3 сентября 2010 11:03
Форум национальных кинематографий: искусители и жертвы
Взять шикарную цифровую камеру и вдумчивого, умеющего «держать мизансцену» оператора — и считай, три четверти дела уже сделано: «картинка», напоенная светом, солнцем, теплом держит, даже если история, мягко скажем, не слишком увлекательна в силу наивных поэтических метафор и прямолинейного политического пафоса. Это я о показанной в рамках Форума национальных кинематографий на «Московской премьере» драме Актана Арым Кубата (он же – Актан Абдыкалыков) «Похититель света» (Кыргызстан/Германия/Франция; оператор – Хасан Кыдыралиев).
Или можно просто положиться на хорошего оператора и поднять красотой черно-белого изображения ровную, медленную, на 140 минут, подробную бытописательную экранизацию романа Ромуальдаса Гранаускаса под названием «Омут» (режиссер – Гитис Лукшас, оператор – Викторас Радзевичус, Литва) до той высоты, где нормальное зрительское кино способно соревноваться за получение «Оскара» за лучший иностранный фильм.
А вот ещё один верный рецепт сотворения авторского европейского фильма в современных условиях: социальный гротеск, гомосексуальные «поползновения», жизнь как дикая смесь дешевого кабаре с садомазохистским притоном (Боб Фосс и Тинто Брасс нервно курят в сторонке!). Даже святость трактуется в издевательском духе трэш-гиньоля – тело и кровь Христовы преобразуются в тело и кровь несчастной блудницы. Такое кино, как «Искушение святого Тони» Вейко Ыунпуу могут не принять в родном Таллине, но в Роттердаме оторвут, прости Господи, с руками и ногами.
Как бы там ни было, во всех трёх картинах главный герой чему-то отчаянно или спокойно, но противостоит. Простому электрику из киргизской картины (кстати, настоящее название её – не «Похититель света», а «Хозяин света», что принципиально) никакой пользы ни от власти Акаева, ни от власти Бакиева, только и надеяться ему на божественный промысел. Деревенский мужичок из Советской Литвы среди полного совка, выражающегося в пьянстве и воровстве, находит роковую любовь и понимает, что вся жизнь его, по большому счёту, не подвластна «ни уму, ни сердцу», а «омут» всегда рядом. Нелегко противостоять темным иррациональным силам, яркий пример тому – герой «Искушения...», менеджер, вовлеченный в метафизическую круговерть из озлобленных священников, невротических дамочек и демонических извращенцев. В шокирующем финале – «пире во время чумы» или сатанинском ритуале, как угодно – менеджер, он же святой Тони (сниженный святой Антоний) ставит жирную точку: он подавлен, сломлен морально, из ловушек, расставленных гротескным Мейстером, выхода нет. Если бы не странный юмор, мрачная ирония, от всей этой авторской безнадёги было бы совсем не по себе. Но нет – перед титрами выражается робкая надежда на лучшее.
Ну да, ну да, между кино и реальной жизнью всё-таки есть небольшая разница.
Или можно просто положиться на хорошего оператора и поднять красотой черно-белого изображения ровную, медленную, на 140 минут, подробную бытописательную экранизацию романа Ромуальдаса Гранаускаса под названием «Омут» (режиссер – Гитис Лукшас, оператор – Викторас Радзевичус, Литва) до той высоты, где нормальное зрительское кино способно соревноваться за получение «Оскара» за лучший иностранный фильм.
А вот ещё один верный рецепт сотворения авторского европейского фильма в современных условиях: социальный гротеск, гомосексуальные «поползновения», жизнь как дикая смесь дешевого кабаре с садомазохистским притоном (Боб Фосс и Тинто Брасс нервно курят в сторонке!). Даже святость трактуется в издевательском духе трэш-гиньоля – тело и кровь Христовы преобразуются в тело и кровь несчастной блудницы. Такое кино, как «Искушение святого Тони» Вейко Ыунпуу могут не принять в родном Таллине, но в Роттердаме оторвут, прости Господи, с руками и ногами.
Как бы там ни было, во всех трёх картинах главный герой чему-то отчаянно или спокойно, но противостоит. Простому электрику из киргизской картины (кстати, настоящее название её – не «Похититель света», а «Хозяин света», что принципиально) никакой пользы ни от власти Акаева, ни от власти Бакиева, только и надеяться ему на божественный промысел. Деревенский мужичок из Советской Литвы среди полного совка, выражающегося в пьянстве и воровстве, находит роковую любовь и понимает, что вся жизнь его, по большому счёту, не подвластна «ни уму, ни сердцу», а «омут» всегда рядом. Нелегко противостоять темным иррациональным силам, яркий пример тому – герой «Искушения...», менеджер, вовлеченный в метафизическую круговерть из озлобленных священников, невротических дамочек и демонических извращенцев. В шокирующем финале – «пире во время чумы» или сатанинском ритуале, как угодно – менеджер, он же святой Тони (сниженный святой Антоний) ставит жирную точку: он подавлен, сломлен морально, из ловушек, расставленных гротескным Мейстером, выхода нет. Если бы не странный юмор, мрачная ирония, от всей этой авторской безнадёги было бы совсем не по себе. Но нет – перед титрами выражается робкая надежда на лучшее.
Ну да, ну да, между кино и реальной жизнью всё-таки есть небольшая разница.
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама