Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 ноября 2022 13:05

Ирина Обидова: «Продюсеры перестали бояться дебютантов»

Ирина Обидова: «Продюсеры перестали бояться дебютантов»

17 ноября в отечественный прокат выходит молодежная драма «1000 дешевых зажигалок», в центре истории – семнадцатилетний бунтарь Артем и его лучший друг Костя, выходки которых терпит весь техникум. Режиссер Ирина Обидова рассказала ПрофиСинема о главном посыле своего дебютного полного метра, о том, как шла подготовка к съемкам фильма на подобную остросоциальную тему, как работали с пиротехникой на площадке и многом другом.

Елена Трусова
17 ноября в прокат выходит фильм «1000 дешевых зажигалок». Как ни странно, но фильмов о молодых и для молодых не так много, хотя с каждым годом их количество все же растет. Наряду с проблемами взросления о каких важных вещах стоит поговорить с молодым поколением? О чем в первую очередь ваш фильм?

Ирина Обидова
Наш фильм о том, как важно быть услышанным. Если этого не случается, то даже талант может быть агрессивным и разрушительным. Потому что все происходит вопреки - вы не хотите меня принимать и слышать, тогда я буду плохим, возможно это заставит вас обратить на меня внимание. Получается замкнутый круг. И все устроено так, что из этого круга почти невозможно выбраться - системы рейтингов, популярности, предвзятые мнения, кем-то придуманные стандарты, нормы поведения. А есть те, кто в это не вписывается, кто другой. И если этих других не слышать, не учитывать, не обращать внимание, то может произойти трагедия.
Еще наш фильм о любви и о жизни как о высшей ценности.

кадр из фильма 1000 дешевых зажигалок

Елена Трусова
Вы окончили мастерскую режиссуры неигрового кино в СПбГУКиТ, и у вас есть опыт работы с документальным кино. Что побудило вас снимать игровое кино, которое делают по своим «законам» и которое следует другим методам обращения с материалом?

Ирина Обидова
Еще учась в институте, я пробовала свои силы в игровых этюдах и коротких метрах. Уже тогда поняла для себя, что буду заниматься игровым кино, не документальным. Однако, документалистика мне дала очень много того, что я использую сегодня и в работе над сценариями, и в работе на площадке.
У меня всегда было желание придумывать и создавать свои истории, не искать их вокруг. Это не значит, что они оторваны от жизни. Скорее, в жизни я вижу то, что меня вдохновляет придумать что-то новое, свое. Поэтому для меня переход к игровому кино был очень планомерным и логичным. 

Елена Трусова
«1000 дешевых зажигалок» – ваша дебютная полнометражная режиссерская работа. Откуда появилась идея снять фильм на такую остросоциальную (для всего мира) тему и как она потом оформилась в сценарий, написанный Лизой Цыгановой, которая уже выступала сценаристом для вашей короткометражной ленты «Комета»?

Ирина Обидова
Первый раз мысли о том, что нужно сделать фильм о чем-то подобном пришла после трагедии псковских «Бони и Клайда». Тогда эту идею в историю развить не удалось. Но случилась Керчь. Мы уже были знакомы и работали с Лизой по другим проектам, и, так совпало, что нам обеим эта трагедия очень сильно отозвалась. Мы долго обсуждали, разминали тему, искали этический подход, как говорить о проблемах школьной стрельбы (как о явлении), с учетом того, что это преступления славы. Как сделать историю, которая тронет зрителей, заставит задуматься и пригласит к диалогу.

кадр из фильма 1000 дешевых зажигалок

Было важно разобраться, кто именно идет на такие преступления и почему, ведь не все имеют психические отклонения. Многие из подростков находились в депрессии, которую не замечали взрослые. Ребята не были психопатами, но именно в этих действиях видели для себя выход. Совершенные преступления заставляли всех говорить о них, искать причины, почему это было сделано, наконец обратить внимание на подростков. Развивая эту мысль, нам удалось зацепиться за тему рейтингов и популярности. И уже разрабатывая эту линию сложилась история Артема и Кости, самобытных персонажей, не списанных с реальных людей, но живущих в мире, где глухота и невнимание порождает лишь большую агрессию и бунт. 

