Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 апреля 2024 14:28

Ольга Грановская: «Список наград фильмов "ШАР" за все годы – это толстая книга»

Ольга Грановская: «Список наград фильмов "ШАР" за все годы – это толстая книга»

В прошлом году школа-студия анимационного кино «ШАР» отметила свое 30-летие, и портал ПрофиСинема продолжает серию интервью с первыми лицами компании. 4 апреля состоится пресс-тур на анимационную студию «ШАР», приуроченный к юбилею школы-студии и Дню российской анимации 8 апреля. 

Накануне праздника исполнительный продюсер студии Ольга Грановская в интервью с корреспондентом интернет-портала ПрофиСинема рассказала про организацию процесса производства в «ШАРе» и его оптимизацию, про новые интересные проекты и многочисленные награды фильмов прошлых лет, а также о том, как она пришла в анимационную сферу и чем ее захватила работа здесь.

Елена Трусова:
Вы уже 20 лет работаете в индустрии, начинали с игрового кино, потом пришли в анимацию. Расскажите про свой путь. 

Ольга Грановская:
Знакомство с кино у меня случилось намного раньше, чем я пришла работать в индустрию. Я историк по образованию, а тему своей дипломной работы, а затем и диссертацию, посвятила истории управления и экономики советской кинематографии.

Научным руководителем диссертации был Кирилл Эмильевич Разлогов в Российском институте культурологии. Поэтому можно сказать, что я работаю по специальности, так как изучила кинопроцессы на большом хронологическом отрезке. А пришла в кино, чтобы узнать, а как все происходит на практике. И вот до сих пор изучаю... (Смеется).

В аспирантуре мне посчастливилось принять участие в создании учебного пособия по аудиовизуальным технологиям, авторами которого были Кирилл Разлогов и Анатолий Прохоров, и общаться с этими великими людьми. Это было начало 2000-х, в это же время под патронажем Прохорова создавались «Смешарики». Если бы я тогда знала, что в непосредственной близости от меня вершится такая история, то, скорее всего, пришла в анимацию намного раньше.

После защиты диссертации я пришла работать в PR группы компаний Люксор, которая занималась строительством сети кинотеатров, а также параллельно дистрибьюцией зарубежных фильмов. Это был очень интересный, творческий период, и я благодарна всем людям, с которыми тогда соприкоснулась.

Елена Трусова:
В какой момент и чем вас захватила именно анимационная сфера?

Ольга Грановская:
Анимация привлекла меня в период, когда в прокат начали выходить такие полнометражные анимационные фильмы, как «Шрек», «Рататуй» и другие. Сначала они стали по-настоящему явлением для кинопроката, а затем уже традиционным направлением. Мне, наверное, как и многим, очень хотелось стать причастной, хотя бы немного, к созданию подобных картин. 


Елена Трусова:
Учитывая, что в начале своей карьеры вы занимались продвижением проектов, а теперь – продюсированием, то можете рассказать, как вы пришли к тому, чтобы поменять направление работы, и как вам помог приобретенный опыт? 

Ольга Грановская:
В «Люксоре» я проработала 8 лет, причем в разных областях – не только в PR, но занималась какое-то время продажами, росписью в кинотеатрах. Затем пришла в студию «КиноАтис», где два года работала в маркетинговом отделе, занималась продвижением сериала «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Опять интереснейший этап работы, ведь мы занимались не только мерчендайзингом, продажами, но даже поставили одноименный мюзикл по мотивам полнометражного фильма «Белка и Стрелка» и сериала. 

За это время также удалось принять участие в телевизионном конкурсе прайм-тайм телевизионных шоу Первого канала и даже оказаться среди шести победителей конкурса из 850 участников. Жаль, что наш проект Фантастическая Россия так и не был запущен по не зависящим от нас причинам. 

В 2015 году я пришла в «ШАР», но знакомство с работой студии случилось немного раньше – на фестивале в Суздале, где я увидела фильм «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и безоговорочно влюбилась именно в авторскую анимацию. И вот уже более 8 лет я стараюсь работать на ее благо в «ШАРе». 


Елена Трусова:
Можно ли сосчитать, частью скольких проектов вы за эти 8 лет стали?

Ольга Грановская:
Приняла участие в той или иной форме в работе над всеми проектами, вышедшими в этот период (51 фильм), а именно исполнительным продюсером стала на 41 короткометражном фильме. «ШАР» – это дружная команда единомышленников, которая собирает авторские проекты, ведет их производство, продвигает на фестивалях, занимается реализацией прав. Мне повезло стать ее частью. 

Елена Трусова:
С чего начинается обучение тонкостям творческо-производственного процесса молодых специалистов, которые приходят в «ШАР» на практику? Что нужно в первую очередь знать начинающим художникам-аниматорам, попавшим в водоворот создания анимационных проектов?

Ольга Грановская:
Ежегодно в «ШАР» на практику приходят до 90 человек из вузов и колледжей, где учат анимации. Но, к сожалению, об этом не все знают. В официальных отчетах мы можем указать студентов только государственных вузов, а их бывает в среднем 6-10 человек в год. Те, кто лучше всего проявил себя за время практики, остается с нами сотрудничать на профессиональной основе.

Главные проблемы молодых специалистов, с которыми они сталкиваются на производстве, заключаются, в первую очередь, в отсутствии профессиональных навыках. У студентов часто нет понимания, как устроено производство, нет навыков деловой коммуникации. Также важна правовая составляющая работы. Молодые специалисты практически не знают собственных прав и обязанностей, правил и условий заключения договора с компаниями – продюсерами, не имеют представления об авторском законодательстве. Такие дисциплины логично бы ввести в программы вузов и колледжей, так как они имеют очень большое значение для успешного старта карьеры будущих режиссеров, художников и аниматоров. 


Елена Трусова:
Давайте подробнее поговорим про организацию процесса производства для каждого проекта. Сколько заявок вы получаете и как принимаете решение по запуску в производство того или иного проекта? 

Ольга Грановская:
В «ШАР» поступают заявки – примерно 30 ежегодно – от авторов, которые хотели бы получить государственное финансирование на производство своего проекта. 

Иногда мы сами приглашаем авторов, в первую очередь, выпускников школы-студии «ШАР», но не только. Часто приходят с заявками выпускники других учебных заведений – вузов или колледжей. Наряду с очень опытными, признанными режиссерами, известными не только в России, но и за рубежом, обладателями многочисленных наград, «ШАР» широко продвигает и молодежь. Поддержка молодых авторов очень важна, ведь через несколько лет они становятся движущей силой, и не только авторской, но и так называемой «коммерческой», сериальной анимации. 

Неоценимую роль в успехе «шаровских» фильмов играет работа художественного совета студии. Возглавляет его Андрей Юрьевич Хржановский, а бессменными участниками стали Алексей Демин, Иван Максимов, Екатерина Соколова, Светлана Филиппова и Леонид Шмельков. Они оценивают проекты и решают, какие из них студия готова подать на конкурс Министерства культуры. Редко проекты принимаются сразу и безоговорочно, зачастую худсовет рекомендует их доработать – сделать изменения в сценарии или изобразительной части. Это огромная и бесценная работа мастеров «ШАРа», в итоге которой качество подготовленных к конкурсу проектов можно оценить как очень высокое. 

Необходимо отметить, что каждый из участников худсовета «ШАР» – это вершина, цвет российской анимации, что подтверждают многочисленные высокие звания, премии, награды международных фестивалей, которых удостоились их фильмы. «Знак качества» худсовета «ШАР» – лучшая рекомендация проекту нового фильма и самый весомый довод в пользу его реализации и получения финансирования. 

В итоге работы худсовета на конкурс Минкультуры студия подавала ежегодно 21 проект, из которых выигрывали конкурс каждый год, за исключением 2023 года, 17 проектов. Вот такая статистика у нас сложилась. 


Елена Трусова:
Сколько в среднем проектов может находиться в производстве?

Ольга Грановская:
В производстве у нас одновременно было в последние годы 34 короткометражных проекта – 17 в работе с предыдущего года плюс 17 проектов, одобренных к финансированию в текущем году.

Есть ли потребности и возможности расширения производства? Потребности есть. 

Та часть проектов, которая отсеивается на худсовете «ШАР» – в основном это фильмы молодых режиссеров–дебютантов, выпускников разных вузов. Их проекты зачастую интересные, но немного не дотягивают для подачи на конкурс в Минкультуры. Ведь условия конкурса довольно жесткие, это большая ответственность. Если есть сомнения, что автор вытянет фильм в положенный ограниченный срок, мы на конкурс такие проекты подать не можем. А ведь с этими ребятами – юными режиссерами можно было бы отдельно поработать, чтобы поддержать их дальнейшее творческое развитие уже вне вузовских стен, помочь им сделать самый трудный первый шаг. Студия не может себе этого позволить – финансирование и штат очень ограничены. А сколько еще выпускников могли бы войти в профессию и впоследствии работать не только в авторской, но и в коммерческой анимации – режиссерами, авторами новых сериалов, фильмов! Это глобальное дело, в масштабах отрасли. Часть талантливых ребят, кто выучился на режиссера анимационного кино, но не смог запуститься со своим фильмом сразу, порой так и застревают на временной работе на годы. Хотелось бы, конечно, дать больше возможностей молодым авторам. 


Елена Трусова:
Николай Маковский в нашем недавнем интервью отметил, что «подчас короткий метр "съедает" ресурсов, что и полный метр». В чем специфика оптимизации производственного процесса для каждого проекта? 

Ольга Грановская:

Возможности оптимизации зависят от техники короткометражного авторского фильма. Если это рисованный фильм или перекладка, зачастую весь фильм делает сам автор, с помощью двух-трех аниматоров, звукорежиссера и композитора, иногда отдельного художника-постановщика, и в оптимизации нет потребности. В фильмах с более сложной техникой имеет место оптимизация. Например, если это кукольный фильм в декорациях, то съемка сцен происходит не последовательно, а по сценарному плану, что экономит много времени. Бывают и другие элементы оптимизации применительно к конкретному материалу. 

Елена Трусова:
Нельзя не коснуться актуальной темы финансирования авторской анимации. Каким, на ваш взгляд, должен быть оптимальный размер господдержки для авторского анимационного кино?

Ольга Грановская:
Действительно вопросы господдержки — актуальные и наболевшие, потому что для всей авторской анимации и для многих анимационных сериалов-стартапов единственным источником финансирования являются субсидии, выделяемые на конкурсной основе Министерством культуры. Мы очень благодарны, что существует такая возможность! 

Но есть и моменты, которые на наш взгляд требуют внимания. В частности, размеры финансирования анимации в пересчете на минуту анимационного фильма представляются недостаточными. За последние 12 лет, что я занимаюсь подачами заявок на конкурс в Минкультуры, цена за минуту выросла с 200 тыс. рублей до 350 тыс. рублей, причем последний качественный «рывок» в этом росте был сделан относительно недавно. В то время как средняя приемлемая цена за минуту не только мне, но и многим коллегам видится в 500 тыс. рублей, с учетом всех возможностей льготного налогообложения, которыми сейчас пользуется отрасль. Бывает нелегко найти на проект аниматоров, так как рыночные расценки на анимацию примерно в 2 раза выше, чем возможные в рамках финансируемых государством проектов. 

Нелегко и сериальным стартапам. Расценка за минуту – 250 тыс. рублей. Серьезного копродюсера, который бы в дополнение к государственным средствам добавил свои, трудно найти, не показав ему первые готовые серии. На сериале команда специалистов больше, чем на авторском короткометражном фильме, гораздо большие требования возникают к аренде помещения, аренде или приобретению оборудования. Вот почему цена минуты на сериале объективно выше, чем на короткометражках. Поэтому сериальные стартапы, которые еще не могут развиваться за счет доходов от продаж уже произведенных серий, нуждаются в большей поддержке. Впрочем, и с продажами в текущей ситуации не все гладко, они весьма затруднены.  

Есть и другие моменты – бюрократического порядка, снижающие предсказуемость результатов работы продюсеров, авторов проектов. Например, на первом этапе конкурса Минкультуры оценивает правильность оформления заявки. Если есть ошибки, порой технические, не относящиеся к сути проекта, такую заявку снимают с конкурса. Авторы талантливых многообещающих проектов остаются «не у дел» еще как минимум на год. Беда в том, что и не все правила оформления прописаны в конкурсной документации. Известны случаи, когда практически все проекты, поданные в один год ведущей студией авторской анимации, или целый блок проектов, бывали сняты с конкурса из-за ошибок в заполнении форм. Жаль, что из-за бюрократических вопросов, которые можно решить, порой ломаются судьбы и авторов, и студий. 

Существует современная практика других фондов, проводящих госфинансирование творческих проектов, когда кураторы на первом этапе конкурса при проверке заявок предлагают исправить недочеты, чтобы творческий проект мог участвовать в конкурсе дальше. 


Работа продюсера была бы более целенаправленной и результативной, если бы по итогам конкурса он мог получить фидбэк от грантодателя – какие недочеты наблюдались по различным критериям оценивания проекта с точки зрения экспертной комиссии, что нужно доработать и улучшить продюсеру к следующему конкурсу. Ранее такая практика существовала. Досадных несостыковок можно было бы избежать при более плотной и эффективной взаимной коммуникации. 

Рассуждая о подобных недочетах, переживаем не только за авторов проектов. Многие талантливые фильмы могли бы состояться быстрее, или просто состояться, и достойно представлять нашу культуру на международных фестивалях и смотрах анимации. Ведь российская авторская анимация приносит довольно много побед и «золотых медалей» в зачет, ее авторитет на международном уровне очевиден. 

Елена Трусова:
Давайте поговорим про монетизацию контента. У авторской анимации много просмотров в Интернете, на фестивалях, при этом на российском телевидении и онлайн-платформах ее можно увидеть не так часто. Но в прошлом году собрание авторской анимации «ШАРа» пополнило онлайн-библиотеку Кинопоиска, также вы заключили соглашения с несколькими телеканалами. Насколько суммы контрактов сказываются на экономике студии? 

Ольга Грановская:
Я бы не сказала, что фильмов «ШАР» нет на платформах. Наш сериал «Буквальные истории» режиссера Лизы Скворцовой есть на всех ведущих российских платформах. А коллекция короткометражек «ШАР» — на многих основных. В разное время мы сотрудничали с телеканалами «Мультиландия», НТВ, «Культура», «Пятница!», «Санкт-Петербург», «2*2», ОТР, «Смайлик», «Малыш ТВ», «Мама», Тлум HD, Мульт, Мама, Ani, Телеканал «Мультимузыка», ТВ Мост, short.tv. Существенных доходов продажи авторских фильмов на платформы, телеканалы, к сожалению, не приносят. 


Организованных крупных площадок, где возможно было бы развивать эффективный с точки зрения монетизации показ авторских фильмов и анимационных сериалов, рассчитанных на взрослую аудиторию, фактически нет. Конечно, основное место, подходящее для встречи наших фильмов со зрителями – Интернет. Взрослая молодежь – наша аудитория – почти не смотрит телевизор. В сети мы видим, наряду с лицензионным размещением наших фильмов, множество пиратских выкладок. Некоторые крупные площадки сами предлагали нам сотрудничество, так как замечали, что наших фильмов в соцсетях очень много, люди их смотрят. Студия, к сожалению, не располагает ресурсами для защиты своего контента от пиратства. 

За последние годы фильмы «ШАР» участвовали во множестве культурных мероприятий и акций по всей стране: в музеях, на днях города, в культурных центрах, библиотеках. Однако довольно ограниченные бюджеты этих институций не позволяют делать хоть сколько-нибудь заметные отчисления правообладателям фильмов, и ситуация за годы, к сожалению, не изменилась. 

Елена Трусова:
Продаете ли вы в настоящее время контент на зарубежные территории?

Ольга Грановская:
До последних времен мы постоянно продавали наше кино за рубеж. Преимущественно в европейские страны и некоторые азиатские – например, в Японию и Тайвань. Фильмы демонстрировались по ведущим европейским телеканалам, в кинотеатрах и даже в школах отдельных стран в рамках специальных просветительских культурных программ. Сейчас, конечно, такие продажи невозможны. Планируем осваивать новые зарубежные рынки. 


Елена Трусова:
А где сейчас можно посмотреть фильмы студии «ШАР» с учетом такой непростой ситуации? Какой зритель на сегодняшний день у авторской анимации, учитывая, что интерес к ней с каждым годом заметно растет?

Ольга Грановская:
Мы выкладываем свои фильмы, фестивальное продвижение которых уже закончили, на Youtube-канале студии «ШАР» – он медленно, но верно набирает подписчиков. Аналитика канала показывает, что ядро нашей аудитории приходится на зрителей от 25 до 36 лет, остальные зрители в диапазоне от 18 до 45 лет. Тинейджеры тоже подключаются. Гендерное деление – почти ровно пополам. Нас смотрят зрители более 50 стран мира, треть просмотров приходится на Россию. Остальные страны в равных долях. 

По количеству просмотров из зарубежных стран все же лидирует Индия, но, я думаю, это связано лишь с большей численностью населения относительно других стран. На канале еженедельно выкладываем либо фильм, либо трейлер или тизер нового проекта, студенческие работы, джемы учеников школы-студии «ШАР». Особенно приятно получать обратную связь от зрителей, которые пишут, что фильмы им не просто нравятся, но также помогают, вдохновляют и даже спасают. 

Елена Трусова:
Проекты ШАРа с завидным постоянством становятся участниками и победителями крупных международных фестивалей. Так, например, в прошлом году фильм Вари Яковлевой «Ванлав» попал в лонг-лист Оскар и заработал множество других фестивальных наград. А это лишь один из многих проектов ШАРа. Есть ли у вас некая статистика творческих успехов выпускников ШАРа, удается ли все подсчитать и зафиксировать, и как они сказываются на самой студии?

Ольга Грановская:
Список фестивальных номинаций и наград всех фильмов «ШАР» за все годы – это толстая книга объемом более 200 страниц. 

Конкурс Агентства креативных индустрий, который проводился для российских авторских студий в 2021 году, объективно показал лидерство «ШАРа» по наградам международных фестивалей и премий. 

Мы как раз сейчас подводим статистику номинаций и побед фильмов «ШАР» на международных и российских фестивалях за последние пять лет. Попутно смотрим, сколько в целом российских фильмов присутствовало на значимых международных фестивалях за этот период и какова динамика. Обязательно поделимся точными данными, результаты обещают быть интересными. 


Есть фестивали и премии, участие в которых уже само по себе является высочайшим знаком качества, среди них фестиваль анимационного кино в Анси, Оскар, Берлинале. Мы рады, что фильмы «ШАР» на протяжении многих лет – постоянные участники не только этих, но и других выдающихся фестивалей и премий. Можем вспомнить наиболее яркие моменты. 

Безусловно, запомнилось триумфальное шествие по фестивалям мира полнометражного анимационного фильма А.Ю. Хржановского «Нос, или Заговор не таких» и множество наград, которые он собрал, включая премию Азиатско-тихоокеанской Академии APSA (азиатский Оскар), номинацию на премию Европейской киноакадемии в категории Лучший анимационный фильм, лонг-лист Оскар, Приз жюри анимационного фестиваля в Анси. 

Запомнился период, когда каждый год два фильма нашей студии были в конкурсной программе Анси (2019–2021). Это безусловное достижение. На отбор фестиваля в Анси поступает около 3500 фильмов со всего мира, в конкурс попадают около 80 короткометражных фильмов, включая студенческие. Вот такой суровый отбор. В 2019 году из четырех российских фильмов в конкурсе Анси два – студии «ШАР», в 2020 году из десяти российских фильмов – тоже два «шаровских», один приз. В 2021 году – опять два из шести российских. 

В «ШАРе» прекрасная неравнодушная команда специалистов, которые занимаются фестивальным продвижением. В победах «ШАР» есть и их определенная доля участия. 

Наград на фестивалях мира достаточно не только у нашей студии, но и у наших коллег. Хотелось бы, чтобы успехи авторской анимации были подкреплены соответствующей поддержкой и вниманием со стороны тех, кто призван ее оказать. 


Елена Трусова:
Хватает ли сейчас отечественной анимации ярких авторов?

Ольга Грановская:
Конечно! Невозможно перечислить всех. Можем рассказать о тех талантливых авторах, с кем сложилось сотрудничество в последнее время. Хочется, чтобы их имена знало не только профессиональное сообщество, но и зрители авторского кино: Дмитрий Геллер, Антон Дьяков, Светлана Андрианова, Варя Яковлева, Нина Бисярина, Саша Свирский, Инна Евланникова, Александр Храмцов, Анна Кадыкова, Александр Васильев, Полина Кампиони, Владимир Сахновский, Анастасия Жакулина, Надя Гольдман, Евгений Фадеев, Иван Бондаренко, Настя Лисовец, Лиана Макарян, Анна Швейгольц, Макс Литвинов, Никита Мещеряков, Сауле Матвиенко, Татьяна и Марина Мошковы, Саша Шадрина, Саша Криволуцкая, Дмитрий Иванов, Елизавета Хломова, Лейсан Искандарова, Саша Деева, Федор Юдин, Павел Мишкин, Вероника Непутина, Александра Павлова, Мариам Жордания, Соня Богданова, Ольга Молоток, Дарья Шишова. Ух, извините, если я кого-то забыла. Желаю всем авторам новых прекрасных проектов и творческих побед! 

Автор:
Елена Трусова

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Другие статьи по теме Школа-студия анимационного кино ШАР

Реклама