5 марта 2014 10:30
Ударный 2013-й и смутный 2014-й: Что ждать от киноиндустрии в этом году
4 марта 2014 года на 93-м Российском Международном Кинорынке прошла конференция «Российская киноиндустрия 2014: анализ текущей ситуации и перспективы развития», организованная интернет-порталом ПрофиСинема и компанией Невафильм Research. Основной темой конференции стали рекордные для российского кино сборы прошлого года и пока еще крайне смутные прогнозы на развитие индустрии в текущем году.
Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев отметил, что в 2013 году доля кассовых сборов российского кино преодолела отметку в 18 процентов, чего не наблюдалось в предыдущие годы.
«Основной причиной такого результата я бы назвал решения, которые были приняты чуть больше трех лет назад по оптимизации системы поддержки, потому что компании, доказавшие свою эффективность, получили больше возможностей в виде большей государственной поддержки и смогли снять высокобюджетные, интересные, разнообразные проекты», - отметил Малышев.
Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов также считает, что прошлогодний успех отечественной индустрии связан с реформой господдержки последних двух лет. В дальнейшем пока никаких изменений в системе поддержки не предвидится.
«Министерство культуры тесно работает с Фондом кино, у нас распределены четко функции – такая задача тоже была поставлена. Думаю, что и кинематографистам стало работать легче: они прекрасно понимают, куда надо обращаться за той или иной государственной поддержкой», - подчеркнул Тельнов.
Прогнозы по кассовым сборам на 2014 год давать тем не менее пока никто не решается. Правда, глава Фонда кино считает, что повышенный интерес зрителей к российскому кино сохранится. Причем, не только к крупным блокбастерам, но и к авторским лентам.
«Фильм Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть богом», который выпускался в прокат при поддержке Фонда, уже собрал больше 17 миллионов рублей. Я думаю, достойные кассовые сборы такого сложного кино связаны, в первую очередь, с изменением зрительских предпочтений, и желанием смотреть отечественное кино», - подчеркнул Малышев.
По его словам, на данный момент около 50 картин, которые находятся «в высокой степени готовности», могут выйти в прокат в 2014 году и «найти своего зрителя».
«Шансы есть. Я не уверен, что у нас будут чемпионские цифры – честно скажу, но, с другой стороны, ни один из экспертов не прогнозировал таких результатов в начале 2013 года», - отметил Малышев.
Генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев также отметил повышающееся качество отечественных фильмов и их «конкурентоспособность на внутреннем рынке».
«Безусловно, многие показчики продолжают думать, что зритель скорее выбирает зарубежную продукцию. Но и «Легенда № 17», и «Сталинград», и «Вий» доказывают обратное: потенциал у российских фильмов есть и он будет расти», - подчеркнул Рязанцев.
Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев отметил, что в 2013 году доля кассовых сборов российского кино преодолела отметку в 18 процентов, чего не наблюдалось в предыдущие годы.
«Основной причиной такого результата я бы назвал решения, которые были приняты чуть больше трех лет назад по оптимизации системы поддержки, потому что компании, доказавшие свою эффективность, получили больше возможностей в виде большей государственной поддержки и смогли снять высокобюджетные, интересные, разнообразные проекты», - отметил Малышев.
Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов также считает, что прошлогодний успех отечественной индустрии связан с реформой господдержки последних двух лет. В дальнейшем пока никаких изменений в системе поддержки не предвидится.
«Министерство культуры тесно работает с Фондом кино, у нас распределены четко функции – такая задача тоже была поставлена. Думаю, что и кинематографистам стало работать легче: они прекрасно понимают, куда надо обращаться за той или иной государственной поддержкой», - подчеркнул Тельнов.
Прогнозы по кассовым сборам на 2014 год давать тем не менее пока никто не решается. Правда, глава Фонда кино считает, что повышенный интерес зрителей к российскому кино сохранится. Причем, не только к крупным блокбастерам, но и к авторским лентам.
«Фильм Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть богом», который выпускался в прокат при поддержке Фонда, уже собрал больше 17 миллионов рублей. Я думаю, достойные кассовые сборы такого сложного кино связаны, в первую очередь, с изменением зрительских предпочтений, и желанием смотреть отечественное кино», - подчеркнул Малышев.
По его словам, на данный момент около 50 картин, которые находятся «в высокой степени готовности», могут выйти в прокат в 2014 году и «найти своего зрителя».
«Шансы есть. Я не уверен, что у нас будут чемпионские цифры – честно скажу, но, с другой стороны, ни один из экспертов не прогнозировал таких результатов в начале 2013 года», - отметил Малышев.
Генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев также отметил повышающееся качество отечественных фильмов и их «конкурентоспособность на внутреннем рынке».
«Безусловно, многие показчики продолжают думать, что зритель скорее выбирает зарубежную продукцию. Но и «Легенда № 17», и «Сталинград», и «Вий» доказывают обратное: потенциал у российских фильмов есть и он будет расти», - подчеркнул Рязанцев.
Тем не менее, эксперты признают, что такие фильмы-события бывают далеко не каждый год, поэтому либо придется заниматься созданием не таких высокобюджетных, но при этом качественных картин, либо повышать количество средств, вкладываемых в отечественные блокбастеры. Но увеличения государственной поддержки пока не предусматривается.
«Было бы странно рассчитывать на резкое увеличение бюджета с учетом общеэкономической ситуации. Бюджет урезается в целом. Но пока по результатам переговоров с Министерством культуры и Правительством РФ у Фонда кино секвестра бюджета на 2014 год не предполагается», - подчеркнул Антон Малышев, отметив, что Фонд по-прежнему надеется на механизм возвратности вложенных в фильмы средств. Как ранее отмечал Министр культуры Владимир Мединский, возвратные средства позволят к 2016-2017 годам фактически вдвое увеличить количество направленных на господдержку денег.
Однако нынешняя финансовая ситуация вряд ли позволяет делать столь оптимистичные прогнозы. Впрочем, из всех участников конференции об этом сказал только глава компании «Невафильм» Олег Березин, который отметил, что высокий курс доллара может существенно ударить по деятельности кинотеатров, многие из которых расположены, в том числе, в торговых центрах. А если нет кинотеатров, то и коммерческий показ кино – не важно какого производства – осуществлять негде.
«Было бы странно рассчитывать на резкое увеличение бюджета с учетом общеэкономической ситуации. Бюджет урезается в целом. Но пока по результатам переговоров с Министерством культуры и Правительством РФ у Фонда кино секвестра бюджета на 2014 год не предполагается», - подчеркнул Антон Малышев, отметив, что Фонд по-прежнему надеется на механизм возвратности вложенных в фильмы средств. Как ранее отмечал Министр культуры Владимир Мединский, возвратные средства позволят к 2016-2017 годам фактически вдвое увеличить количество направленных на господдержку денег.
Однако нынешняя финансовая ситуация вряд ли позволяет делать столь оптимистичные прогнозы. Впрочем, из всех участников конференции об этом сказал только глава компании «Невафильм» Олег Березин, который отметил, что высокий курс доллара может существенно ударить по деятельности кинотеатров, многие из которых расположены, в том числе, в торговых центрах. А если нет кинотеатров, то и коммерческий показ кино – не важно какого производства – осуществлять негде.
"Казалось бы, какое дело кинотеатрам до ситуации в Украине. А это, между прочим, аренда у многих в торговых центрах в валюте, оборудование в валюте, обыкновенные даже лампочки, которые светят в цифровых проекторах, не говоря уже о лазерах - тоже все в валюте. Это все сейчас начнет дорожать, потому что это все повышение затрат кинотеатров. Поэтому время такое начинается - сурово-бодрое", - считает Березин.
При это он уверен, что на данный момент кинотеатры не самая выгодноая сфера кинобизнеса, так как фактически союзников у кинотеатров в индустрии нет.
Мнение Березина поддержали участники конференции, представляющие региональные кинотеатры, которые зачастую работают без современного оборудования и большинству из них не помогает ни государство, ни местные власти, ни дистрибьюторы.
Меж тем, в 2014 году Попечительский совет Фонда кино дал рекомендацию добиться доли кассовых сборов российских фильмов в 20%. Задача крайне амбициозная, с учетом того, что и крупных отечественных релизов пока не намечается. Конечно, не исключено, что добиться такой доли можно, в том числе, и с использованием механизма квотирования показа, которую по-прежнему далеко неоднозначно оценивают многие участники отрасли.
Другие статьи по теме Кинобизнес
31.10.2024
«Моана 2» обошла вторую «Головоломку» по предпродажам билетов
31.10.2024
Конференция «Медиабизнес»: встреча с главой НМГ Светланой Балановой
30.10.2024
Основной инстинкт. В чем причина вечной популярности хорроров
30.10.2024
В третьем квартале 2024 количество подписчиков российских онлайн-кинотеатров снизилось
29.10.2024
Итоги уикенда с 24 по 27 октября: «Огниво» зажигает прокат
Другие статьи по теме Российский кинорынок
05.11.2019
109 Российского кинорынка не будет
04.10.2019
Два кинорынка на одни даты, или Конфликт в киноотрасли
19.04.2019
108 Кинорынок: мир без «Битлз», поющие кошки и семейка Аддамс в пакете UPI
19.04.2019
108 Кинорынок: презентация Европейской ассоциации детского кино
19.04.2019
108 Кинорынок: основные мероприятия в фотографиях
Реклама