34 Международный фестиваль ВГИК. Интервью с ректором ВГИК Владимиром Малышевым.
Владимир Малышев: «Все беды фестивалей одинаковы: как только проходит энтузиазм, фестивали умирают»
С 13 октября по 23 ноября 2014 года пройдет 34 Международный фестиваль ВГИК. Старейшая киношкола мира в этом году отмечает свое 95-летие и продолжает выступать в качестве авторитетной и яркой площадки для демонстрации и обсуждения студенческих работ и спектаклей со всего света, налаживания профессиональных контактов, укрепления международных связей и творческого обмена опытом и идеями между студентами кинематографических школ мира. О подготовке к фестивалю, его новшествах и жизни современного ВГИКа рассказал Председатель организационного комитета 34 Международного студенческого фестиваля, ректор ВГИК Владимир Малышев.
Корреспондент:
У ВГИКа в этом году большое событие – 95-летие: скажите, юбилей не затмит очередной, казалось бы, фестиваль ВГИК?
Владимир Малышев:
Нет, планируем что фестиваль пройдет под знаком 95-летия ВГИКа. Мы специально не устраивали каких-то встреч выпускников именно для того, чтобы не собирать два раза людей и сделать это во время фестиваля. Будет торжественный вечер с поздравлениями наших коллег, участием именитых выпускников. Тем более к этому времени мы освоим, думаю, новый корпус: выпускникам будет интересно посмотреть, что мы там настроили. Будет замечательно.
Вспоминаю, что 90-летие ВГИКа как раз отмечали во время фестиваля.
Корреспондент:
Открытие нового корпуса ВГИК решит многие вопросы с помещениями для мероприятий фестиваля?
Владимир Малышев:
Многие, но не все: есть непростые моменты, связанные с кинопоказом. У нас в новом корпусе – замечательный киноконцертный зал, но он только на 600 мест, максимум на 700. Как правило, открытие фестиваля проходило в большом зале Дома кино на 1200 мест, а в юбилейный год в «Пушкинском» на 2000 мест, и он все равно был забит полон. Поэтому открытие в этом году все равно будет проходить в Доме кино.
Зато у нас в новом корпусе есть настоящий учебный театр на 150 мест. Конечно, театральный конкурс и основную часть программ фестиваля мы будем проводить в своем доме. Прибавится количество кинозалов и можно одновременно использовать тот учебный театр, который работает сейчас.
Корреспондент:
Какие новые мероприятия получится провести благодаря открытию этого долгожданного пространства?
Владимир Малышев:
У нас настолько накатана программа фестиваля, что в ней редко что можно изменить к лучшему. Основное – это показ фильмов и спектаклей, все крутится вокруг этих событий. Я думаю, мы попробуем устроить ряд кинопремьер наших выпускников. Постараемся устроить творческую встречу с Андреем Сергеевичем Кончаловским с показом его нового фильма, удостоенного приза Венецианского фестиваля. Причем, его студенческий фильм в свое время тоже получит приз в Венеции. Думаю, что и после фестиваля, как только мы на полную мощность запустим зал, будем обязательно устраивать творческие встречи с интересными людьми, не только с кинематографистами – это моя давняя мечта. Уже есть договоренность с моими коллегами, ректорами Консерватории, Академии балета, Гнесинки, Строгановки, чтобы обязательно были такие встречи, перекрестные визиты студентов разных творческих ВУЗов. Новая площадка дает возможность проводить такие мероприятия, не то, что наш нынешний зал на 200 мест с не самой лучшей акустикой и сценой.
Корреспондент:
По каким причинам Вы решили сделать первый этап фестиваля – отчетные показы – полноценным конкурсом, с жюри и профессиональной оценкой, это же внутреннее дело ВГИКа?
Владимир Малышев:
Согласно сложившейся практике в последние годы на закрытие вручалось 35-40 призов: награды по профессиям плюс поощрительные призы от партнерских компаний. Награждение проходило три, а то и четыре часа… При представители иностранных киношкол, боюсь, не очень понимали, что происходит. Они были вроде как на чужом празднике. Мы стали думать, как эту ситуацию разрешить. Можно было просто сократить наши ВГИКовские призы, но я не считаю, что это надо делать. Для каждого студента, который получил приз и для его товарищей это важно: это стимул, оценка педагогами, мастерами и жюри. Не надо студентов этого лишать. ВГИК в любом случае принимает участие во второй части конкурса, и даже будет любопытно, как победителей конкурса ВГИК, которые по справедливости будут представлять нашу школу, оценят на международном конкурсе.
