Фонд кино изменил требования к подаче заявок на господдержку
15 марта 2016 года в Большом зале МИА «Россия сегодня» состоялась рабочая встреча сотрудников Фонда кино с представителями кинокомпаний, посвященная вопросам порядка отбора проектов на поддержку производства национальных фильмов в 2016 году. Финансирование будет осуществляться на безвозвратной основе, однако требования к поддержанным компаниям ужесточились.
На встрече от Фонда кино присутствовали руководитель Аналитического департамента Федор Соснов, руководитель Правового департамента Ирина Ильина, руководитель Финансово-производственного департамента Вадим Потапов.
Федор Соснов прокомментировал
слайды презентации, содержащие информацию о динамике объёма субсидий, целях и направлениях поддержки, а также порядке и условиях отбора.
В 2016 году на поддержку отечественной кинематографии будет распределено 2,8 млрд. рублей, что на 200 млн. рублей меньше по сравнению с прошлым годом, однако отличительной чертой Года кино станет поддержка производства на безвозвратной основе. Кинокомпании, являющиеся лидерами отечественного кинопроизводства, получат в сумме 1,8 млрд. рублей, а иные организации кинематографии — 1 млрд. рублей.
Приём заявок стартовал 10 марта 2016 года: для лидеров он продлится до 21 марта 2016 года, для иных организаций — до 30 марта 2016 года. С нормативно-правовыми актами и формами документов можно
ознакомиться по ссылке.
Претендовать на поддержку могут только юридические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей), не имеющие обязательств перед Министерством культуры и Фондом кино по предыдущим договорам, а также не получавшие поддержку Министерства культуры на данный проект. Правительство РФ запрещает двойное финансирование проекта, поскольку оно осуществляется на безвозмездной основе. Проекты поддерживаются на всех этапах производства после завершения сценарного периода. Права на сценарий должны быть переданы именно тому юридическому лицу, от которого подаётся заявка.
Фонд выделяет не более 70% от сметной стоимости проекта. В этом году определен дополнительный лимит бюджета: лидерам отечественного кинопроизводства может быть выделено не более 200 млн. рублей, иным организациям кинематографии — не более 60 млн. рублей.
Процедура рассмотрения заявки и экспертизы проекта осталась неизменна. Первым этапом по-прежнему является экспертиза сценарной рабочей группы, которая оценивает актуальность тематики и художественную значимость проекта. Данный этап теперь проходят и лидеры отечественного производства. По завершению работы сценарной рабочей группы Фонд кино в течение 5 рабочих дней публикует на официальном сайте перечень рекомендованных для дальнейшего рассмотрения Экспертным советом организаций, которые обязаны в течение 10 дней после публикации предоставить необходимые дополнительные документы.
Участие в конкурсе требует финансового обеспечения в размере 3% от запрашиваемых средств, которые должны быть зачислены на счёт Фонда в период подачи заявки. Платежное поручение, являющееся подтверждением перевода средств, должно быть подшито к заявочному комплекту, содержать название кинопроекта и юридического лица, подающего заявку. В 2016 году изменились сроки возврата средств: обеспечительный платёж возвращается в течение 10 рабочих дней после завершения полного цикла экспертизы всех проектов.
Ирина Ильина рассказала об основных нововведениях 2016 года, на которые стоит обратить особое внимание. Порядок рассмотрения заявки в этом году стал более строгим. Так, например, причиной отклонения заявки без экспертизы могут стать несоблюдения требований оформления заявки: комплект должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. Том должен сопровождаться постраничной описью и отдельно — сопроводительным письмом. Если кинокомпания выдвигает несколько проектов, то она должна предоставить заявочный комплект на каждый из них. Подробно требования к оформлению описаны в 5 разделе
Приказа №14 от 9 марта 2016 года.
Комплект документов должен включать оригинальную или нотариально заверенную справку из Налоговой инспекции, выданную не ранее, чем за месяц до подачи заявки, а также удостоверение национального фильма.
В этом году не допускается предоставление документов в более поздние сроки.
Также на основании возникавших ранее проблем, которые связаны с определением компании, как организации кинематографии, четко определены коды ОКВЭД, один из которых должен быть основным видом деятельности юридического лица.
У компании должны отсутствовать задолженности, проведение процедур ликвидации, банкротства и приостановления деятельности, а также неисполненные обязательства компании перед Фондом кино и Министерством культуры.
Ирина Ильина также обратила внимание на сроки отбора (полная экспертиза завершится примерно в конце июня 2016 года): «Подавая заявки, вы платите обеспечительный платёж. Мы открыто заявляем, на какие суммы вы можете рассчитывать и как долго в Фонде кино будут находиться эти деньги. Вы должны рассчитывать средства, которые вытаскиваете из оборота».
Одно из самых значительных изменений этого года — обязательное субтитрирование и тифлокомментирование поддержанных фильмов, а также производство субтитров на английском языке. Эти меры вызваны стремлением государства сделать фильмы доступнее для людей с ограниченными возможностями и более подготовленными для международного проката.
Ирина Ильина отметила, что субтитрирование и тифлокомментирование обойдётся производителям в достаточно крупные суммы — в среднем от 600 тыс. рублей в зависимости от формата фильма (исходя из 6 тыс. рублей за минуту).
Кроме того, акт выполненных работ не будет подписан, если не выполнены условия привлечения студентов к работе над проектом и сдачи фильма в Госфильмофонд.
Также среди нововведений, которые сильно повлияют на работу производителей, — введение обязательного полного казначейского сопровождения организаций, получивших субсидии, и исполнителей, подрядчиков и субподрядчиков, реализующих задачи поддержанного проекта. Каждая компания должна открыть лицевой счёт УФК, на который будут перечисляться средства. Казначейскому сопровождению не подлежат только договоры с индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также валютные операции и операции, оплаченные после выполнения работ или оказания услуг, на которые не было предоплаты из госфинансирования. Не допускается использование средств на депозитах и накопительных счетах.
После определения победителей, для каждой организации по соглашению Фонда кино и Министерства культуры будет открыт лицевой счёт, которому будет присвоен идентификационный номер. Этот номер указывается во все договорах, которые заключает организация, её подрядчики и субподрядчики до тех пор, пока работы не будут выполнены — каждая компания-подрядчик также обязана открывать счёт в УФК.
Кинокомпании, получившие субсидии, обязаны предоставлять список подрядчиков и исполнителей в Фонд. В то же время Казначейство будет предоставлять всю информацию по операциям Фонду кино.
«Контроль, который осуществляет Казначейство, упрощает нашу работу, но значительно усложняет вашу. Тем не менее государство хочет видеть, что бюджетные деньги используются по назначению», — отметила Ирина Ильина.
Она призвала претендентов на господдержку тщательно оценить её необходимость для проекта, учтя все нововведения и сроки возврата обеспечительного платежа.
В дискуссионной части встречи было оговорено, что приоритет проектов для отбора не изменился, несмотря на безвозвратность выделяемых средств. По-прежнему, это фильмы с высоким коммерческим потенциалом.
«Фонд кино создан с целью поддержки коммерческих проектов. До 2013 года мы выделяли средства фильмам социально значимой тематики, но после проверки Счётной палаты был сделан вывод, что Фонд не выполняет свою функцию», — ответила Ирина Ильина на вопрос Татьяны Мирошниковой из компании «Кинопрограмма XXI Век».
Фёдор Соснов рассказал, как оценить потенциальные кассовые сборы фильма в текущей экономической ситуации: «Когда проект запускается, вы планируете бюджет и подаёте сметную стоимость в Фонд. Исходя из этих цифр, вы оцениваете фильм, как бизнес-проект и должны предполагать кассовые сборы. Понятно, что выход в прокат может состояться только в 2018 году. Планируя сборы, нужно исходить из параметров курса рубля к иностранной валюте на сегодняшний день».
Представители кинокомпаний также задали несколько вопросов, касающихся участия в конкурсе копродукции. Копродукционные фильмы могут претендовать на субсидии, однако важно, чтобы имелся подтвержденный документально статус копродукции. Он подтверждается обращением в Министерство культуры России, которое в свою очередь согласовывает статус с Министерством культуры соответствующей страны. По словам Ильиной, на деле в 99% случаев компании с копродукционными проектами претендуют на финансирование, не имея подтверждения статуса на момент подачи заявки.
Встреча не обошлась без вопросов на тему несовершенства отбора проектов и санкций. Представитель компании СТВ Максим Уханов поинтересовался, возможно ли внесение изменений в договор о предоставлении субсидий. Он отметил, что в течение 4 лет идёт постоянное ужесточение санкций: любые нарушения влекут за собой возврат средств, а также штрафы согласно ст. 395 ГК («Ответственность за неисполнение денежного обязательства»). Например, в случае нарушения пункта о привлечении студентов или осуществления субтитрирования и тифлокомментирования, Фонд кино в одностороннем порядке имеет право расторгнуть договор без предоставления срока на исполнение обязательства.
«Мы также являемся участниками процесса, вкладывая свои деньги в проект, а санкции абсолютно односторонние», — заметил Максим Уханов.
Ирина Ильина обратила внимание на то, что Фонд кино прежде, чем отозвать деньги, пишет претензию и даёт месяц на урегулирование проблемы. По словам Вадима Потапова, прецедента по вопросам невыполнения обязательств нет, потому что, как правило, стороны идут друг другу на встречу. У Фонда кино на данный момент 12 судебных процессов, только 4 из которых связаны с неисполненными обязательствами, а остальные — с невозвратом средств, что не имеет отношения к этому году.
В то же время прозвучал вопрос, возможно ли расторжение договора и возвращение средств со стороны организации, выигравшей конкурс. Ирина Ильина ответила, что ранее Фонд кино шёл компаниям на встречу, но по результатам проверки Счётной палаты эти шаги определены, как грубый недостаток работы Фонда кино. Если компания будет возвращать деньги, то она обязана заплатить ставку рефинансирования за пользование этими средствами.
Представители Фонда кино также отметили, что порядок установило и утвердило Министерство культуры, а изменения возможны только по согласованию с федеральным органом. Между тем ужесточения внесены с учётом рекомендаций Счётной палаты после проверок в Министерстве культуры в 2015 году. Ирина Ильина призвала вести дискуссии о неправомерности санкций в индивидуальном порядке, а встречу посвятить рассмотрению формальных вопросов порядка получения субсидий, который уже был установлен на 2016 год и не подлежит изменениям.
Также предлагаем вашему вниманию видеозапись рабочей встречи сотрудников Фонда кино с российскими кинематографистами