Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 января 2018 10:52

Как работают системы дистрибьюции кино в Европе и США

Как работают системы дистрибьюции кино в Европе и США

Конечной целью производства любого фильма является привлечение как можно большего числа зрителей к его просмотру. Процесс вывода фильма на рынок называется дистрибьюцией.

Существует четыре способа вывода фильма на рынок: стандартный кинопрокат, одновременный релиз, выпуск на DVD (straight to video release) и онлайн релиз.

Универсального способа дистрибуции не существует. Есть разные варианты, и во многом они зависят от географии запуска проекта. Кроме того, способы дистрибьюции меняются с течением времени, все больше новых вариантов появляется с развитием технологий.

Для начала необходимо провести анализ для определения подходящей целевой аудитории и рынков, на которые будет выводиться фильм. Затем дистрибьютор и продюсер составляют необходимый договор на запуск фильма. Важно отметить, что в процессе дистрибьюции фильма возникает немало дополнительных расходов. Среди них - агентские комиссии, комиссии кинотеатров, комиссии за международную дистрибьюцию.

В США агентская комиссия доходит до 19% от общих доходов, комиссия за международную дистрибьюцию - 27%, комиссии кинотеатров – 44% (Stephen Follows, 2018). В Европе пропорция немного иная - 15%, 22% и 46% соответственно (Love Joy, 2017).

График #5

В США самым главным способом дистрибьюции до сих пор остается стандартный кинопрокат, что подразумевает показ фильма в кинотеатре. После некоторого времени, обычно 16 недель, фильм попадает на онлайн-площадки.  

Период между выходом фильма в кинотеатрах до его появления на онлайн-площадках называется “окном” (theatre window). “Окно” позволяет избежать ситуации, когда фильм борется c самим же собой на других площадках. Такие жесткие рамки позволяют привлечь зрителей в кинотеатры, прежде чем фильм появится на других носителях. Затем фильм обычно попадает в онлайн-кинотеатры, где он также проводит несколько месяцев прежде чем попасть на платные ТВ каналы. В самом конце фильм попадает на бесплатные каналы. В США на такой процесс дистрибьюции уходит до 2х лет. После окончания периода “окна” также возможен одновременный релиз фильма сразу на нескольких площадках. Однако одновременный релиз не такое распространенное явление, как стандартный.

Согласно статистике (Statistics Portal (2018)), в 2017 году 724 фильма в США были показаны в кинотеатрах. Количество фильмов, дистрибьютированных по стандартной схеме, с 2000 года только увеличивалось. Это связано с увеличением количества снятых фильмов, а также с улучшением сервисов в самих кинотеатрах.

Схема стандартной дистрибьюции    

График #4

В Европе система дистрибьюции кино также очень специфична. Сначала продюсер заключает договор с дистрибьютором, который даёт право на распространение фильма. Затем, принимая во внимание различные факторы, дистрибьютор распространяет фильм. Он определяет наиболее подходящий рынок для фильма, а также время для релиза. После этого он печатает копии фильма и бронирует кинотеатры. После сбора достаточной информации о рынке, фильм выпускается в прокат в кинотеатрах. Затем фильм попадает на онлайн-площадки, а потом на ТВ. В большей части случаев, как только фильм покидает кинотеатры, он сразу выпускается на DVD.

Однако в Польше по статистике преобладает схема стандартного релиза, похожая на систему США. В стране очень сильные традиции посещения кинотеатров, поэтому дистрибьюторам не сложно провести исследование рынка при выходе нового фильма. Люди постоянно ходят в кинотеатры, и этот тренд набирает обороты.

Сколько раз в месяц поляки ходили в кинотеатры в 2016 и 2017

График #3 

Согласно Международному союзу кинотеатров (International Union of Cinemas (2017)), стандартная схема релиза также является основной и в России, и в других европейских странах. Кинотеатры по-прежнему остаются главным средством создания имиджа фильма. В 2016 и 2017 61% фильмов были выпущены в кинопрокат, 23% - на физических носителях (DVD, BlueRay), 9% - через платное ТВ, 7% - через онлайн каналы.   

График #2

В стандартной схеме релиза фильм сначала запускается, затем распространяется по контактам дистрибьютерским продюсерской компании. Канал дистрибьюции очень простой - начинается он с кинотеатра, затем подключается домашнее видео, затем фильм выходит на общедоступные каналы.

График #1

Примечателен тот факт, что схема дистрибуции фильмов в Европе короче, чем в США. Там вовлечено не так много процессов, и интервал между выходом фильма в кинотеатре и его появлением в открытом доступе гораздо меньше. В Европе этот период составляет порядка 3 месяцев, в отличие от 4 месяцев в США.

Источники
Number of movies released in the United States and Canada from 2001 to 2017. (2018, January). Retrieved January 2018, from Tne Statistics Portal: https://www.statista.com/statistics/187122/movie-releases-in-north-america-since-2001/
America, M. P. (2016). Theatrical Market Statistics. Twentieth Century Film Corporation.
Charles HunterBernard BallouKelly SparksJohn Hebrank. (1999). Video and music distribution system. World Theatre Inc .
Cinemas, I. U. (2017). Key Trends in Union Cinema. UNIC.
Lovejoy, A. (2017). Film Culture: Brno 1945-1970. The History of Distribution, Exhibition and Reception.
Stephen Follows. (2018).  what are average film distribution fees? https://stephenfollows.com/average-film-distribution-fees/ [Accessed 23 Jan. 2018].
The Statistics Portal. (January, 2018). Number of Movies Released in the United States and Canada from 2001 to 2017. https://www.statista.com/statistics/187122/movie-releases- in-north- america-since- 2001/.
Thorsten Hennig-Thurau, Victor Henning, Henrik Sattler, Felix Eggers, and Mark B. Houston . (2007). The Last Picture Show? Timing and Order of Movie Distribution Channels. Journal of Marketing, October 2007, Vol. 71, No. 4, pp. 63-83.
Untergang, D. (2018). EUROPEAN DISTRIBUTION : FOCUS ON GERMANY. Europa Distribution, http://www.europa-distribution.org/european-distribution-focus-on-germany/.

Автор:
Мария Винограй
Реклама