Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2017 10:27

Российское кино: Итоги 2017

Российское кино: Итоги 2017

В конце 2017 года интернет-портал «ПрофиСинема» по традиции подводит итоги уходящего года, публикуя серию статей, посвященных разным аспектам кинобизнеса. Мы уже систематизировали кассовые показатели зарубежных фильмов, вышедших в российский прокат, проанализировав самые громкие истории успеха. Во второй статье из цикла читайте о том, как выступили в прокате российские картины.

Суммарные кассовые сборы российских фильмов превзошли показатели прошлого года – они составляют 13 млрд рублей. Возросла и посещаемость – на российские фильмы было продано 54,7 млн. билетов – на 40% больше, чем за весь прошлый год (в то время, как количество билетов, купленных на сеансы иностранных фильмов, увеличилось всего на 2%). По информации Фонда кино, доля российского кино в 2017 году по посещаемости составляет 25,6%, по сборам – 24,3%. В 2016-м эти показатели были равны 18,4% и 17,8% соответственно. 

Самые кассовые российские фильмы 2017 года

N

Фильм

Дистрибьютор

Кинотеатры

Общие сборы

Количество проданных билетов

1

Последний богатырь

WDSSPR

1 354

1 707 151 499

7 664 718

2

Викинг

ЦПШ

1250

1 420 983 978

5 849 844

3

Притяжение

WDSSPR

1 334

1 073 307 179

4 022 839

4

Три богатыря и Морской царь

Наше кино

1 479

802 374 282

3 706 192

 5

Салют-7

Наше кино

1 558

781 943 487

3 093 058

6

Легенда о Коловрате

ЦПШ

1 483

605 743 880

2 333 206

7

Время первых

Базелевс

1 415

562 932 317

2 426 432

8

Матильда

Каропрокат

1 366

535 303 167

2 095 837

9

Гоголь. Начало

Каропрокат

1 407

455 020 100

1 911 849

10

Фиксики. Большой секрет

Каропрокат

1 369

426 445 010

2 198 833

 

 

 

 

8,371,204,899

         

Из всех российских релизов 2017 года, заветная цифра в миллиард рублей покорилась трем фильмам: «Последнему богатырю», «Викингу» и «Притяжению» против одной картины годом ранее – в 2016 миллиард заработал только «Экипаж» (в 2015 году картин-миллиардников не было, а в 2014 году эту отметку удалось преодолеть лишь «Вию»). В целом сборы ТОП-10 российских картин, вышедших в кинопрокат, за последний год возросли почти на 3 миллиарда рублей. 

кадр из фильма Последний богатырь

Можно сказать, что уходящий год прошел под знаком масштабных высокобюджетных лент. К этой категории можно отнести сразу семь проектов из десяти: «Последний богатырь», «Викинг», «Притяжение», «Салют-7», «Легенда о Коловрате», «Время первых», «Матильда». Каждый из них имеет свои особенности. 

кадр из фильма Викинг

«Последний богатырь» - совместный проект компании Yellow, Black & White и российского отделения Walt Disney Pictures. Попытав свои силы в 2009 году на проекте «Книга мастеров», в основе которого лежат истории из русского фольклора, и проделав работу над ошибками, Disney выпустила еще одну сказку. Такие персонажи, как Кощей Бессмертный, Водяной, Баба Яга и другие пришлись зрителю по душе – в итоге картина стала самым кассовым российским фильмом, отобрав это звание у «Сталинграда».
«Викинг» - историческая драма, рассказывающая о том, как на Русь пришло христианство – вернее, о том, как усилиями князя Владимира на его землях закрепилась новая вера. Помимо «фишек», примененных в продвижении картины (так, «Викинг» стал первым российским релизом, в продвижении которого задействована технология VR), любопытен и сам формат выпуска картины на экраны – фильм выходил в прокат в двух возрастных рейтингах: 12+ и 18+.
«Притяжение», по сути, является мелодрамой в обрамлении фантастического экшена. В промо-материалах акцент делался на противостоянии людей и пришельцев, а информация о любовной линии между пришельцем и земной девушкой не раскрывалась. По замыслам создателей, эта неожиданная интрига должна придать картине изюминку. Как оказалось, зрителей такой ход не разочаровал, и в этом году началась работа над продолжением (выход сиквела на экраны запланирован на 2019 год).
«Салют-7» и «Время первых» - две космические драмы, выход которых изначально был запланирован на апрель с разницей в неделю, в итоге разошлись по датам, что сыграло на руку обоим проектам. Оказалось, что зритель готов посмотреть не только одну картину про освоение космоса советскими космонавтам – лента, вышедшая в прокат спустя полгода, собрала даже больше своей предшественницы.
«Матильда» - костюмная историческая мелодрама, рассказывающая историю любви балерины Матильды Кшесинской и будущего российского императора Николая II, получила такой сильный общественный резонанс, на который создатели и прокатчик даже не надеялись. Скорее всего, не вызови проект столь бурную реакцию со стороны депутата Натальи Поклонской, сборы картины оказались бы гораздо скромнее, несмотря на масштаб постановки.

кадр из фильма Матильда

При этом лишь одна картина относится к франшизам - «Три богатыря и Морской царь». Условно к франшизам можно также отнести картину «Фиксики. Большой секрет», так как полнометражный фильм является своего рода спин-оффом известного анимационного сериала. Основу для новой франшизы заложило «Притяжение» - сиквел ленты уже запущен в производство и выйдет на экраны в 2019 году. А «Гоголь» изначально задумывался как киносериал, части которого будут выходить на экраны с определенной периодичностью.

кадр из фильма Притяжение

В ТОП 20 самых кассовых российских фильмов за последние 10 лет в 2017 году вошли сразу пять новых картин – «Последний богатырь» (первое место), подвинувший с олимпа «Сталинград», «Викинг» (третье место), «Притяжение» (восьмое место), «Три богатыря и Морской царь» (16 место) и «Салют-7» (18 место).

Общие сборы ТОП 10 российских картин составили 8 млрд. 342 млн. рублей, в то время как на ТОП 10 зарубежных лент в российском прокате пришлось 14 млрд. 53 млн. Таким образом, касса самых кассовых зарубежных картин 2017 на 5 млрд. 711 млн. превзошла бокс-офис отечественных лент, вышедших за этот же период, чего в кинопрокате России и СНГ еще не было прежде. Так, в прошлом году разрыв между ТОП-10 российских и ТОП-10 зарубежных релизов, собравших наибольшую кассу, составлял 10 млрд. 158 млн. рублей.

ТОП-10 фильмов в прокате 2017

В ТОП 10 фильмов в российском кинопрокате по итогам уходящего года (с учетом иностранных фильмов) три российские картины, а именно «Последний богатырь», «Викинг» и «Притяжение», расположившиеся на втором, шестом и девятом местах соответственно. В прошлом году в аналогичном чарте был представлен лишь «Экипаж».

ТОП-10 фильмов-лидеров по количеству площадок в дебютный уикенд

Фильм

Дистрибьютор

Кинотеатры

Общие сборы, 
руб.

1

Кухня. Последняя битва

ЦПШ

1392

367 915 419

2

Салют-7

Наше кино

1558

781 943 487

3

Легенда о Коловрате

ЦПШ

1483

605 743 880

4

Три богатыря и Морской царь

Наше кино

1479

802 374 282

5

Урфин Джюс и его деревянные солдаты

Наше кино

1478

216 748 672

6

Напарник

Наше кино

1422

143 672 115

7

Время первых

Базелевс

1415

562 932 317

8

Крым

Парадиз

1412

345 104 443

9

Гоголь. Начало

Каропрокат

1407

455 020 100

10

Фиксики. Большой секрет

Каропрокат

1369

426 445 010

Из 10 картин, расписанных максимально широко, шесть вошли в ТОП-10 самых кассовых российских проектов года: «Легенда о Коловрате», «Салют-7», «Три богатыря и Морской царь», «Время первых», «Гоголь. Начало» и «Фиксики. Большой секрет», при этом лидер по кассовым сборам в ТОПе по количеству копий даже не фигурирует. К примеру, анимационная лента «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», занимающая пятое место по количеству копий, не вошла в десятку, да и в двадцатке самых кассовых фильмов она занимает всего 17 место. Еще один проект - «Напарник», расписанный почти так же широко (6 место), по величине сборов среди российских картин занимает 19 место. Что еще раз подтверждает простую истину – далеко не каждый проект требует максимально широкой росписи. 

кадр из анимационного фильма Урфин Джюс и его деревянные солдаты

Если же говорить о противоположном полюсе – максимально узком, или микропрокате (до 10 копий), то в такой точечный прокат вышли 13 картин (на две позиции меньше, чем в 2016): «Реверберация» (АКМ, 1 копия), «Жили-были мы» (Самокат, 1 копия), «Про Степана-кузнеца» (КиноДетство, 3 копии), «Айсылу. Фильм» (Самокат, 3 копии), «Вещий сон» (КиноДетство, 5 копий), «Я умею вязать» (Самокат, 5 копий), «Барбадожкины истории» (АКМ, 6 копий), «Подлец» (Мастер Синема, 7 копий), «Рожденные свободными» (Reflexion Films, 7 копий), «Тень» (Синедок, 7 копий), «Софичка» (КАРО, 10 копий), «Родные» (Кино без границ, 10 копий) и «Аустерлиц» (Синедок, 10 копий). При этом только три из представленных в списке лент прокатывались самокатом (тип дистрибьюции, когда прокатчиком выступает производящая компания). Лидером среди картин микропроката стала лента «Жили-были мы» Студии 1А – на одной копии она заработала 626 145 рублей.

Доля российского кино по месяцам

 

Месяц

Доля российского кино

Самый кассовый российский проект

1

Январь

50,7%

«Викинг», «Три богатыря и Морской царь»

2

Февраль

28,1%

«Притяжение»

3

Март

4,2%

-

4

Апрель

20,3%

«Время первых»

5

Май

12,5%

«Большой»

6

Июнь

3,7%

-

7

Июль

2,7%

-

8

Август

9,3%

-

9

Сентябрь

24,8%

«Гоголь. Начало»

10

Октябрь

45,5%

«Салют-7», «Последний богатырь»

11

Ноябрь

35,1%

«Последний богатырь»

12

Декабрь

38,3%

«Легенда о Коловрате»

Доля российского кино по сборам в 2017 года составляет 24,3%. Традиционно январь стал месяцем, когда она достигает наивысшего показателя. На летние месяцы приходится наименьшее значение - в этот период российские фильмы почти не выходят в прокат, а те из них, которые все же добираются до больших экранов, не становятся лидерами проката.

Фестивальные хиты в прокате

Главный международный фестивальный хит уходящего года - «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – заработала в прокате 97 510 875 руб. Сборы «Заложников» Резо Гигинеишвили, фестивальная жизнь которых началась в феврале в Берлине, составили 19 855 521 рублей. На «Тесноту» Кантемира Балагова в российском прокате пришлись 5 560 586 рублей. 

кадр из фильма Нелюбовь

Что же касается участников и призеров главных российских киносмотров – «Кинотавра» и Московского кинофестиваля – то среди них наибольших успехов в прокате добился обладатель Гран-при «Кинотавра» - драма «Аритмия», собравшая 87 376 372 рублей. «Мифам», несмотря на впечатляющий список задействованных в проекте медийных персон, удалось собрать лишь 52 403 257 рублей, хотя создатели и прокатчик явно рассчитывали на большее. Музыкальная драматическая комедия «Жги!» заработала 18 062 371 руб., комедия «Блокбастер», награжденная за «За новый уровень жанрового кино» - 11 071 150 руб. 

кадр из фильма Аритмия

Российские участники Московского кинофестиваля выйдут в прокат в начале следующего года: прокатчиком «Карпа отмороженного» выступит Кинологистика (релиз – 18 января 2018), «Мешок без дна» 18 января выпустит Reflexion Films, а «Купи меня» появится на экранах 1 марта – картина вошла в пакет WDSSPR.

