Рецензия на новый фильм Сергея Снежкина "Контрибуция"
Расследование ценою в жизнь
17 марта 2016 г. в прокат выходит «Контрибуция» Сергея Снежкина – фильм многослойный и неоднозначный: детектив переплетается в нем с психологической драмой, перипетии любовного треугольника оттеняются роковыми событиями исторической катастрофы. Вместе с тем «Контрибуция» – увлекательная, захватывающая с первых же кадров картина с динамичным сюжетом и выразительной актерской игрой.
В начальных титрах лаконично и просто обозначается место и время действия: «Пермь, 1918 год». Братоубийственная гражданская война, охватившая огромную страну вслед за Мировой войной и революцией, – одна из самых страшных и драматичных страниц нашей истории. Эта тема сама по себе вызывает мощные эмоции, усиливающиеся по мере погружения в атмосферу фильма, чему способствует найденное авторами визуальное решение. В первых же кадрах «Контрибуции» демонстрируется интерьер старинного особняка, убранный алыми транспарантами с революционными лозунгами. Создатели фильма уделили особое внимание декорациям – все-таки главные события происходят в комнате, которую героям запрещено покидать. Созданное художником Владимиром Южаковым замкнутое пространство обретает пронзительную выразительность благодаря деликатной работе оператора Сергея Мачильского: мебель, картины, лепнина, обои, предметы быта – каждая мелочь незаметно диктует настроение, помогая создать тягостную атмосферу, добавляя особенного шика и усиливая визуальную выразительность действия.
В этом маленьком мирке роскоши в стиле «модерн», на островке былого богатства, окруженного пылающим огнем революции, встретились представители купечества и белогвардейского движения… и те, и другие скоро исчезнут в новой стране. Специально сшитые костюмы помогают актерам обрести необходимую стать и воплотить характеры своих персонажей. Гражданская война отразилась в противостоянии характеров: одни цепляются за исчезающие традиции, другие – радостно принимают новые порядки, третьи – пытаются приспособиться под сиюминутно меняющуюся ситуацию… И каждый считает себя правым. Это противостояние и динамичное действие привлекают основное внимание зрителя.
Видимое спокойствие первой сцены фильма, разворачивающейся в облюбованном революционерами особняке, прерывается активным действием. Тишину утра разбивают оглушительные взрывы и следующий за ними женский крик: беспокойное время вырывает пару влюбленных из хрупкого рая, заставляя бежать. Юная Верочка и «красный» следователь Андрей Мурзин не успевают покинуть Пермь, взятую Среднесибирским белогвардейским корпусом под командованием Анатолия Пепеляева – бывшего возлюбленного Верочки. Девушка, словно Россия, «любовью гимназистки влюбилась» в революцию и забыла прежние обещания.
Основному детективному действию, разворачивающемуся в комнате, предшествует обстоятельная экспозиция с представлением героев, драматичным эпизодом расстрела, чувственной сценой соблазнения, становящейся завязкой основной сюжетной линии. Молодой генерал Пепеляев не поддается чарам богатой вдовы Чагиной: отказывая в личной симпатии, он принимает от нее в качестве контрибуции дорогой бриллиант. На следующий день бриллиант неожиданно пропадает, и для его поисков генерал привлекает приговоренного к смерти следователя Мурзина, которому в награду за возвращение пропажи обещает помилование.
Сюжет ленты основан на одноименной повести Леонида Юзефовича, существенно переработанной и интерпретированной Сергеем Снежкиным. Детектив тесно переплетается с психологической драмой: расследование становится поводом для выяснения личных отношений. Герои постоянно находятся перед необходимостью совершать непростой моральный выбор. Для воплощения тонкой и напряженной драмы был собран яркий актерский состав, перед которым встала ответственная задача: выразительная система в фильме выстроена так, что любая фальшь, неудача или ошибка артистов способна уничтожить работу всех других членов съемочной группы. Любые интерьерные детали стали бы бессмысленными, костюмы – нелепыми, поведение персонажей – нелогичным и смешным, а сами характеры – плоскими и неправдоподобными. К чести режиссера Сергея Снежкина и всего исполнительского ансамбля «Контрибуции» высокий уровень и мощная выразительность актерских работ оказались одной из главных удач ленты.
Максим Матвеев воплотил сложный характер молодого, импульсивного, страстного, но при этом способного контролировать свои эмоции жесткого генерала. Ему тяжело пережить неверность в любимой, и уж вовсе невозможно простить ей предательство Родины. В его системе ценностей невеста белого генерала должна умереть, но не дать поцелуя красному перебежчику. Наибольшей выразительности Матвеев достигает в паузах, демонстрируя богатую палитру возможностей: он часто отвечает своим собеседникам не словами или жестами, а лишь взглядом – вопросительным, насмешливым, равнодушным, снисходительным, сочувственным или пытливым. На паузах строит свою игру и Елизавета Боярская, исполнившая роль вдовы Чагиной – богатой, властной, еще молодой и красивой дамы, с достоинством переносящей унизительные обстоятельства следствия и в редких случаях открывающей свою ранимость. Чагина воплощает смятение целого сословия, переживающего неуверенность в завтрашнем дне, но продолжающего искать пути выхода из сложнейших ситуаций. Актерской супружеской паре блестяще удалось передать разницу в возрасте своих персонажей: Боярская на три года моложе Матвеева, и при этом она убедительно исполняет роль искушенной, зрелой женщины, а Пепеляев, воплощенный ее супругом, выглядит очень молодым человеком, довольно смущенным, старательно прикрывающим свою юность за высоким статусом.
Актеры Евгений Дятлов, Константин Воробьев, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич воплотили целую галерею темпераментов и характеров, представляющих особое, купеческое сословие. Ирония и смиренное молчание, изворотливость и прямолинейность, хитрость и открытость, наглость и искренность – лишь часть переданных ими эмоций в рамках разворачивающейся перед зрителем камерной драмы.
Ведет персонажей по пути расследования Мурзин в исполнении Ильи Носкова, который вернулся к историческому детективу после прославившей его роли Фандорина в фильме «Азазель». Илья Носков представил следователя Мурзина как человека сдержанного на эмоции, рационального, со стойкостью переносящего тяжелые испытания судьбы: расставание с любимой, заточение, приговор к расстрелу, унижение и, наконец, непростое расследование, от которого зависит его жизнь. Носков аккуратно, пунктиром, посредством сдержанной мимики обозначает внутреннее напряжение, физические страдания и переживания, терзающие Мурзина.
Самое уязвимое звено в актерском ансамбле – молодая Надежда Толубеева, воплотившая истеричную, руководимую эмоциями юную Верочку. В поведении этой героини отразилось состояние всей страны, находящейся в нестабильном, неуправляемом состоянии. Пока все остальные герои старательно контролируют свое негодование и ведут себя как сдержанные, зрелые, разумные люди, Верочка руководствуется чувствами и совершает необдуманные поступки. Ее персонаж в импульсивном, неровном исполнении Толубеевой резко контрастирует с окружением, другими героями и, таким образом, вызывает скорей отторжение, чем сочувствие.
В фильме нет ярко выраженных отрицательных персонажей: все – жертвы страшной трагедии, охватившей страну. В «Контрибуции» представлен лишь небольшой эпизод, в котором тесно переплелись судьбы столь разных людей. В финале становится грустно расставаться с главными героями, которые успели полюбиться. Интересно узнать о каждом из них больше, проследить за дальнейшей судьбой и, главное, хочется, чтобы они были счастливы, а для начала – просто выжили в страшной мясорубке гражданской войны. Картина «Контрибуция» захватывает внимание, очаровывает красотой, увлекает сюжетом, но главное – практически все персонажи вызывают сопереживание. В пробуждении этого ключевого свойства души и заключается главная победа создателей «Контрибуции».