42 ММКФ: тесный мир «На дальних рубежах»
Сегодня вечером, 4 октября, на 42 Московском Международном кинофестивале пройдет премьера фильма режиссера Максима Дашкина по сценарию Бориса Фрумина «На дальних рубежах», который представляет Россию в основном конкурсе киносмотра. В картине, где любовный треугольник приводит к трагическим последствиям, главные роли исполнили Виктория Толстоганова, Сергей Шнырев и Александр Кудин, дебютировавший в кино всего лишь несколько лет назад.
Название картины очень четко передает дух и посыл картины – герои не только находятся вдали от больших и шумных городов, погруженные в необузданную природу горной страны, трепещущую под порывами сильного засушливого ветра, но и вдали друг от друга, пожираемые своей внутренней печалью и отчасти – смирением. Но держать свои порывы и эмоции окажется не так просто.
Местом действия выбрана российская военная база в Киргизии. Мария, жена заместителя командира базы, страдает от однообразия местной жизни, все ее время занимает работа в крохотной парикмахерской и забота о сыне-подростке, который ходит в секцию по дзюдо и собирается поехать на соревнования. Узнав о переводе мужа обратно в Россию, она с нетерпением ждет грядущего переезда.
Однако радостное событие оказывает на Марию весьма неожиданный эффект. Новые эмоции требуют и новых, пока неведомых ей впечатлений: у нее завязываются отношения с сослуживцем мужа, капитаном Крайновым, который тренирует ее сына в секции дзюдо. Тогда она еще не может понять, какую цену ей придется заплатить за свой выбор в пользу романа на стороне, какими трагическими событиями он обернется для ее семьи.
Съемки проходили в городе Балыкчи, в Киргизии, но, чтобы собрать фактуру для фильма, режиссер Максим Дашкин отправился заранее в российскую военную базу в городе Кант, там же в Киргизии. «Я приехал в Кант, прожил там две недели, наблюдая, как военные ходят в магазин, собираются и играют в бильярд, их жены работают в парикмахерских, как они называют это — «работа в индустрии красоты», а дети тренируются в различных секциях с местными ребятами. Все мои наблюдения и заметки стали основой для сценария, который затем написал Борис Фрумин», — сказал режиссер, для которого картина стала игровым полнометражным дебютом.
Дашкин признался, что «На дальних рубежах» «вырос» из его короткометражной работы «Круговое движение», где главные роли сыграли Агния Кузнецова, Евгений Пронин и Сергей Галахов. Фильм также рассказывал про семью, живущую при военной части, тоже находящуюся на грани катастрофы.
В картине снялись всего четыре российских актера, а остальные – киргизские актеры и местные жители. Сергей Шнырев, сыгравший мужа главной героини, отметил, что вдохновение для роли черпал из русской классической литературы, в том числе из произведений Лермонтова: «В пьесе «Маскарад» главный герой Евгений Арбенин говорит фразу «Но если я обманут… Закона я на месть свою не призову». Мне кажется, она идеально подходит моему главному герою».
Режиссер отмечает, что основная идея фильма – это размышления на тему верности, о той цене, которую человек платит за неверность. Иногда только совершив ошибку, можно осознать ценность того, что имел. «В наше время, когда верность как ценность подвергается сомнению, обесценивается, размышление на эту тему мне кажется чрезвычайно важным», — говорит Максим Дашкин.
Главную героиню, молчаливую, часто пребывающую в своем собственном мире и кажущуюся на первый взгляд безэмоциональной, сыграла Виктория Толстоганова. «Измена главной героини — это не путь к свободе, — рассказывает о своем персонаже и фильме актриса. — Это тот самый роковой путь, с которого нельзя свернуть. Мария попадает в капкан судьбы, и она уже не может не совершить ошибку, не может не изменить тем самым свою жизнь. В фильме во многом исход драмы предопределило само место действия и связанные с ним обстоятельства, если бы такие события произошли, например, в Москве, то остались бы незамеченными обществом. Здесь же история обнажается на фоне оголенности маленького поселения».
Героиня страдает от удушья в тесном мире военного городка, она сжимается под «тяжестью» серых пятиэтажек, порывами сильного ветра, присущего местному климату, и ее тяготит этот ограниченное пространство с одинаковыми лицами. С нестерпимой тоской Мария смотрит в пустоту под глухие аккорды закадровой музыки.
Как справедливо было замечено на пресс-конференции, посвященной фильму, Мария живет в токсичном патриархальном мире, который делает несчастной главную героиню и из которого она не в силах (а, возможно, и не имеет желания) бежать.
Фильм поднимает простые и понятные многим темы — выбора, измены, ревности и последствий, которые за этим следуют. Происходящее на экране наполнено такой безысходностью, что уже спустя полчаса можно понять — все это ведет к трагедии. Здесь, на дальних рубежах нет места любви, нет места счастью, нет места жизни. И переезд в Рязань (по сюжету) является едва ли не единственной возможностью вырваться на свободу, если такое вообще возможно…
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса