На фестивале «Движение» обсудили, почему кинорежиссеры снимают телесериалы
24 апреля 2015 в рамках 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение» в Омске состоялся круглый стол «Из «большого кино» на телевидение: почему ведущие российские режиссеры снимают телесериалы?». Гости и участники смотра, режиссеры, продюсеры, актеры и киножурналисты обсудили сложившиеся тренды и попытались найти ответы на актуальные, животрепещущие для отрасли вопросы.
Разговору предшествовал показ части эксклюзивной программы фестиваля «Движение. Навстречу»: новых проектов канала ТНТ «Озабоченные» режиссера Бориса Хлебникова, «Измены» Вадима Перельмана, «Не телки» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Помимо них в программу вошли и другие пилоты новейших отечественных сериалов:; «Главкнига» режиссера Алексея Аграновича для канала СТС и «Тайны города Н» Николая Хомерики от «Марс Медиа». В конкурсе были представлены две серии «Красных браслетов» Наталии Мещаниновой, создаваемых по заказу Первого канала.
Организаторы фестиваля «Движение» давно зафиксировали тренд «перетекания» режиссеров из кино на телевидение и обратно, уравняв в борьбе за призы кино, снятое для большого, кинотеатрального и малого, телевизионного экранов. В главную конкурсную программу фестиваля традиционно входят не только игровые и документальные кинофильмы, но и сериалы, представлены на показах 1-2 сериями.
Ведущий круглого стола, программный директор фестиваля «Движение» Стас Тыркин, обозначил основные векторы беседы. Несколько раз он обращался к спикерам с вопросом: «Угадали бы Вы что, например, «Озабоченные» сняты Борисом Хлебниковым?» Большинство отвечало отрицательно. Невозможно разглядеть и в сериале для девочек-подростков «Не телки» авторов нашумевших «Интимных мест» Наталью Меркулову и Алексея Чупова. К сожалению, формат требует соблюдения определенных рамок и, как отметил Тыркин, сериалы отняли у кино функцию рассказывания истории. Главной задачей постановщиков многосерийных фильмов становится нарратив, внятно рассказанная история, а для режиссера авторского кино элементами самовыражения являются детали, не имеющие отношения к фабуле. Именно от этих, незначительных и чуждых для телевидения решений приходится отказываться автору, приходящему на телевидение.
Продюсер телеканала ТНТ Валерий Федорович отметил, что телевизионные продюсеры осознанно берут режиссеров из кино, понимая, какие сложности с этим связаны. Но обращение к мастерам киноэкрана оправдывается требованием получить высококачественный продукт.
Участники встречи констатировали общее низкое качество наших сериалов: при этом режиссер сваливает ответственность на продюсера, продюсер – на канал и т.д. Актрисы Виктория Толстоганова, Дарья Екамасова, Виктория Исакова рассказали о жестких сроках и высоких выработках в процессе создания сериала (в среднем – 12 минут в день), которые требуют максимально тщательной и кропотливой подготовки.
Открытым остается вопрос: будут ли способны кинорежиссеры после работы на «мыле» вернутся в большое кино с новым, ярким, заметным кинополотном? Кинокритик Антон Долин в своем эмоциональном выступлении напомнил, что зрителю, на стороне которого он находится, наплевать на выработки, жесткие условия, болезни актрисы, самодурство продюсера и проч. Ему нужен качественный продукт. Сейчас, действительно, многие кинорежиссеры идут на телевидение, но обратного процесса – прихода с ТВ ярких режиссеров кино – не наблюдается.
По каким причинам кинорежиссеры идут снимать сериалы? Чувствуют ли они себя полноправными авторами, могут ли полноценно выразиться в рамках жесткого телевизионного формата? Возможно ли сохранить свой режиссерский почерк, создавая телесериал? Круглый стол не может мгновенно дать однозначные ответы на эти вопросы, но насыщенный разговор на актуальные темы помог обозначить тенденцию, которая вся четче обозначается в современном кино и телевидении и сформулировать темы для дальнейшего осмысления.