугу для населения – и немалую роль в этом сыграли и ценовые войны, и демпинг и обилие слабых фильмов

В итоге мы позволили нашим зрителям перестать любить смотреть кино в кинотеатрах!

Сегодня владелец кинотеатра фактически работает на арендодателя, т.е. на ТЦ, на дистрибьютора, на зарплаты сотрудников и чуть-чуть на налоги. В общем, на всех, только не на себя. Но и для ТЦ мы уже становимся не так интересны.

Да, конечно, есть и локальные успехи у некоторых наших товарищей: кто-то встал в удачном месте, кто-то хорошо договорился с ТЦ, кто-то оптимизировал все расходы – но эти успехи лишь подтверждают общий тренд.

Все эти успехи выглядят успехами именно на падающем рынке.

Конечно, можно во всём винить пандемию. Да, мы крепко от нее пострадали. Но ребята! Прошло уже три года! Да, можно винить войну. Но это у нас война! Это в Израиле война!


А в США нет войны, и Голливуд у них не уходил – но и там прогноз кассовых сборов на этот год тоже неутешителен. Минус 12% к прошлому году! Весь мировой кассовый сбор в этом году прогнозируется на 18% ниже, чем в среднем за три допандемийных года.

В Европе тоже не лучше: посещаемость и касса европейских кинотеатров по итогам 2023 года как минимум на 20% ниже допандемийного уровня. Немного, на уровне 3%, обещают рост в Китае – а у них и так всё растет, кроме топинамбура. Но справедливости ради замечу, что их текущая технологическая волна в кинопоказе началась существенно позже, чем у нас. Они просто еще не в той точке конъюнктуры рынка.

Уже три года прошло после ковида! Только одна инфляция за эти три года съела значимую долю наших доходов, а уровень посещений кинотеатров у нас на треть ниже допандемийных лет! Что-то тут не так! Ковид и война – катализаторы нисходящего тренда, но не его причины!

Смотрите как растет рынок онлайн-сервисов. Даже рынок платных телевизионных каналов в нашей стране демонстрирует уверенный рост.

Но ведь и онлайн, и ТВ тоже пережили уход Голливуда. И уровень доходов населения тоже влияет на эти рынки, а они растут!

Что-то в наших кинотеатрах явно не так!

Одна из причин – разрыв связи производитель фильмов – демонстратор фильмов.

Когда-то «золотой век» Голливуда пришелся на становление так называемой студийной системы – студии-мейджоры контролировали не только рынок производства фильмов, но и рынок кинотеатров. А в Советском Союзе эту роль на себя взяло государство.

В нормальной экономике кинопоказа производитель напрямую зависит от состояния рынка сбыта. Но не в нашей стране. Можно лишь сколько угодно рассуждать о том, что интересы производителей фильмов заканчиваются на этапе производства. Но у нас это уже банальность и никого не удивляет.

Давайте еще посмотрим! Онлайн-сервисы и телевизионные каналы производят собственный контент – originals, шоу, рилсы и т.д.

У ОККО все ТОП-10 проектов по итогам прошлого года – это собственное производство! Только онлайн-сервис MTC за прошлый год выпустил более 80 собственных originals! И тут можно сыпать примерами еще часа полтора…

А кинотеатр – не производитель фильмов! Мы просто берём то, что дают «на реализацию».

Каждый онлайн-сервис, каждый телеканал бьётся за свою аудиторию с помощью своего контента. Каждый их них стремится предложить своей аудитории свое «идеальное предложение». Они контролируют производство контента для себя, они предъявляют требования к качеству и к содержанию своего контента, они контролируют сбыт своего контента. Поэтому они выглядят молодыми и сверхактивными.

А тут еще меняется и сам зритель, который даже не знает, как он в будущем будет смотреть истории или какого рода сюжеты он вообще захочет потреблять!

Мы видим разрыв между поколениями: есть поколение, которое привыкло планировать просмотр и ходить в кинотеатр в определённую дату с определенным периодом посещений. А есть поколение, которое хочет потреблять кино «здесь и сейчас», причем занимаясь еще парой дел параллельно. Это новое поколение вообще другое – они общается с помощью мемов и заголовков, они не читают больше двух предложений, чтобы зацепиться, они живут короткими видео, которые листают в соцсетях. И это поколение – наша целевая аудитория!

Ну а что же кинотеатры?

Программы модернизации Фонда кино, якутские изобретатели цифровых кинопроекторов, муниципальные Дома культуры, фактически возвращают нас к эпохе никельодеонов! В количественном выражении этот сегмент уже доминирует на рынке! И все разговоры о том, что нам нужны более простые стандарты качества, упрощенные требования к цифровым системам кинопоказа будут лишь отбрасывать нас в прошлый век.

Так кинотеатр превращается в обычную бытовую услугу, ценность которой в глазах наших зрителей снижается с каждым годом!

Очевидно, что так как было, уже не будет!

Так и хочется вспомнить, и чуть подправить классика:

«Слова у нас, до важного самого,

В привычку входят, ветшают как платья!

Хочу сиять заставить заново величественное слово – … КИНОТЕАТР!»

Есть ли выход из это пессимизма?

Конечно, можно оставить всё как есть и пытаться решать все проблемы кусочками – с Минкультом, с депутатами, с региональными и федеральными чиновниками, с продюсерами, с дистрибьюторами, и с владельцами ТЦ – в надежде, что всё как-то само потихоньку выправится…

А можно симпатично перевернуть шахматную доску и поменять правила игры на рынке!

И тут у нас есть два пути:

Продаваться, либо сдаваться в найм платформам и интегрироваться в их экосистемы – как офлайн-сервисы ... я когда-то уже говорил о таком сценарии лет пять назад на Кино Экспо…

Но тогда нам придётся распустить АВК и встречаться только на конференциях онлайн-платформ!

Это путь интересный, концептуальный, но пока не наш. Продаться мы всегда успеем с тем либо иным результатом!

Хотя! Симбиоз первого и второго пути, о котором я хочу сказать далее – может дать вообще удивительный плодотворный результат!

Давайте еще поборемся за место под солнцем и посмотрим на второй вариант – принять концепцию новой технологической волны, Индустрии 4.0. Которая базируется на IP-технологиях, на новых технологиях формирования изображения и звука, на технологиях искусственного интеллекта и генеративного контента, на цифровом моделировании контента. И на новых организационных структурах. Мы должны снова стать «не как все!» И для этого нам нужно заново переизобрести кинотеатр как аттракцион!

Я по жизни часто для себя повторяю слова Андрея Макаревича* (некоторые его считают иноагентом): «Как легко решить, что ты слаб, чтобы мир изменить…»

Нам нужно создать новый бизнес!

Нужно оставить традиционные кинотеатры прошлого Фонду кино, Минкульту, Ямпольской и продюсерам социально-значимых фильмов!

Оставить художественные кинотеатры, которые останутся в нише организаций культуры, но сейчас речь не о них.

Сейчас я говорю о массовом рынке, для которого нужно переизобрести кинотеатры новой концепции, в которой реализуются принципы и технологии не только нового способа заставить зрителей вновь воскликнуть WOW, но и организационные принципы консорциума, эксклюзивного идеального предложения зрителям, собственной ниши в сегменте досуга населения.

Ни лазер, ни дизайн, ни даже нулевая аренда – не спасут! Улучшения не взрывают рынки. Зрители ко всему постепенному быстро привыкают.

Надо признать, что даже пиратский прокат кому-то возможно помог поддержать свои штаны, но согласитесь, в целом – это лишь имитация успеха.

Мы должны заставить зрителя каждый раз посещая наш кинотеатр, нет, даже не кинотеатр, а аудиовизуальный комплекс (АВК) – восклицать WOW!

Нужно создать Консорциум Аудиовизуальных Комплексов!

Не объединение традиционных кинотеатров, а новый, отличный от всего рынка формат аудиовизуальных развлечений! Который не только заставит зрителя кричать WOW, но и станет сильным игроком, диктующим условия на рынке!

