Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 августа 2020 13:48

Михаил Сегал: «Я не вижу смысла снимать кино, если это не комедия»

Михаил Сегал: «Я не вижу смысла снимать кино, если это не комедия»

С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публиковать интервью с участниками конкурсной программы.

Режиссёр Михаил Сегал представит в конкурсе комедию «Глубже!» о талантливом театральном режиссёре, мастере психологической глубины, который попадает в порноиндустрию и пытается применить там систему Станиславского. В интервью ПрофиСинема Михаил Сегал рассказал, сложно ли заставить зрителя рассмеяться, как он использует юмор в своих картинах, почему Александр Паль идеально подошел на роль главного героя и зачем в фильме так много Чехова.

Елена Трусова:
В интервью ПрофиСинема шесть лет назад мы уже говорили о том, что ваши фильмы очень отличаются друг от друга – «Franz+Polina», «Рассказы», «Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол», сейчас картина «Глубже!», которая не похожа ни на одну из предыдущих. Но во всех присутствует драйв и особенная энергия. Вы намеренно стремитесь сделать фильмы непохожими друг на друга?

Михаил Сегал:
Не хочу показаться пафосным, но пусть критики и зрители думают об этом, пусть они решают, что в моих фильмах общего или отличающегося. 

Я просто стараюсь снимать «разное» кино, прилагаю к этому много усилий, потому что «одинаковое» получится само собой. Мы сами не замечаем, как повторяемся в жизни, говорим с друзьями об одном и том же, рассказываем одни и те же анекдоты. И в жизни это по-своему обаятельно, но в творчестве повторения – это как-то… не очень…

Елена Трусова:
В фильме «Глубже!» можно наблюдать умелое сочетание драмы и комедии, где с помощью юмора поднимаются серьёзные вопросы. Насколько вам интересно работать в таком жанре?

Михаил Сегал:
Я так привык. У меня никогда не получается моножанр. Если я снимаю комедию, то выруливаю на серьёзные смыслы, а если супер-драму или трагедию – всегда найду, где повеселиться… Но вообще, я не вижу смысла снимать кино, если это не комедия.

Елена Трусова:
Вы сами пишите сценарии, и фильм «Глубже!» не исключение. Очень комично и одновременно неожиданно, что ваш герой - театральный режиссер, одержимый жаждой искусства, обладающий уникальной глубиной восприятия, попадает в порноиндустрию и пытается применить там систему Станиславского. Можете рассказать, как возникла идея такого сумасшедшего поворота в жизни героя?

Михаил Сегал:
Я не помню, если честно. Как-то придумался этот сюжет, я записал его в тетрадку, а потом пришло время – и довёл до сценария полного метра. Но меня всегда волновала проблема отсутствия психологической глубины в порно. Я считаю, что с этим нужно бороться.

кадр из фильма Глубже!

Елена Трусова:
Фильм стал ярким и смелым высказыванием о современной России, в целом о культуре, обществе, в персонажах можно узнать типичные характеры. Почему вам было важно наполнить фильм таким обилием метафоричных высказываний, а иногда даже и провокаций?

Михаил Сегал:
Я просто хотел сделать фильм как можно лучше.

Елена Трусова:
В картине много отсылок к Чехову. По его произведениям ставят пьесу в театре, портреты висят в квартирах героев, его книги читают на улицах… Как получилось так, что именно на Чехове все сходится, и он становится одним из центральных образов фильма?

Михаил Сегал:
Кумир главного героя должен был олицетворять глубину психологического подхода в режиссуре. Изначально в сценарии был Станиславский. Но я подумал, что многие из молодого поколения плюс иностранные зрители не знают его. А Чехова знают все. И, кстати, в моём фильме в театре ставят не Чехова – это я просто написал диалоги под Чехова, собрав в адское месиво все его штампы.

Елена Трусова:
Учитывая, что в фильме приводится мысль о том, что силой искусства можно сделать из зверя человека, то хочется затронуть тему искусства и глубину его восприятия. Еще Алексей Толстой сказал, что «воспринимать искусство столь же трудно, как и творить его». В чем, на ваш взгляд, основная задача искусства и какова связь между силой его воздействия и глубиной восприятия?

Михаил Сегал:
Как – Алексей? Толстой же – Лев... Я что-то пропустил?

Елена Трусова:
Лев, конечно же, самый любимый из всего рода Толстых. Но давайте тогда лучше перейдем к актерскому составу фильма. Главную роль – человека большого ума, философа, талантливого режиссера и творца - исполнил Александр Паль. Какие главные качества вы искали в исполнителе главной роли?

Михаил Сегал:
Я не разделял Паля на составляющие и не искал в нём каких-то «качеств». 

Зачем думать о составляющих, если есть живой целый Паль? Просто увидел его в главной роли, и с этого момента фильм в голове сложился. Но если всё же говорить об этом, то мне показалось, в Саше есть совмещение тонкости и деликатности с каким-то первобытным мутноглазым бычьим упрямством. Собственно, внутри этого диапазона и существует главный герой.

Елена Трусова:
Как раз Александр Паль отметил, что «впечатления от актерского ансамбля, как от сборной мира по футболу: каждый уникален и неповторим». Расскажите, как проходил кастинг, сразу ли удалось подобрать такой состав?

Михаил Сегал:
Я счастлив был работать со всеми, кто оказался в нашем проекте. И каждый пришёл туда по-разному. С Александром Палем, Семеном Трескуновым и Игорем Угольниковым я определился сразу. Кто-то прошёл честный кастинг — например, блистательный Олег Гаас, уже всем известная Люба Аксёнова и ещё не очень известная, но очень талантливая Катя Соколова. Огромное удовольствие я получил от небольших, но ярких работ Степана Девонина, Лены Коротковой, Елены Маховой, Сергея Аброскина, Геннадия Смирнова. И в самый последний момент к нам присоединилась «тяжёлая артиллерия»: Игорь Верник, Владимир Стеклов, Владимир Симонов. Со всеми работалось легко, нам было интересно друг с другом.

кадр из фильма Глубже!

Елена Трусова:
В эпизодической, но очень яркой роли появляется очень популярный сейчас Антон Лапенко. И учитывая, что Лапенко известен своими юмористическими скетчами, которые он делает в ностальгическом стиле 80-90-х, то хотелось бы затронуть тему юмора. Для начала хотелось бы спросить, как Антон попал в фильм, смотрели ли вы его скетчи и веб-сериал? А также как вы сами используете юмор в своих фильмах и что думаете в целом о современном юморе?

Михаил Сегал:
Я пригласил Антона сниматься в «Глубже!», когда только начали выходить его отдельные скетчи, сериала ещё не было. Как и многие зрители, я полюбил его всем сердцем. И, воспользовавшись служебным положением, придумал ему ещё одного персонажа – завистливого карьериста Хачатряна, антагониста главного героя. Я рад, что мы поработали, но вообще хочется снять его в новом кино в серьёзной роли. Это будет очень интересно…

Что же касается вопроса о современном юморе - я ведь не юморовед и не систематизировал свои размышления на эту тему. Если что-то смешно – я смеюсь, вот и все мои взгляды. А в своём кино… Тут всё просто, тут две заботы. Первое – заставить зрителей в зале рассмеяться, второе – рассчитать паузу после шутки, чтобы смех не помешал им услышать следующую фразу. Но первое сложнее.

Елена Трусова:
Если рассматривать все ваши фильмы, то темы в них разные, а истории могут быть как простыми человеческими, так и абсолютно фантастичными. Какие еще темы в кино вам интересно рассмотреть и какое кино вам самому интересно как зрителю?

Михаил Сегал:
Как зрителю – любое. Комедии, драмы, приключения. Даже байопик могу посмотреть. Жанр значения не имеет. А как режиссёру… Мне нравится снимать такое атмосферное инди-кино. Чтобы было тихо, спокойно, про любовь. Желательно летом. Я бы назвал этот жанр «прекрасное скучное кино». Я и смотреть такое люблю, и снимать.

Елена Трусова:
Вы не только режиссер, но и писатель. Одна из ваших недавних книг — «Почерк» — сборник нетривиальных рассказов с фантастическими сюжетами. Часть из них воплотилась в фильме «Рассказы», но есть и новые истории. Вам не хотелось бы перенести еще какие-то из них на экран?

Михаил Сегал:
Вы как в воду глядели. Всё так, но наоборот. Я практикую написание прозы из историй, по которым уже снял кино. Придумываю новые линии, завязки-развязки и прочее. Как будто можно прожить вместе с героями что-то заново, исправить ошибки, стать счастливым. Этой осенью, практически одновременно с выходом в прокат «Глубже!», в издательстве НЛО выйдет мой роман «Слоны могут играть в футбол» по одноимённому фильму 2018 года. Так что – все в книжный!

кадр из фильма Глубже!

Елена Трусова:
Перенос экранной истории на страницы книги – это интересно и… непросто. Но если вернуться к вашей режиссерской работе: одно из самых эмоционально напряженных событий для любого режиссера – это первый показ фильма на большом экране. Какие эмоции вы испытываете перед премьерой и внимательно ли следите за реакцией зрителе: например, как они реагируют на ту или иную сцену, в «правильном» ли моменте смеются?

Михаил Сегал:
Всё просто. Перед премьерой я радуюсь и готовлюсь принимать комплименты. В течение сеанса стою где-то за занавеской и, не дыша, жду смеха на определённые шутки. А после ненавязчиво встаю на выходе из зала - так, чтобы у людей не было шансов не сделать комплимент.

Елена Трусова:
И последний вопрос будет касаться предстоящего Кинотавра, который в этом году пройдет в несколько ином формате. Вы уже много раз представляли свои работы здесь, в Сочи. Как меняются ваши чувства с каждым новым фестивалем и помните ли свой первый Кинотавр?

Михаил Сегал:
Мой первый Кинотавр мог случиться в 2006, когда я снял дебютный полный метр «Franz+Polina», нас приглашали в конкурс, но продюсер предпочёл Московский международный кинофестиваль, и поэтому впервые я попал на Кинотавр только в 2011. И далее каждый мой новый фильм в нём участвовал. 

Разница в восприятии, наверное, есть. Я бы сформулировал её, как уменьшение тщеславия. Я рад показать людям только что законченную работу и особо ничего не жду, никаких призов. Мне просто приятно стоять за занавеской и смотреть, как люди смеются.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама