Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 марта 2019 13:05

Елена Ливанова: «Самыми сложными стали сцены отливки памятника и перевозки Гром-камня»

Елена Ливанова: «Самыми сложными стали сцены отливки памятника и перевозки Гром-камня»

В январе 2019 года кинокомпания «Круглый стол» завершила производство исторической драмы «Медный всадник России». Художник-консультант фильма, Заслуженный художник России Елена Ливанова в деталях рассказала ПрофиСинема о том, как создавались костюмы и предметы интерьера, а также о работе над самыми сложными сценами - отливки Медного всадника и перевозки Гром-камня. 

Дарья Осташева:
«Медный всадник России» - сложнопостановочный исторический фильм, в котором вы, как художник-консультант, воссоздавали образ екатерининской эпохи. Насколько вам была важна историческая достоверность в создании костюмов и предметов того времени? Какую задачу вы перед собой ставили?

Елена Ливанова:
Про екатерининское время картин снято намного меньше, чем, например, про время Петра I, поэтому основная задача заключалась в том, чтобы как можно точнее передать атмосферу эпохи. Конечно, иногда приходилось идти на поводу обстоятельств. Например, мы не могли строить декорации в павильонах и, по большей части, снимали в исторических интерьерах - музеях. Работать на этих объектах было сложно, потому что в музеях все строго регламентировано, нужно особенно бережно относиться к интерьерам и предметам. Но художник-постановщик картины Мария Турская предложила очень разумное и интересное решение по организации пространства, она выполнила эскизы, по которым сразу можно было представить, как это будет выглядеть воочию. Если говорить о костюмах, историческая достоверность тоже играла не последнюю роль, но поскольку мы снимали кино для современного зрителя, хотелось, чтобы наряды, при их достаточно точном соответствии историческим, не выглядели смешными. Кроме того, важно, чтобы костюмы не отвлекали зрителя от самой истории. В то время в моде были высокие парики, панье на дамских костюмах, изобилие украшений... Но мы постарались сделать наряды более лаконичными, легкими и элегантными.

на съёмках фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
Расскажите пожалуйста, как проходила подготовка к фильму. Какую литературу вы читали? Как создавались эскизы для костюмов и предметов интерьера?

Елена Ливанова:
Литературы было невероятно много. Большую часть мы взяли из личной библиотеки, моей и Василия Борисовича, также искали материалы, пользуясь интернетом. Действительно, для работы над проектом требовалось очень много знаний, касающихся не только предметного мира, но и поведения, взаимоотношений персонажей друг с другом, особенностях времени. Многое было регламентировано, например, правила езды в экипажах: Екатерина II выпустила манифест, в котором обозначила, кому можно было запрягать шесть лошадей, а кому - только две. Для того, чтобы погрузиться в эту атмосферу, мы сделали множество фотографий в музеях: необходимо было понимать, как выглядела посуда, предметы интерьера, мебель, экипажи, детали одежды, костюмы и многое другое, принадлежавшее к той эпохе.
Поскольку в реквизите киностудий сейчас сохранилось относительно немного вещей екатерининского времени, многие детали интерьера и костюмов приходилось изготовлять нам самим. Так, например, я сделала осветительные жирандоли - подсвечники в виде фонтанов, украшенные хрустальными подвесками. В то время фонтаны были очень популярны, они украшали не только парки и сады, но и зимние сады, и интерьеры.
Для съемок одного из эпизодов я сделала копию «восковой персоны» Петра I, используя фотографии из Эрмитажа. И даже Маше Турской, художнику-постановщику, несмотря на огромный объем основной работы, многое приходилось делать самой. Я считаю настоящим художническим подвигом то, что она, подобно Мари Анн Колло, вылепила из глины голову Петра для фильма, которая получилась очень похожа на подлинную.

Фотографии для иллюстрации фактов о фильме Медный всадник России

Дарья Осташева:
Что для вас было самым сложным при работе над этим масштабным проектом?

Елена Ливанова:
Самыми сложными для съемочной группы стали сцены отливки Медного всадника и перевозки Гром-камня.
Для сцены отливки памятника нужно было воссоздать литейный дом – он был построен на Сенатской площади, впоследствии разрушен. Сохранились только описания этой постройки. Исторически сам процесс изготовления монумента проходил множество этапов и занимал 8 лет: необходимо было создать модель в натуральную величину, затем снять с нее форму, контрформу, потом установить литники (чтобы мог выходить воздух, когда наливается металл) и так далее. Поскольку в полную величину выполнить модель памятника оказалось невозможно, киногруппе пришлось искать решение, как передать это на экране. Малая модель, которую Фальконе изначально представлял Екатерине, была воссоздана для фильма в точности с подлинной.
В реальности Гром-камень - огромный, размером с 4-х этажный дом. Его двигали от места находки, сплавляли по Неве, постепенно обкалывая. До сих пор на берегу Финского залива лежит камень, отколотый от Гром-камня. Конечно, перевезти эту махину, пусть она и была бы меньше настоящей, силами съемочной группы, а не многочисленных подданных императрицы, очень трудно, но тем не менее группе удалось заставить двигаться макет Гром-камня, изготовленный в подлинную величину.
Для меня лично очень важной была сцена отчаяния Фальконе, когда он чувствовал, что не может создать скульптурный портрет Петра I в соответствии со своим замыслом. Я предложила решение этого эмоционального момента, и оно было принято.   

на съёмках фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
Один из центральных в фильме - образ императрицы Екатерины II. Что было важно подчеркнуть при создании ее костюма? Как наряд передавал статус и характер героини?

Елена Ливанова:
В образе Екатерины II мы постарались подчеркнуть, что она - не только русская императрица, но женщина в полном смысле этого слова, законодательница мод, во многом определявшая смену стиля в соответствии с личным предпочтением классицизма. Екатерина ввела в придворную моду русский костюм. Управляя огромным государством, она вела переписку с Вольтером и Дидро, выучила русский язык и очень живо, образно на нем писала, сочиняла пьесы. Поэтому, прежде всего, Екатерина была для нас незаурядной личностью.
Конечно, при подборе актрисы на эту роль перед нами стояла задача найти максимально похожую артистку. Василий Борисович рискнул пригласить Ольгу Белову, профессиональную журналистку и телеведущую, которая внешне немного похожа на императрицу, но решающим для него были свойства личности Ольги. Самое главное, что Ольга была невероятно убедительной в этой роли: она - интеллектуалка, и поэтому, даже когда молчит, понятно, что она думает. Все костюмы героев шились в соответствии с задачей, а также по существующим портретам. Например, есть скульптурный портрет - прижизненный мраморный бюст - его сделала Мари Колло. У Екатерины II - высокая прическа, волосы собраны сзади наподобие корзиночки, на голове античная диадема, а на плече - часть мантии. Поэтому, когда снимали эпизод, в котором императрица позировала Колло, мы постарались одеть актрису точно так же, как была одета императрица на скульптурном портрете.

кадр из фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
Расскажите о создании неотъемлемого атрибута императрицы - короны. Из чего она была сделана?

Елена Ливанова:
Конечно, корона была сделана не из бриллиантов, а из страз. Я создавала ее также по описаниям в найденных материалах. У Екатерины было несколько корон, но сохранились только две. Я тоже сделала две, и одна из них получилась в точности похожей на оригинал. Однако в ходе съемок оказалось, что и она слишком тяжела для актрисы, несмотря даже на то, что наша корона весила почти в два раза меньше, чем подлинная малая корона (а это еще не та, которой венчают на царство, чей вес - семь килограмм). Поэтому пришлось использовать вторую, еще более легкую корону.

кадр из фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
Поговорим о костюмах других персонажей фильма - скульптора Этьена Фальконе, его ученицы Мари Анн Колло. Какие детали помогли дополнить образы героев? Какую роль при создании костюмов играл характер того или иного персонажа?

Елена Ливанова:
Характер и происхождение героев играли большую роль. Мари Анн Колло - ученица и помощница Этьена Фальконе - очень талантливая и молодая девушка-скульптор. В юном возрасте она была избрана в Академию художеств во Франции, а впоследствии - и в России. Ее работы были оценены по достоинству, что было уникальным для женщины того времени. У Мари - непростой характер - иначе, она не смогла бы делать такую сложную работу - и достаточно высокое о себе мнение. Так, например, однажды, когда она пришла на прием к Екатерине, была вынуждена слишком долго ждать императрицу и уехала, чем повергла Екатерину Великую в шок.
Все это и, конечно, то, что она француженка, важно было подчеркнуть в ее образе и наряде. Ну а вообще, костюмы должны, опять-таки, соответствовать задаче. Если Мари работает в скульптурной мастерской (а это и дом, где она жила) - она одета в домашний костюм и фартук, а если идет во дворец - то в более нарядное платье.
То же самое логично сказать про Этьена Фальконе. Он - руководитель фарфоровой мастерской, успешный человек. На дворе осень, о русской зиме он пока ничего не знает, поэтому в сцене, в которой он едет из Парижа в Петербург, он одет в легкую, соответствующую моде того времени, но все же простую одежду.

кадр из фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
В фильме проведена колоссальная работа с гримом: здесь и сложные парики, и многослойный макияж. Сколько часов занимал грим каждого из героев? Участвовали ли вы в этом процессе?

Елена Ливанова:
Работа гримеров имеет огромное значение, ведь она больше всего заметна на крупных планах актеров в фильме. При работе с париками самое сложное - прикрепить парик на линию лба. Под париком есть сетка, которую надо тщательно замаскировать - так, чтобы ее не было видно. Есть и другие сложности. Ошибки здесь недопустимы. Один эпизод Василию Борисовичу пришлось даже перемонтировать, поскольку гример не аккуратно уложил парик, и в кадрах, где актрису снимали с ракурса сзади, это было заметно. Вообще, работа с гримом и париками - длительная, и занимает от трех до пяти часов. Но мы не могли себе этого позволить - приходилось делать все быстрее, при этом следить за качеством исполнения.
Нагрузка получилась колоссальной: ведь нужно было загримировать не только исполнителей главных и второстепенных ролей, но и актеров массовых сцен, а в некоторых сценах их количество достигало тысячи человек.
Я не принимала непосредственного участия в работе над гримом, но предоставляла изобразительный материал нашим специалистам. Несмотря на то, что в то время было принято накладывать много макияжа (белил и румян), нам было очень важно, чтобы грим выглядел незаметно и органично. Как и в случае с костюмами, здесь мы отошли от точного соответствия времени для того, чтобы лица героев не выглядели как клоунские маски. В кадре грим был естественным, легким, не искажающим черт лица.

на съёмках фильма Медный всадник России

Дарья Осташева:
Режиссером-постановщиком картины выступил ваш муж, Василий Ливанов. Насколько комфортно вам работалось вместе? Как Василий Борисович участвовал в разработке костюмов и предметов интерьера для фильма?

Елена Ливанова:
Вообще, мне с мужем всегда комфортно. Мы с ним давно вместе и скоро отметим золотую свадьбу. Он - очень творческий человек, с ним никогда не бывает скучно, и это не первая наша совместная работа. Естественно, на съемках возникали некоторые сложности. На площадке я должна была оставить все личное, все, что могло помешать работе. В некотором смысле мне приходилось играть роль участника группы и забывать о том, что я - жена: то, что я могу позволить себе по отношению к мужу, совершенно не могу позволить по отношению к режиссеру и продюсеру фильма. Конечно, без некоторых разногласий не обошлось. Василию Борисовичу было важно все, что касалось картины: и интерьеры, и декорации, и костюмы, и самые незначительные, казалось бы, детали. Так, например, Екатерину II изображали на многих портретах и гравюрах в шапке с темным мехом. Но в первой сцене Василий Борисович хотел чем-то выделить императрицу и поэтому решил, что головной убор будет отделан белым мехом. Мы немного поспорили - ведь я абсолютно точно знала, что мех на шапке был темным - но в итоге согласилась с режиссером. Это его художественное видение. Или, в сцене, где князь Бецкой встречает Фальконе по его приезду, Василий Борисович настоял на том, чтобы князь был одет так же, как на известном портрете Бецкого работы А. Рослина: в халат - достаточно небрежную домашнюю одежду, которую не принято надевать в подобных случаях. Мы много обсуждали эту деталь. Но Василий Борисович объяснил выбор костюма: Бецкой с самого начала несколько иронично и негативно настроен по отношению к Фальконе, он не верит в то, что человек, занимавшийся мелкой пластикой, сможет воплотить замысел императрицы и создать памятник Петру I, и поэтому позволяет себе появиться в таком виде. Тогда мы сразу согласились с его позицией. Но вообще, крупных споров и разногласий не возникало, во-первых, потому что эта картина – целиком Василия Борисовича, а во-вторых, потому что наши взгляды совпадают, и я, безусловно, признаю его авторитет и талант.  


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Дарья Осташева

Все новости о фильме

Реклама