Я уже говорил, что к нынешним форматам кинотеатров зритель просто привык, это обычная бытовая услуга – как починить обувь или сходить в фитнес-зал.

Зритель перестал замечать наши кинотеатры, потому что наши кинотеатры перестали быть WOW. Зритель сегодня насмотрен и перекормлен: никто уже не выбегает из кинозала при виде, надвигающегося с экрана, поезда!

У меня нет готового рецепта! Нам только еще предстоит разработать формат нового предложения!

Мы не знаем куда мы прийдем через несколько лет. Но одно известно уже из истории точно – концепт следующего поколения кинотеатров сложится из тех технологий, из тех организационных и продуктовых инноваций, которые уже есть на рынке, но они пока сегодня могут быть не очевидны.

Если говорить о каких-то чертах образа такого аудиовизуального комплекса, то возможно

  • это, возможно, меньшие по размеру залы, хотя об этом еще надо поспорить, но точно больше экраны и больше эмоций;
  • вообще, много, о чем надо еще поразмышлять. Например, один супер-зал или снова мультиплекс.
  • Это, как минимум, изображение 4К или даже 8К на огромном экране – это, возможно, светодиодные экраны либо супер-яркие проекторы; И для таких экранов потребуется контент особого качества!

Надо признать, что качество изображения сегодня в большинстве кинотеатров в разы хуже, чем мы можем увидеть на хорошем домашнем экране.


И это не только вопрос качества самих кинотеатров, но и вопрос к создателям фильмов. Поэтому я всегда напрягаюсь, когда продюсеры говорят, что они создают фильмы именно для показа в кинотеатрах на больших экранах! Как правило, они лукавят.

  • это, возможно, и 3D технологии нового поколения. Например, на основе очков дополненной реальности. Всё, что вы видите в объеме, формируется на фоне изображения киноэкрана, но не на киноэкране, а в ваших персональных очках дополненной реальности. А те, кто без очков, смотрят изображение традиционно в 2D;
  • это изображение с высоким динамическим диапазоном – белый белее, а черный чернее. Вы не представляете, как это круто смотрится!
  • это изображение с так называемой широкой цветовой гаммой – возможно многие, кто видел, помнят необычные цвета в «Аграйл. Супершпион» или когда-то в Диснеевской «Головоломке», только немногие смогли рассмотреть их на своих пока обычных телевизорах и киноэкранах!
  • это технологии потокового вещания фильмов, возможно с использованием технологий Object Based Media, когда изображение на экране формируется в реальном времени путем комбинации различных цифровых моделей элементов фильма;
  • это фильмы, создаваемые прямо во время демонстрации – с игрой актеров в реальном времени, с виртуальными декорациями, с генеративным изображением и поддержкой ИИ.
  • это новые решения в дизайне кинозалов, обеспечивающие максимальный динамический диапазон и адаптивный окружающий свет.
  • Это и особый фирменный иммерсивный дизайн пространства на основе LED-экранов.
  • Это экраны с единым фиксированным соотношением кадра, например формата 1,9:1 на всю площадь цифровой матрицы, чтобы зритель не чувствовал из-за черных полос сверху/снизу или по бокам, что ему что-то не додают!
  • И, естественно, естественно уникальный Иммерсивный звук, но именно такой, чтобы он был wow! Возможно, на основе технологий синтеза звуковой волны.

Но речь не только о технических решениях! Важны и организационные новации, которые могут решаться именно в формате консорциума под собственной торговой маркой, под собственным брендом! Именно сочетание технологий и организационной структуры – собственного бренда, формата – должно дать рыночную силу этому объединению.

Такую рыночную силу, с которой будут вынуждены считаться продюсеры, дистрибьюторы, правообладатели. Но те из них, кто впишется, испытают Счастье!

За спиной такого консорциума – дорогой высококачественный канал продажи зрителям WOW-эмоций в виде сети аудиовизуальных комплексов.

И консорциум устанавливает правила для поставщиков контента! Например,

  • Это длинный прокат хитов, а не «ярмарка желаний», и не супермаркет хотелок - зритель теряется среди избыточного предложения всего, из чего он не может выделить хит… Я убеждён, избыточное предложение – убивает экономику массовых развлечений – занятое экранное время в угоду мифическому многообразию и требованиям дистрибьюторов.
  • это ограничение хронометража фильмов – у нас не так много времени в жизни, чтобы тратить на «Вызов» по 4–5 часов личного времени с учетом решиться, доехать, дождаться, посмотреть и вернуться домой. Когда-то Константин Эрнст сам же и сказал: «Да не бывает таких мочевых пузырей!» - видимо что-то знал. И как тут не вспомнить и про двухсерийные фильмы с перерывом и двойной ценой.
  • Отказаться от рекламных блоков перед сеансом! Да, сделать какое-то увлекательное пре-шоу, погружающее зрителя в мир впечатлений. Да, подумать, как продвигать предстоящие проекты – но без этих безумных получасовых рекламных блоков в начале, которые убивают все эмоции предвкушения зрелища; а ведь когда-то реклама демонстрировалась по окончании фильма – оттуда и пошло популярное русское слово «трейлер»!
  •  Это географический эксклюзив – ну не должны кинотеатры быть на каждом углу – вот тут еще одна работа для Консорциума!
  • Это маркетинг и продвижение аудиовизуальных комплексов на рынке своими руками, а не на откупе у дистрибьюторов. Продвижение собственно бренда так, как это делает IMAX, например.

Вообще в бизнес-модели IMAX вполне можно подсмотреть здравые идеи. Это и сама бизнес-модель проката, и входящий контроль качества фильмов, и контроль самих кинозалов и ежедневная (!) калибровка звука и изображения в кинозале; это и эксклюзивы, и маркетинг, в итоге. Тут есть, что взять на заметку!  

К слову, результаты проката фильмов в североамериканских кинотеатрах IMAX в прошлом году впечатляют… В то время как американский рынок традиционных кинотеатров демонстрирует стагнацию и сдержанный оптимизм по поводу снижения убытков, у IMAX в 2023 году один из лучших результатов кассовых сборов за всю историю ... Конечно и «Оппенгеймер», и «Барби» – каждый фильм-событие внес свою лепту! «Ковид? – спросил IMAX. — не знаем, не слышали!»)

Подчеркну, что каждый проект, который мы планируем показывать в наших новых кинотеатрах Четвертого поколения, в аудиовизуальных комплексах должен быть предварительно нами оценен и одобрен! Мы должны быть вовлечены в процесс еще на этапе сценария, на этапе производства – чтобы обеспечить максимальный wow-эффект при демонстрации фильма! Но для этого нам нужна рыночная сила!

Нам нужна бескомпромиссность, щепетильность на каждом этапе! Нельзя допускать, чтобы абы какой фильм, абы как снятый, лишь на словах обещанный нам как мегахит, снижал ценность wow-эффекта для наших зрителей в наших новых залах!

И кстати, речь не только о фильмах! А интерактивные эвенты, трансляции концертов и фильмов в реальном времени; и генеративный контент вообще, в том числе создаваемый ИИ на потребу аудитории. Аудиовизуальные шоу! Всё, что работает на WOW должно быть нам интересно!

Всю свою историю кинотеатры выигрывали только за счет впечатлений, недостижимых дома! Нашим зрителям нужны такие впечатления! А мы будем их им продавать!

Нам нужно разработать такой аудиовизуальный комплекс, который не попадет под определение классических кинотеатров, не попадет под влияние Минкульта… Это совершенное иное явление, не Дом культуры, не традиционный кинотеатр. Это - мультимедийные аудиовизуальные арены!

Решение должно быть «за гранью», за горизонтом понимания современного зрителя!

Если бы Форд спрашивал у людей, чего им не хватает для передвижения, то они бы попросили запрягать больше лошадей.

Нам важно суметь заглянуть за горизонт наших фантазий! Где сегодня Polaroid или Kinoton? У каждой из этих компаний своя история, но объединяет их то, что они проглядели завтрашний день!

