«Висла» 2019: программа Документальная Польша
С 23 по 30 мая в Москве в двенадцатый раз пройдет фестиваль польских фильмов «Висла». В блоке Документальная Польша зрители смогут посмотреть пять фильмов: «Dreamland. Документальный фильм о Мацее Бербеке» режиссера Станислава Бербеки, «Деревня плавающих коров» Катажины Тшаски, «Еще один день жизни» режиссеров Дамиана Ненова и Рауля Де Ла Фуэнте, «За пределом» Марты Прус, а также «Князь и диббук» режиссеров Эльвиры Неверы и Петра Росоловски.
«Dreamland. Документальный фильм о Мацее Бербеке» Станислава Бербеки – это история Мацея Бербека, сотрудника польской горноспасательной службы, высокогорного гида и альпиниста, рассказанная от имени его сына. Он первым покорил в зимний период 3 восьмитысячника – Манаслу, Чо-Ойю, Броуд-Пик. Он также обозначил очень сложную дорогу на южной стороне Аннапурны, взошел на Эверест по своему собственному маршруту, был первым поляком, который сделал это с тибетской стороны. До «Короны Земли» ему не хватало только покорить массив Винсон в Антарктиде. 5 марта 2013 года он исполнил мечту о зимнем восхождении на Броуд-Пик. Умер на обратном пути с вершины.
Фильм «Деревня плавающих коров» режиссера Катажины Тшаски рассказывает историю трех берлинцев из сообщества «Духовный центр», которые посредством йоги, медитации и шаманских ритуалов стремятся к духовному возрождению. Им кажется, что пока еще не загрязненное цивилизацией место они находят на восточной окраине Польши, в подляской деревне. Они останавливаются у местного хозяина, где хотят работать в поле, максимально приблизившись к природе. Катажина Тшаска изображает два разных мира. Нео-хиппи и традиционные фермеры присматриваются друг к другу с недоверием, через которое, однако, пробивается взаимное увлечение. Фильм забавным образом рассказывает о поисках утопического единства с природой и приглядывается к современным тенденциям и новому видению экологического будущего.
Очередным очень интересным предложением для зрителей фестиваля станет «Еще один день жизни» Дамиана Ненова и Рауля Де Ла Фуэнте. Фильм сочетает в себе элементы анимационного и документального кино и был основан на книге Рышарда Капущинского. Это история репортера, который осуществлял свою миссию в охваченной войной Анголе в 1975 году. Фильм завоевал множество наград, в том числе Премию Европейской киноакадемии в номинации Лучший анимационный фильм, а также Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
«За пределом» Марты Прус – портрет русской художественной гимнастки Маргариты Мамун, которой предоставляется уникальная возможность выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро и завоевать золотую олимпийскую медаль. Вся драматургия была основана на проницательном изображении двадцатилетней гимнастки и ее тренера Ирины Винер-Усмановой, легенды мировой гимнастики, а также жены одного из самых богатых олигархов в России. На пересечении отношений двух женщин, словно мимоходом, рождается не столько правда о спорте, сколько правда о России. «За пределом» - интимная драма жестоких отношений, ведущих к успеху.
Зрители фестиваля также увидят фильм «Князь и диббук» Эльвиры Неверы и Петра Росоловски, который получил награду Venezia Classici за лучший фильм о кино на фестивале в Венеции в 2017 году. Это документальное путешествие по следам одного из самых интересных польских режиссеров, Михала Вашиньского, автора многих известных довоенных фильмов с Евгениушем Бодо, режиссера мистического «Диббука», а также продюсера голливудских хитов с Софи Лорен и Клаудией Кардинале. Авторы фильма ищут ответы на вопрос, почему их главный герой так тщательно прятался от мира, надевая очередные маски. Михал Вашиньский, а на самом деле Мош Вакс, был евреем, но скрывал свое происхождение в течение многих лет. Он был гомосексуалистом, но женился на богатой итальянской графине, которая была старше его. Он также был сыном кузнеца, но на Западе он выдавал себя за польского аристократа. Эльвира Невера и Петр Росоловски в «Князе и диббуке» пытаются заглянуть под поверхность мифов, чтобы увидеть правду о Вашиньском как человеке, так и художнике. Фильм по своей структуре напоминает пэчворк, сшитый из архивных записей, рассказов людей, которые встречали легендарного «польского князя» на своем пути.