Елена Трусова
Фильм пронизан духом бунтарства, при этом показывает хрупкость и ранимость подростков в определенных ситуациях. Каким образом вы подходили к материалу и работали с такими актуальными, но при этом достаточно болезненными темами аутсайдерства в социуме, подростковой агрессии, травли в учебных заведениях, которые зачастую остаются незамеченными обществом.

Ирина Обидова
Все мы были подростками, просто в один момент взрослая жизнь захватывает и заставляет забывать ощущения и чувства, которые мы испытывали сами в этом непростом возрасте. В чем-то мы шли от себя и своего жизненного опыта.
Безусловно, мы проводили серьезный ресерч - читали и смотрели все, что могли найти по теме, брали интервью у подростков, педагогов, консультировались с психологами. На этом этапе, кстати, опыт документалистики был очень полезен.
Нам было важно понять переживания и чувства людей, которые проживают такой сложный и болезненный опыт. А еще понять почему окружающие этого не замечают.
Раз вы отмечаете, что несмотря на дух бунтарства подростки получились в чем-то хрупкими и ранимыми, значит мы справились с теми задачами, которые сами ставили перед собой. Было, правда, очень важно не показать - вот эти плохие, а эти хорошие, а вот эти во всем виноваты. Ведь все намного сложнее и глубже.

кадр из фильма 1000 дешевых зажигалок

Елена Трусова
Герои истории, хоть и остаются неуслышанными и непонятыми окружающими, показаны очень яркими и интересными. Вам хотелось рассказать о них как заложниках ситуации, с которой они не способны справиться, невольных виновниках происходящего?

Ирина Обидова
Мне хотелось сказать прежде всего о том, что остановиться можно в любой момент. Можно сделать выбор в пользу жизни. Но для этого нужен сильный характер, воля и поддержка. Если этого нет, то человек может действительно стать заложником ситуации, из которой сам он не сможет выйти.
В своей истории мы не пытаемся оправдать или вызвать сочувствие, мы показываем комплекс причин, которые к ней приводят, и хотим заставить задуматься о том, что можно было сделать всем, чтобы избежать трагедии. 

Елена Трусова
Главные роли исполнили молодые артисты Павел Чернышев, Елизавета Кононова и Никита Плахотнюк, которых можно увидеть в нескольких успешных отечественных проектах. Был ли сложным кастинг и какие отличительные особенности в первую очередь искали в кандидатах на роль?

Ирина Обидова
Кастинг был легким и комфортным. Пашу мы нашли по рекомендациям еще до начала подготовки к съемкам, он был у нас референсом для главного героя, но уже после первых проб, мы поняли, что Паша - это наш Артем и можно больше не сомневаться. Хотя безусловно рассматривали разные варианты.
Сложнее было с актером на роль Кости, но благодаря нашим кастинг-директорам мы познакомились с Никитой, и здесь тоже все сложилось.
Лизу нам также рекомендовали кастинг-директора, я, признаться честно, очень хотела другую актрису, но с ней не складывалось по графикам. Тогда мы сделали пробы с Лизой, и это было 100 из 100. На парных пробах сразу пошла нужная химия.
У нас было очень много классных молодых артистов на ролях второго плана, с кем я хочу продолжить работать дальше.
Сейчас, смотря уже готовый фильм, я очень довольна нашим кастингом и никого не хотела бы поменять. 

Елена Трусова
Вы упоминали в одном из интервью, что на съемочной площадке просили актеров импровизировать и привносить в роль какие-то фразы или моменты из своей реальной жизни. Учитывая такие условия, сильно ли трансформировалась история и герои в процессе съемок?

Ирина Обидова
Предложения от актеров не трансформировали историю, наверное, потому что она всем очень нравилась. Но идеи ребят помогали сделать точнее мизансцены, где-то более комфортными для них, а значит более жизненными диалоги.

Ценным опытом для меня стало еще и то, что автор сценария Лиза была с нами все дни на площадке, и мы дорабатывали все сцены вместе, и довольно оперативно. Я бы с радостью продолжила так работать и на следующих проектах, потому что это очень удобно.

Было много полезных и точных замечаний от наших продюсеров. Но здесь они все были до начала съемок, и мы успели их учесть.

Елена Трусова
В картине много сцен с пиротехникой и другими взрывоопасными вещами. Как на площадке шла с ними работа, насколько сложно было снимать или переснимать эпизоды со взрывами, фейерверками и т.д.? Расскажите и о локациях, где снимали фильм.