Возможно наши АВК – это мульти-экранные системы, залы с десятками лож на несколько зрителей каждая – мы понимаем, что зритель всё-больше и больше атомизируется до масштаба семьи и своей маленькой компании, но хочет большой экран!

Но, с другой стороны, есть уже опыт Сферы в Лас-Вегасе. Меня очень драйвит эта Сфера! И на него надо тоже внимательно посмотреть, и подсмотреть, что можно взять у них!

Мне кажется, что мир разделяется по интересной линии: персональное восприятие историй, и коллективное восприятие впечатлений! И это для нас и серьезный вызов, и возможность!

Возьмите «Чебурашку». Это же не про историю. Это про эмоции! Это русский Диснейленд, только консервированный. Это про впечатление «как отпуск в Турции» среди сугробов русской зимы!) И зритель за это заплатил рублём! Мы должны продавать эмоции!

Нам нужно создать уникальное кинематографическое аудиовизуальное впечатление, которое четко и однозначно дифференцирует нас на рынке развлечений наших зрителей.

Да, в будущее возьмут не всех! потому что речь о новом шаге, об инвестициях, о рисках, о чуйке, если хотите!

Сегодня речь не про косметический ремонт и не про «давайте у минкульта попросим» - речь о совершенно новой бизнес-модели, о новых технологических решениях, недостижимых дома; речь о создании нового формата развлечений, нацеленного в будущее! Это не про «давайте сделаем как было раньше»!

Вы спросите: «А где уже такое придумали?». И я вам отвечу, что если бы Сергея Павловича Королева попросили показать, в каких странах человек уже слетал в космос, то Гагарин бы точно не полетел!

Это решение не под силу одному-двум игрокам рынка. Это не удел одиночек, но это по силам команде – консорциуму единомышленников!

Это должен быть реализуемый проект, с понятной бизнес-моделью, с понятными сроками запуска и бюджетами. Он должен вписываться в премиум-стандарты Голливуда – однажды и он вернется. Работы непочатый край!

Нужно работать с производителями контента и с поставщиками аудиовизуальных решений, с девелоперами, с финансистами.

Такой проект получит серьезное противостояние госпродюсеров и медиахолдингов, всего существующего расклада сил на рынке. Никто за нас не будет рад, особенно на первом этапе.

Но у нас нет иного пути – нам надо переизобрести заново кинотеатр, запустить Консорциум аудиовизуальных комплексов (АВК), который будет совсем иначе дифференцироваться на нашем рынке.

Повторюсь, нам нужны единомышленники среди продюсеров и режиссеров, операторов и сценаристов - нам нужны создатели уникальных аудиовизуальных шоу! И нам нужны лучшие технологии, которые никто не сможет повторить ни дома на онлайн-платформах, ни в старых традиционных кинотеатрах! 

Почему бы нам не попробовать, пока еще не поздно?  

Оглядываясь вокруг, я не испытываю оптимизма. Единственное, что меня драйвит сегодня – это вера в Победу, в нашу Победу! В победу «движения неприсоединения к окружающему бреду»! Не надежда, а именно Вера! «Надежда более уязвима» - говорил Ремарк. И именно моя Вера даёт мне силы говорить сейчас о будущем!

Но вот в чем я уверен точно, так это в том, что если мы не начнем меняться, то возможно мы еще пару раз встретимся здесь в Сочи, а затем будем уже встречаться в очереди за субсидией в Минкульте!

Я люблю хорошую фразу: «Не важно, насколько вы большие. Важно, как вы думаете».

Поэтому давайте думать! Давайте вместе «штурмить» и разрабатывать возможные конструкции нашего будущего, что-то из этого явно сработает!

Я призываю вас уже сегодня, прямо здесь на АВКшоу, спорить и критиковать, предлагать и обсуждать наше будущее!

Давайте вместе найдем путь, чтобы сделать наши кинотеатры снова невероятно крутыми!»

*физическое лицо, признанное иноагентом на территории Российской Федерации

Другие новости по сюжету Трансформация киноотрасли 2022-2024

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Ассоциация владельцев кинотеатров

Другие статьи по теме АВКшоу Синемаскоп

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама