34 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с Владимиром Фокиным.
Владимир Фокин:
«Международный студенческий фестиваль ВГИК – это праздник, который запоминается на всю жизнь»
С 13 октября по 23 ноября 2014 года идет 34 Международный студенческий фестиваль ВГИК. В рамках второго этапа, который стартует 17 ноября, состоится Х Международный театральный конкурс. ВГИК представлен в смотре театральных школ постановкой мастерской В.П. Фокина «На дне». В рамках внеконкурсной программы эта же мастерская покажет спектакль «Мастер и Маргарита». Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, сценарист, профессор ВГИК Владимир Петрович Фокин, выпускающий уже вторую свою мастерскую во ВГИКе, рассказал о специфике работы киноактера, значении фестиваля ВГИК для молодых артистов и трудностях актерской профессии.
Корреспондент:
Какое значение для Ваших студентов имеет участие в Международном студенческом фестивале ВГИК?
Владимир Фокин:
Перед молодыми актерами, которые сейчас заканчивают обучение, стоит главная задача: они выходят на актерский рынок и должны оказаться востребованными. Поэтому любые появления в театральном пространстве Москвы чрезвычайно важны для людей, а фестиваль ВГИК, безусловно, является одной из таких возможностей. Во-первых, выпускников увидят ребята и педагоги из других школ. Во-вторых, на фестивальные показы ходят ассистенты по актерам (как их теперь называют – кастинг-директора). Иногда приходят и художественные руководители театров. Фестиваль – это возможность довольно основательно засветиться, что, безусловно, важно для молодых актеров.
Корреспондент:
В рамках фестиваля вы не показываете фрагменты других спектаклей?
Владимир Фокин:
Фестиваль – это конкурс, а конкурс – дело жестокое: это борьба за главный приз фестиваля ВГИК. Желающие ознакомиться с фрагментами, процессом работы над спектаклем, класс-концертом и с разных сторон увидеть ребят, могут по договоренности приходить в мастерскую. Кроме того, мы проводим ряд показов наших спектаклей на разных площадках Москвы: я планирую показать спектакль моего курса в театральном центре «На Страстном», в «Доме актера»…
На Международном театральном фестивале наш курс представляет ВГИК. «На дне» - спектакль, который, на мой взгляд, наиболее выгодно может представить молодых актеров гостям и участникам фестиваля.
Корреспондент:
Спектакль «На дне» - дипломная работа: это обязательное требование к постановкам, выдвигаемым на международный конкурс?
Владимир Фокин:
Нет, в этом году ВГИК представлен в конкурсе дипломным спектаклем, но, бывает, выставляется постановка третьего курса.
Корреспондент:
Кто выступил режиссером спектаклей?
Владимир Фокин:
Педагоги нашего курса: «На дне» поставила Анна Гусарова, а «Мастер и Маргарита» - Григорий Лифанов.
Корреспондент:
Бывают ли случаи, что спектакли на курсе ставят студенты режиссерского факультета?
Владимир Фокин:
Как правило, мы это не практикуем. Такое теоретически возможно в совмещенных мастерских – актерско-режиссерских, и бывает во ВГИКе: «Чайку» в мастерской Сергея Соловьева поставила студентка.
Корреспондент:
Есть своя специфика в работе актера в театре и кино: в рамках обучения в мастерской ставятся спектакли, но насколько активно студенты работают на киноплощадке? Требуется ли для освоения специфики работы в кино дополнительное обучение?
Владимир Фокин:
Это вечная проблема ВГИКа: ребята не достаточно близко сходятся с камерой в процессе обучения. Мы за это боремся, к этому стремимся. Конечно, есть своя специфика в работе актера кино и отличия от работы актера в театре. Этих отличий не так много, но они довольно существенные. Прежде всего, кинематограф отличается от театра тем, что фильм снимается не последовательно, как играется театральный спектакль (от начала до конца, сцена за сценой), а по объектам. Сначала снимаются все сцены в одном объекте, потом – в другом. Актеру приходится работать фрагментами, мазками, и это связано с одним из самых мощных средств выразительности кинематографа – монтажом. Поэтому роль режиссера в формировании конечного результата актерской работы в кино неизменно выше, чем в театре. Кинорежиссер формирует фрагменты фильма: вводит актеров в соответствующее состояние, несмотря на то, что первыми могут быть сняты финальные эпизоды, а начало – в последний съемочный день, как это было у меня однажды. В результате режиссер монтирует фильм из разных фрагментов. Он выбирает из множества дублей самые сильные, а из самых сильных – средствами монтажа формирует наиболее яркое исполнение актера. В этом специфика работы киноактера, но не было еще ни одного театрального актера, которого не утвердили бы на роль в кино на том основании, что он не смог освоить эту особенность кинематографа. Это не так сложно, и если оказывается непосильным трудом для театрального актера, то, скорее всего, он и театральный актер очень плохой.
Корреспондент:
В чем специфика преподавания в Вашей мастерской?
Владимир Фокин:
У нас абсолютно классическая в русском значении этого слова подготовка актера драматического театра и кино. Точно такая же, как во всех театральных школах России. Мы все работаем с поправками на индивидуальность Мастера и педагогов, и, как правило, Мастер подбирает педагогов близких себе по духу. Мы преподаем в рамках традиционной русской театральной школы, которая, я настаиваю на этом, лучшая в мире была и есть; надеюсь – и будет.
Корреспондент:
Вы не запрещаете свои студентам во время обучения сниматься в кино, сериалах?
Владимир Фокин:
Это все очень индивидуально. Актерская профессия, вообще, невероятно рисковая в силу ее зависимости. На каждом шагу, к сожалению, встречаются замечательные, одаренные люди, которые не востребованы кинематографом. Надо иметь определенный склад характера, уметь организовывать свой успех в кино и т.д. Этим владеют далеко не все. Бывает, средний человек вдруг пробивается на самый верх: он попал всеми правдами и неправдами в какой-то сериал, замелькал в кадре, его стали приглашать или он сумел пригласится, а это надо уметь. Я сам это делать не умею, потому и научить не могу.
Актерская профессия – очень зависимая. Люди, которые в нее идут, как бы это понимают, но каждый из них втайне надеется, что ему повезет больше, а вопрос везения – очень серьезная штука. Из моей предыдущей мастерской вышли замечательные дети, но, к сожалению, некоторые в театр так и не попадали, хотя сейчас, кажется, что-то выправляется.
В любом случае, обычно я не разрешаю сниматься первые 3 семестра, лучше – 4, то есть до 3 курса. Конечно, могут быть исключения, но самое опасное, когда еще «сырой», не крепко стоящий на ногах актер попадает в бездарные, слабые режиссерские руки. К нему прилипают какие-то штампы, которые потом приходится обдирать наждачной бумагой, и это не всегда удается. Хороших режиссеров крайне мало, это очень редкая профессия. Амбициозных и самовлюбленных – колоссальное количество. Одна моя ученица попала к такому, с позволения сказать, режиссеру: когда она мне рассказала, что у него творится на съемочной площадке, я был готов был побежать и лично набить ему морду.
Корреспондент:
С каким настроением ждут студенты начало фестиваля ВГИК? Этот смотр приносит позитивный опыт?
Владимир Фокин:
Конечно, вне всякого сомнения. Атмосфера любого фестиваля – волнующая, очень насыщенная эмоциями, преимущественно позитивными. Фестиваль – удивительная и яркая фаза жизни ВГИКа, когда весь институт стоит на ушах и живет только этим. И для ребят это огромный стимул и причина волнений. Конечно, борьба присутствует, но проходит она в очень доброжелательной атмосфере: ребята сближаются, узнают друг друга, рождаются дружбы, а иногда и нечто большое…
Корреспондент:
Фестиваль для студентов – скорее праздник, чем конкурс?
Владимир Фокин:
Разумеется, фестиваль ВГИК – это праздник, который запоминается на всю жизнь. Ведь это первый конкурсный показ в жизни, первые, надеюсь, призы. Посмотрим: у нас очень достойный спектакль и, надеюсь, мы сможем на равных побороться с конкурентами за главный приз.