Круглый стол российских и британских продюсеров на 30-м Московском международном кинофестивале
C российской стороны в нем участвовали продюсеры Леонид Верещагин, Евгения Тирдатова, Елена Яцура, Ольга Сосновская и прокатчик Раиса Фомина, представители Гильдии продюсеров России. На круглом столе присутствовали также гости фестиваля, представители прессы.
Организаторами круглого стола являются дирекция Московского международного кинофестиваля и Британское агентство по кинематографии (UK Film Council) при участии Российского института культурологии и Национальной академии кинематографических искусств и наук России
Вели мероприятие Кирилл Разлогов и Jonathan Olsberg (Olsberg SPI Limited).
С британской стороны во встрече принимали участие:
представители Британского агентства по кинематографии (UK Film Council) Isabel Davis и Sarah McKenzie;
продюсеры Christine Alderson (Ipso Facto Films Limited), Mike Downey (Film & Music Entertainment), Richard Holmes (Big Rich Films Limited) и Phil Robertson (Zephyr Films);
дистрибьюторы: Stephen Kelliher (Bankside Films) и Andrew Orr (Independent Film Sales Limited).
консультанты и модераторы - David Kelly (London City Productions) и Jonathan Olsberg (Olsberg SPI Limited).
В начале встречи Изабель Дэвис, представитель Британского Совета по кинематографии сообщила собравшимся о преимуществах (объединение креативных, технических и финансовых возможностей), которые дает участие в копродукции с британской стороной, а также о возможности и условиях получения налоговых скидок и дополнительного финансирования от региональных фондов в Великобритании.
При получении статуса британского фильма открывается целый ряд преимуществ – прежде всего запускается процесс снижения налогов и открывается возможность привозить для работы над проектом любую команду, в т.ч. и из России и получить дополнительное финансирование из центральных фондов - Premiere Fund, New Cinema Fund или региональных фондов (в каждом регионе свой).
Региональные фонды аккумулируют деньги из разных источников, и каждый регион поддерживает свое кино на своих условиях, как правило, условием выдачи финансирование является обязательство потратить часть средств выделяемых таким фондом в регионе выдачи.
Основанием для присвоения картине статуса британского фильма служит выполнение несколько условий – например, потратить четверть производственного бюджета на территории Великобритании и набрать от 16 до 30 баллов в культурном тесте, при этом учитывается, кто является режиссером и автором сценария, оценивается сам сценарий, исполнители главных ролей и т.п.
Изабель Дэвис сказала, что российским кинематографистам будет достаточно легко пройти такой тест и что, Великобритания заинтересована в сотрудничестве с Россией.
Как бы подтверждая это, продюсер Дэвид Келли сообщил, что в его компании создан отдел, сотрудники которого говорят по-русски.
Затем с докладом о текущем состоянии российской кинематографии выступил Олег Иванов, глава исследовательской компании Movie Research Company. Он сказал, что сейчас кинематография в России на подъеме, но она еще не достигла того состояния, которое было в конце 80-х годов в СССР, есть положительная динамика по строительству новых съемочных павильонов (по планам за ближайшие три года их количество может вырасти в два раза). К сожалению, есть явное замедление по увеличению количества новых кинотеатров и залов, которое связано с увеличением стоимости строительства и ростом срока окупаемости таких проектов (сейчас он приближается к 10 годам).
Появились предпосылки к переходу количественного роста производства российских картин в качественный. Растет и количество российских фильмов, которые окупаются и, таким образом, уже можно говорить о привлеченных инвестициях в российское кинопроизводство. Учитывая изменение структуры господдержки в ближайшем будущем и ввод 4- й части ГК РФ можно сделать вывод, что сегодня Россия открыта для международного сотрудничества, и в перспективе нас ожидает рост числа совместных проектов.
Иллюстрируя возможности совместного производства, британская сторона привела два конкретных примера уже реализованных совместных проектов (к сожалению, англичане попросили не раскрывать цифры, и поэтому мы их не приводим).
Леонид Верещагин, продюсер, директор Московского Международного кинофестиваля сказал, что копродукция – это плод продюсерской инициативы, только творческое начало, интересные темы и интересные сценарии – реальный путь к созданию копродукции.
Затем Раиса Фомина сообщила о трудностях, встающих перед отечественными кинематографистами при прокате российских фильмов за рубежом и в частности, об отсутствии государственной поддержки при прокате и продвижении наших лент вне России.
В заключение пленарного заседания Евгения Тирдатова познакомила присутствующих со своим опытом копродукции с британской стороной.
После небольшого перерыва состоялось закрытое обсуждение конкретных продюсерских проектов в области совместного производства.
Общее впечатление о встрече осталось благоприятное. Британская сторона всячески подчеркивала свою открытость и готовность к сотрудничеству. Наши продюсеры и прокатчики также говорили о своей заинтересованности. Теперь важно, чтобы слова переросли в конкретные проекты, нам кажется, что это дело ближайшего будущего, т.к. современный уровень проектов совместного производства в России (5% от общего числа), не сопоставим с аналогичным мировым показателем. Самое важное – копродукция имеет лучшие перспективы проката и продажи прав на международных рынках, чем национальные.
Дополнительно по теме:
КИНОДЕБЮТ.RU в рамках программы Российского кино 30 ММКФ
Программы российского кино 30 ММКФ.
Программа 8 ½ фильмов на 30-м Московском кинофестивале
Клуб Сине Фантом на 30-м ММКФ
Программа документальных фильмов «Свободная мысль» на 30 - м ММКФ.
Открылся юбилейный 30-й Московский Международный Кинофестиваль.
В рамках гала-показов 30 ММКФ прошла премьера итальянской картины "Демоны Санкт-Петербурга".
Такеши Китано: продюсирование - не мой конек
Пресс-конференция жюри программы «Перспективы».
Обзоры фильмов:
Для моего отца
Рассвет/Закат
Почти девственница
Давай улетим, или Спасите наши души! (В обзоре: Абсурдистан, Райские птицы, Сад, Мир велик, а спасение поджидает за углом, Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»)
Но счастья нет и свыше? (Против течения, Не думай про белых обезьян, Однажды в провинции, Больше Бена)
Деловая программа:
Круглый стол российских и британских продюсеров на 30-м Московском международном кинофестивале
Синефантом на 30 - м ММКФ
Фотоотчеты:
Репортаж с открытия 30 го Международного Московского Кинофестиваля