Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 марта 2009 20:15

Конференция «Кинокризис. Кризис кино!»: Часть вторая

Конференция «Кинокризис. Кризис кино!»: Часть вторая

Финансовый кризис способен сыграть злую шутку не только с дистрибьюторами и кинопоказчиками. Едва ли не сильнее других представителей отрасли пострадать могут отечественные производители фильмов. Проблемам последних и была посвящена вторая часть состоявшейся 13 марта на 77 Российском Международном кинорынке конференции «Кинокризис. Кризис кино!».

А в остальном, прекрасная маркиза…

Первой темой для обсуждения стала проблема сокращения объемов и возможного снижения качества производимых в России кинофильмов. Находится ли индустрия в состоянии стагнации? Недостаток финансирования ощутят только продюсерские команды, выпускающие крупные проекты? Или отсутствие инвесторов в ближайшее время будут чувствовать все? Свою точку зрения по этим вопросам высказали Сергей Сельянов и генеральный директор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский.

По мнению Сергея Сельянова, еще пока рано делать какие бы то ни было выводы. Зимой в кинопроизводстве традиционно случается затишье. К марту все постепенно пробуждаются. В ближайшее время должен начаться запуск картин, запланированных и поддержанных государством весной 2008 года. Сезон самых активных съемок обычно приходится на период с августа по октябрь. Поэтому сейчас еще нет необходимой статистики. Непонятно, сократятся ли бюджеты картин. Хотя по прогнозам продюсерского сообщества стоимость кинопроизводства должна уменьшиться в два раза. Причем в рублях, а не в долларах. На снижение числа производимых фильмов повлиял в первую очередь не кризис, а усталость продюсеров от убытков. Такие настроения чувствовались еще в сентябре прошлого года. Инвестиции перестали возвращаться. Исключения составляли два случая из ста, чего, бесспорно, недостаточно для всей индустрии. Снижение себестоимости картин не позволит сильно сократить количество выпускаемых фильмов. Разумное снижение бюджетов на качестве проектов отразиться также не должно: оттого, что актеру будут платить меньше, он вряд ли станет играть хуже. Какое-то количество компаний-производителей, как предполагает Сергей Сельянов, уйдут с рынка. Ему хотелось бы надеяться, что наиболее успешные из них пропадут лишь на время.

Компания Дмитрия Рудовского занимается производством фильма «Онегин», релиз которого намечен на 1 января 2010 года. Одновременно с данной картиной в прокат должны выйти еще пять фильмов. Продюсер не видит прямой зависимости снижения конкуренции в так называемые «сладкие даты» от уменьшения числа фильмов, находящихся в запуске. По его мнению, конкуренция далеко не всегда возникает по объективным экономическим причинам. Так же, как и столкновение автомобилей вполне может произойти в городе, где едут всего две машины. Давление со стороны зарубежных картин будет значительным. С уменьшением инвестиций в российское кинопроизводство на экранах появится больше иностранных картин низкого качества. Поэтому конкурировать придется не только с отечественными проектами, но и с огромным числом фильмов, привезенных из-за рубежа. Дмитрий Рудовский не понимает, почему все надеются на обусловленное кризисом исчезновение исключительно плохого кино. Он весьма справедливо отмечает, что за миллион долларов легче сделать слабый фильм, нежели что-то стоящее. В связи с кризисом есть угроза ухода истинных профессионалов из сообщества операторов, звукорежиссеров, пиротехников, каскадеров. Многие из них, по мнению Дмитрия Рудовского, будут не востребованы.

Проекты полностью инвестироваться не перестали – об этом говорит генеральный директор Art Pictures Studio. По его словам, финансовые вложения сократились. Тем не менее, постоянно появляются люди или компании, готовые выделить, например, миллион долларов на производство фильмов. Но на эти деньги невозможно снять что-то стоящее. Необходимо создавать фонды, объединяющие инвестиции. Однако это не дело продюсеров. Решением данной проблемы должны заниматься финансово-инвестиционные институты: находить средства на проекты, которые будут окупаться благодаря своему качеству.

Согласно статистике, 36% от общего числа фильмов в российском прокате составляют романтические комедии. Продюсеры двух наиболее успешных предновогодних картин, снятых в этом жанре, Ренат ДавлетьяровЛюбовь-Морковь 2») и Игорь ТолстуновТариф новогодний») поделились своими мыслями о популярности романтических комедий.

Ренат Давлетьяров считает, что любовь зрителей иррациональна. Он предложил вспомнить фильм «9 рота», где все погибают. Картина имела колоссальный успех, и научного объяснения этому, по мнению продюсера, нет. «Любовь-Морковь 2» должна была собрать много или очень много. Данный прогноз повторялся Ренатом Давлетьяровым давно и неоднократно. В итоге, кассовые сборы сиквела комедии с Гошей Куценко и Кристиной Орбакайте в главных ролях превысили ожидания создателей картины. Продюсер считает, что систематизировать кино невозможно.

Игорь Толстунов поддержал точку зрения Рената Давлетьярова. Он отметил, что, согласно данным социологии кино, предпочтения зрителей с течением времени существенно не меняются. Люди с древности хотели хлеба и зрелищ.

Отвечая на вопрос, как в условиях кризиса должны выживать небольшие продюсерские студии, выпускающие два-три фильма в год, Дмитрий Рудовский отметил, что таким компаниям хотелось бы получать поддержку не только со стороны бизнес-сообщества, но и от государства. Оно обязано регулировать отношения на рынке. Например, ввести-таки использование системы электронного билета. Без нее производство фильмов равнозначно игре в казино. Продюсер и инвестор никогда не узнают, сколько людей посмотрели их фильм в кинотеатрах, сколько прибыли они принесли. Рецепт выживания – идти туда, где деньги, а они сейчас за границей.

Важно не путать госзаказ и господдержку, считает Сергей Сельянов. Госзаказ не эффективен, в то время как без господдержки сегодня практически ни один фильм произведен быть не может. Даже для десятимиллионных проектов государственные средства чрезвычайно важны. Хотя исключения бывают. Также наличие господдержки облегчает переговоры с западными партнерами, которые не понимают, как продюсер может снять кино полностью на свои средства или деньги инвесторов. Сергей Сельянов рассказал, что в этом году, возможно, будет от шести до десяти крупных проектов, максимально поддержанных государством. По его мнению, это должно положительно сказаться на состоянии индустрии, которая, таким образом, не потеряет профессионалов.

На показатели экономической деятельности небольших компаний положительно могут повлиять их укрупнение за счет поглощения крупным бизнесом. Так, в конце 2007 года Russian World Studios (RWS) заключила стратегический альянс с АФК «Система», после чего компания вошла в состав ОАО «Система Масс-медиа». По итогам совершенной сделки 13 марта 2008 года была создана новая организация - крупнейшая в России кинокомпания с производственными площадями в Москве, Санкт-Петербурге и Анапе. Доля в ней АФК «Система» составляет 51%, RWS – 49%. Этот пример прокомментировал генеральный директор RWS Юрий Сапронов. По его мнению, в настоящий момент в у продюсерских компаний, по сути, нет активов. Личность продюсера, его ум и талант, таковыми не являются. Для финансово-промышленных групп предприятия киноиндустрии могут быть интересны только с точки зрения диверсификации бизнеса.

О снижении гонораров актеров рассказали президент Гильдии актерских агентств Дмитрий Котов и директор актерского агентства «24» Елена Брагина. Дмитрий Котов выступил в защиту актеров и сказал, что нельзя их во всем винить. Когда кинопроизводство было активно и актеры регулярно снимались, стоимость их гонораров регулировалась сама собой. Сейчас важны не конкретные цифры – какому актеру сколько платят обычно, а диалог продюсеров с представителями актерских агентств. Актеры по своей природе хамелеоны и готовы подстраиваться под различные условия. Известно, что Шарлиз Терон в студийном проекте снимается за $11 миллионов, а потом играет в артхаусном «Монстре» за $10-20 тысяч. Последние два месяца, в связи с уменьшением производимых проектов, актеры стали значительно менее востребованы – «мертвый» сезон совпал с кризисом.

Елена Брагина предложила продюсерам заранее предоставлять информацию о готовящихся проектах. Так актерские агенты смогут оценить уровень спроса и попытаться наладить взаимодействие актеров и продюсеров. Уровень популярности актера становится все более значимым, чем фактор его талантливости. По мнению Елены Брагиной, это является серьезной проблемой.

Александр Роднянский отметил, что телеканалы занимались производством кинопроектов не случайно. Кинематография была необходима ТВ. Для телевизионных компаний приоритетным являлся российский контент, созданный киноиндустрией нашей страны. Отечественные телеканалы были заинтересованы в производстве фильмов, способных были бы успешными и в прокате, и на телевидении. Однако в последнее время произошло два существенных изменения. Производственные бюджеты кинокартин значительно выросли и инвестиции в кино стали для телекомпаний очень рискованными. Кроме того, сложилась индустрия по производству телевизионного контента, так называемых, телемуви. У каналов пропала необходимость вкладывать средства в печать копий и продвижение фильмов. Многомиллионное российское кинопроизводство перестало быть для телевидения приоритетным.

Роман Борисевич, впервые присутствовавший на конференции такого рода, рассказал о проблемах продюсирования малобюджетных фильмов. Какое будущее ждет производство высокохудожественных картин, которые регулярно принимают участие в международных фестивалях и при этом не приносят прибыли в прокате? В библиотеке продюсера всего четыре фильма, три из которых были сняты на государственные средства. Их бюджеты были достаточно скромные, и все картины окупились. В связи с этим есть надежда на то, что новые проекты, пусть в долгосрочной перспективе, возместят затраченные на их производство деньги.

Сергей Сельянов поделился собственным опытом совместного с другими странами производства фильмов. По его словам, производить ко-продукцию значительно дороже. Предложения из других стран регулярно поступают, но чаще всего они заведомо невыгодны, поскольку вряд ли будут интересны российскому зрителю.

По мнению Александра Роднянского, ко-продукция – единственный выход для развития кинематографа. Она появилась, чтобы у европейского кино была возможность эффективно конкурировать с продуктами американской индустрии. Благодаря совместному производству можно существенно уменьшить риски, увеличив при этом бюджет картины. России необходимо интегрироваться в эту систему.

Другие материалы о 77 российском международном кинорынке:

Конференция «Кинокризис. Кризис кино!»: Часть первая

Свет мой, «Зеркало», скажи…

Загадочная история Бенджамина Франклина, или Дистрибьюторы делают ставки

"Наше кино" представило фильм "О, счастливчик!"

«Люксор» не унывает и другим не даст

Тимур Бекмамбетов и представление проекта «Черная молния»

Презентация компании Централ Партнершип

Презентация компании UPI

Конференция «Кинокризис? Кризис Кино!»

«Вольга» поведала о жизни после «Миллионера из трущоб»

Семинар "Зеркало"

Микки Рурк в Москве

Семинар "Киноинтернет. Пользователи сети и киноаудитория"

77 Российский Международный Кинорынок: программа мероприятий

DVD мультимедиа-сборник «Виртуальный Кинорынок»

77 Российский Международный Кинорынок: предварительная программа мероприятий

77 Российский Международный Кинорынок: Регламент

Российский Международный Кинорынок переехал

интервью с Геворгом Нерсисяном

интервью с Романом Исаевым

интервью с Сергеем Бондаревым

Фоторепортаж с 77 Российского Международного кинорынка


Автор:
Мария Мухина
Реклама