Ирина Обидова
Самое сложное в работе с пиротехникой было то, что она должна была быть естественной, выглядеть самодельной и не производить эффекта «вау», потому что Артем по истории все делает сам из подручных материалов. Наши пиротехники признавались, что это то и сложнее всего, но зато очень интересно. Мы очень долго искали подходящий вариант тех же петард. Но, например, сцену со взрывом школьного туалета мы сняли вообще с первого дубля. Тестов, правда, было сделано прилично до съемок.
Фейерверки тоже было не сложно снимать, но вот собрать подходящий визуально вариант было не так легко. И вот тут активно подключились наши исполнительные продюсеры. Мы отсматривали множество  тестов, Таня с Андреем сами ездили в магазины пиротехники, выбирали, проверяли, составляли комбинации залпов… В итоге, общими усилиями, как мне кажется, у нас случилась одна из самых красивых сцен нашего фильма.
Что касается локаций, фильм задумывался как история для небольшого города, но снимался он в Петербурге. Перед нами стояли задачи не показать мегаполис и найти точку, вокруг которой мы сможем выстроить мир нашего «уездного города N». Этим местом стал полузаброшенный порт, и, уже отталкиваясь от него, мы искали другие локации. Двор, где живут Артем и Костя, был на Канонерском острове - довольно промышленный район у морского порта отлично вписался в общую картину.
Школу же снимали в Гостилицах. Она нас покорила своей столовой. Я о такой и не мечтала. А когда нам разрешили перекрасить столовую и продюсеры на это пошли - то визуально пазл полностью сложился. 

кадр из фильма 1000 дешевых зажигалок

Елена Трусова
Фильм показали в основном конкурсе фестиваля Окно в Европу, слоган которого в этом году был «Российское кино – прогноз на завтра». Как зрители приняли фильм? И расскажите о вашем прогнозе для «российского кино на завтра», каким оно стало и каким может стать в будущем?

Ирина Обидова
Для меня первый показ оказался намного сложнее, чем само создание фильма. Было очень страшно.
Но нас приняли тепло. Зал был полон, почти никто не ушел. После подходили разные люди и благодарили за картину.
Самым трогательным моментом стало, когда на следующий день я шла по Выборгу и ко мне подошла женщина и сказала спасибо «от всех матерей Выборга» за историю и за линии мам в фильме. Я в тот момент растерялась, но это тронуло до глубины души. Значит, мы не зря работали над этой историей, если она так откликается.
Что касается прогнозов, то вы сами понимаете, что давать их сегодня дело не благодарное. Но я хочу отметить тенденцию, которая, мне кажется, дает большую надежду. И именно ее мы видели на Окне в Европу.

Продюсеры перестали бояться дебютантов. Наоборот, смело берут новые имена и даже со сложными темами. А новые имена не подводят, по большей части, и показывают, что умеют рассказывать истории, а главное, им есть, что рассказать. Если эта тенденция не угаснет, то нас с вами ждем много интересных фильмов и новых имен, которые будут развивать наш кинематограф. По крайней мере, я очень хочу в это верить.

Говоря о продюсерах и дебютах, мне хочется поблагодарить за эту смелость наших продюсеров  Лешу Лихницкого, Игоря Мишина и Сашу Алехину, которые взялись за проект с дебютантами, еще и на остросоциальную тематику. 

Елена Трусова
С 2015 года вы работаете креативным продюсером в компании Potential, открывающей возможности для начинающих кинематографистов. Какие задачи сейчас решаете и как планируете совмещать профессии? Есть ли у вас в работе уже какие-либо следующие режиссерские проекты?

Ирина Обидова
Кажется, что сейчас моя работа в Potential позволяет сочетать ее с моими планами на режиссуру. Мы занимаемся историями. И это ключевой вектор. Ищем авторов, пишем сценарии, как свои, так и на заказ, занимаемся их девелопментом - все это можно совмещать. Хотя, понятно, что в периоды производства я выпадаю, но, к счастью, есть те, кто может подхватить и продолжить работу.
Сейчас мы работает над сценарием моего второго фильма, он еще на начальном этапе. Но кажется, что история складывается.
И еще я очень хочу снять сериал. Есть опыт работы в составе сценарной группы над сериальными проектами, участие в качестве креативного продюсера на девелопменте. Теперь очень хочется пройти весь этот путь в качестве режиссера.

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кинобизнес

Реклама