Быть ли «Новогодней битве»? 

Самое любимое время для выпуска в прокат российских блокбастеров у продюсеров – конец года, отсюда и высокая конкуренция, которая становится особенно острой в период новогодних праздников (не случайно за этим периодом закрепилось название «Новогодняя битва»). Однако уже второй год наблюдается отсутствие противостояния между релизами. В период 28 декабря – 1 января в кино стартуют только три отечественных фильма: «Движение вверх», «Три богатыря и принцесса Египта» и «Чудо-Юдо», а также два релиза ограниченного проката – французская комедия «Молодая женщина» и австралийская анимация «Мой любимый динозавр». Кроме того, на второй неделе продолжат работать «Джуманджи: Зов джунглей», «Ёлки новые» и «Фердинанд», и на третьей – «Звездные войны: Последние джедаи». Особого противостояния не получится – лидером проката в период Новогодних праздников вполне предсказуемо станет «Движение вверх». Пик масштабной рекламной кампании фильма пришелся на середину декабря, но промо-поддержка картины будет вестись до середины января. Похоже, прогнозы продюсеров, которые рассчитывают, что «Движение вверх» станет фильмом-событием и соберет кассу, близкую к бокс-офису «Экипажа», оправдаются. По сути, второй год подряд Новогоднюю можно считать номинальной – лидер известен заранее, и тягаться с ним не может ни один релиз.

кадр из фильма Движение вверх

При этом анимационная картина «Три богатыря и принцесса Египта» будет востребована у семейной аудитории – проект может рассчитывать на сборы около 800 млн. рублей. У «богатырской» франшизы позиции очень крепкие – ее предыдущие выпуски (такие, как «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря: Ход конем» и «Три богатыря и Морской царь») традиционно выходили под Новый Год, собирая приличную кассу. И это не считая других анимационных картин производства студии «Мельница» и компании СТВ (таких, как «Иван Царевич и Серый Волк» и два его сиквела, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и т.д.), которые также работают на имидж бренда и стабильно привлекают зрителей в кинотеатры под Новый год. У «Чуда-Юда» нет за плечами такой истории.

кадр из анимационного фильма Три богатыря и принцесса Египта

С большой долей вероятности можно говорить о том, что «Движение вверх» останется лидером и на второй неделе проката. Картина «Праздничный переполох» вряд ли подвинет фильм Антона Мегердичева с пьедестала, и он продолжит свое победное шествие по кинотеатрам. Шансы обойти «Движение вверх» на второй неделе есть разве что у ленты «Величайший шоумен» с Хью Джекманом.

Что год грядущий нам готовит?

В целом успехи российских картин по сравнению с предыдущими годами действительно впечатляют, но они все же не дают оснований полагать, что речь идет о новой тенденции. Современный российский кинематограф держится на фильмах-событиях, и тот факт, что в 2017 году их оказалось три, - еще не залог того, что в 2018 году ситуация повторится (тем более, что все они получили безвозвратную поддержку в Год российского кино). Хотя удачная прокатная судьба крупных отечественных релизов вносит свою лепту в формирование имиджа российского кино. 
Кассовые сборы российских картин в 2017 году впервые превысили отметку в 13 млрд. рублей, а доля отечественного кино перевалила за 20%. Чтобы и дальше достигать таких показателей, необходимо выпускать больше фильмов-событий, поскольку именно они являются драйверами развития российской киноиндустрии.

Благодарим за помощь в подготовке материала коллег, партнеров и друзей из компаний UPI, WDSSPR, 20 Век Фокс, Каро, Централ Партнершип, Вест, Вольга, Люксор, Наше кино, Парадиз, Экспонента, а также из Фонда кино (ЕАИС).

Читайте другие материалы об итогам 2017 киногода:

Итоги 2017 года: Отчаянный протекционизм – случайная независимость

Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2017 года

Автор:
Фаина Фардо
Реклама