Корреспондент:
Вы говорили о том, как фестиваль помогает налаживать контакты с зарубежными школами: какие успехи в этом направлении достигнуты в прошлом году?
Владимир Малышев:
Думаю, очень неплохо для ВГИКа, что последние годы мы активно делаем совместные проекты. Новый совместный проект – анимационный фильм, который в течение двух лет наши студенты делали с китайцами. Мультипликация более понятна студентам, они быстрее игровиков и документалистов находят точки соприкосновения.
Корреспондент:
Контакты со школами выражаются не в официальных мероприятиях, а в совместной работе студентов?
Владимир Малышев:
Конечно, в совместной работе и встречах студентов и педагогов. Школу надо поддерживать и развивать, а не делать только показательные выступления. Основа у нас есть, он нее отказываться нельзя. А вот штрихи к портрету добавлять, конечно, надо.
Корреспондент:
Какие, по вашим наблюдениям, нынешние студенты ВГИК? В чем их отличительные особенности от представителей прошлых поколений?
Владимир Малышев:
Думаю, они – менее защищенные, они больше похожи на детей. У нас жизнь была посуровее, поэтому мы были повзрослее, даже если приходили в институт после школы. Может, мы были более стойкими ко всяким неурядицам, переносили их не легче, но воспринимали философски. Нынешние ребята другие, но я очень радуюсь их искренности и непосредственности. Особенно это замечаешь во время поездок по городам и весям, да и в самом ВГИКе. Они очень отзывчивые, но, в то же время, трудности им переносить тяжелее. Не всем, конечно. Заметно, что девушки более стойкие, энергичные, целеустремленные. Это показывает даже статистика набора: когда еще на операторский факультет набирали до 60 процентов девочек?
Корреспондент:
Как студенты меняют фестиваль, каким он становится?
Владимир Малышев:
Я сейчас практически не переживаю: как пройдут церемонии, что с гостями, с показами… Первые годы я все-таки многое делал, и до этого сам придумал несколько фестивалей, проводил их, знаю, сколько мороки: мелочей не бывает. Сейчас во ВГИКе подобралась такая команда, что мне только говорят, когда прийти, дать интервью или выйти на сцену. Да я стараюсь теперь даже не выходить на сцену: пусть сами открывают и проводят. Это правильно и хорошо.
Все беды фестивалей одинаковы: как только проходит энтузиазм, фестивали умирают. Не все зависит от денег. Энтузиазм позволяет многое придумывать и без денег. Надо, чтобы это делалось не для галочки.
Корреспондент:
Фестиваль ВГИК делают студенты, поэтому у него хорошие перспективы остаться в живых?
Владимир Малышев:
Да, и плюс к тому, мы за последние годы выходим за рамки института. Сначала стали в пяти московских кинотеатрах показывать конкурсные фильмы, а уже через два года – в 20 регионах. Было бы здорово раскрутить процесс хотя бы в Москве, чтобы студентам разных ВУЗов показывать ВГИКовское кино. Я опять возвращаюсь к этой теме: для начала нам надо активнее идти в эти ВУЗы, к этой молодежи, а потом пойдет обратная реакция, они сами будут что-то предлагать, у них появится активисты кинодвижения. И тогда, может, у нас будет проходить не только фестиваль, но и постоянные показы и обсуждения студенческих работ со студентами разных творческих ВУЗов.
Корреспондент:
Какие нововведения в учебном процессе и фестивале Вы планируете провести к 100-летию ВГИК?
Владимир Малышев:
Учебный процесс, думаю, будет больше уходить в практику. Сейчас мы добились правительственных постановлений, согласно которым съемочная группа, получившая деньги от государства, обязана брать наших студентов на практику. Но этот процесс надо налаживать, просто так ничего не бывает. Практика задает ориентиры для студента в его дальнейших теоретических занятиях. Думаю, процесс обучения будет ускоряться и, может даже, сокращаться по времени. У нас школа академическая. Я считаю, что это правильно: надо изучать и литературу, и историю, и искусство.
Но главное, конечно, научить человека размышлять. Наша жизнь заставляет нас меньше и меньше думать, запоминать, а все-таки умение думать, мыслить – вот это главное.