Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 июня 2020 14:11

Евгения Маркова: «Необходима единая стратегия понимания того, что такое русское кино»

Евгения Маркова: «Необходима единая стратегия понимания того, что такое русское кино»

С 8 по 15 июня проходил онлайн-рынок аудиовизуального контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованный компанией Роскино. В интервью главному редактору ПрофиСинема Нине Ромодановской генеральный директор Роскино Евгения Маркова рассказала об основных тенденциях прошедшего кинорынка, насколько перспективно дальнейшее проведение подобных мероприятий в онлайн-формате, какие проекты и жанры вызывают наибольший интерес у зарубежных партнёров.

Нина Ромодановская:
В октябре прошлого года в Москве успешно прошло офлайн-мероприятие Key Buyers Event. В этом году рынок проходил онлайн.  Чем существенно отличается новый форум от прошлогоднего, кроме того, что он переместился в интернет?

Евгения Маркова:
Изменений довольно много. Мы наблюдаем значительный рост участников, как российских, так и зарубежных, и в связи с этим увеличение количества проектов. На Key Buyers Event: Digital Edition было аккредитовано почти 600 зарубежных участников. А в прошлом октябре в Москву приезжало всего 50. Появились новые секции, например, документального кино. Она вызвала интерес у зарубежных коллег.

Впервые была сформирована деловая программа, которая в прошлом году отсутствовала.

По отзывам зарубежных коллег сейчас уже можно судить, что онлайн-формат для многих, возможно, даже более удобен. Потому что он позволяет выбирать то, что тебе действительно интересно, не следовать какой-то массовой программе, выстраивать расписание согласно своим задачам.

Нина Ромодановская:
С чем, на ваш взгляд, связано такое большое количество зарубежных участников на Key Buyers Event?

Евгения Маркова:
Это результат нашей совместной работы с игроками отрасли, с байерами на международных рынках, с зарубежными СМИ, и деятельности самих компаний, работа над продуктом и его продвижением. Теперь главное не обмануть ожидания, поддерживать сформированный образ. Будем надеяться, что мы не разочаровали тех, кто впервые пришёл на российский онлайн-рынок. 

Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о тренде этого года — переходе в интернет многих фестивалей и кинорынков. Как вы считаете, могут ли они заменить собой офлайн-мероприятия? Насколько онлайн-форумы в сети эффективнее, например, деловых встреч на кинорынках?

Евгения Маркова:
Ещё до пандемии мы обсуждали с Министерством культуры необходимость запуска онлайн-платформы. В нашей изначальной концепции этот блок был меньше и строился несколько иначе. Из-за пандемии пришлось перенести в онлайн все. И проекты, и секцию копродукции.

Онлайн-формат доминирует во всех сегментах бизнеса, не только в киноиндустрии. И, конечно, этот тренд будет набирать обороты, часть работы станет проводиться предварительно в онлайне. Личные встречи, конечно же, никуда не исчезнут, очарование человеческого общения после пандемии станет ещё более ценным. Но, вероятно, количество дней рынка всё же сократится.

Когда будут доступны обе возможности — и онлайн, и офлайн — тогда станет понятно, какая из них эффективней. С другой стороны, сейчас происходит то, что раньше казалось невозможным, как, например, проведение переговоров онлайн. Теперь это не только возможно, но и пользуется большим спросом. За последние три месяца мы все перешли в Zoom, и вот уже вся наша жизнь происходит там, включая это интервью. Думаю, что этот поведенческий паттерн внедрится и останется после окончания пандемии.          

В ближайший год планировать работу в офлайне довольно сложно. Сфокусируемся на онлайн-формате и на аналитике - проведём дополнительные переговоры и сессии с участниками рынка, чтобы понять, какие они видят возможности, преимущества, в чём их запрос сейчас. Что касается возвращения к работе в привычном офлайн-режиме, думаю, тут надо подождать, посмотреть, какие ещё сюрпризы преподнесёт нам вирус.

Нина Ромодановская:
Как, на ваш взгляд, киноиндустрия будет выбираться из кризиса, произошло ли распределение сил в связи с вирусом, и сможет ли Россия в конечном итоге оказаться лидером среди игроков?

Евгения Маркова: 
Пока слишком мало времени прошло. Кинопроизводство — история сама по себе довольно длинная, вряд ли коронавирус сможет на что-то повлиять.

Если смотреть в целом, то перераспределение сил на рынке наблюдается. Это в первую очередь связано с ростом глобальных VOD-платформ и изменением подхода к смотрению контента.

Но однозначно Россия может и должна занимать в этом сегменте более значимое место, нежели сейчас. Всегда вдохновляюсь примером Кореи, которая стала лидером и с точки зрения сериальных продаж, и взяла Оскара за полнометражное кино, и вообще довольно активно продвигается на зарубежных рынках.

В первую очередь надо подумать о том, как в стране организован процесс производства, какие у нас приоритеты, задачи, какой бренд мы формируем и какого восприятия  нашего кино за рубежом хотим добиться.

Для того, чтобы Россия вышла в лидеры, безусловно, должна быть государственная поддержка на самом высоком уровне. Сколько угодно можно говорить о развитии, но, к сожалению, кино и вообще производство аудиовизуального контента невозможно без дополнительного государственного финансирования. Что, опять же, мы видим на примере зарубежных игроков — Германии, Франции, той же Кореи, да и любой страны с заметной киноиндустрией.

Эта помощь должна предоставляться в разных форматах. Поддержка на международных рынках, субсидии на дубляж и адаптацию контента, рибейты. Сейчас это важный момент для развития отрасли. Конечно, необходима единая стратегия понимания того, что такое русское кино, как мы хотим выглядеть за рубежом, кто мы, каков наш продукт.

Сейчас этим активно вместе с отраслью занимается Министерство культуры, также поддержку оказывают Правительство Москвы, Московский и Российский экспортные центры.  Мы тоже работаем над своей частью в плане продвижения за рубеж. Но экспорт невозможен без синхронизации работы внутри. В первую очередь надо подумать о том, как в стране организован процесс производства, какие у нас приоритеты, задачи, какой бренд мы формируем и какого восприятия  нашего кино за рубежом хотим добиться.

Ещё один значимый аспект — кадры. Нас упрекают в том, что российские сценарии не безупречны, что, возможно, нашим актёрам стоит поработать над мастерством, важна также узнаваемость наших талантов. Первые два пункта относятся к программе обучения кадров, и это очень серьёзная задача.

Евгения Маркова

Нина Ромодановская:
За последние годы российское присутствие на кинорынках и международных фестивалях претерпело качественные изменения.  Что касается рынков, то еще совсем недавно отечественные кинематографисты  были лишь покупателями контента, а сейчас стремятся выступать как продавцы. Расскажите, каким будет в этом году российское присутствие на международных кинорынках и фестивалях, с учетом того, что многие из них ушли в онлайн? Какие российские проекты, в том числе и жанровые, вызывают у западного зрителя наибольший интерес?

Евгения Маркова:
Нам обязательно нужно присутствовать на международных онлайн-рынках и участвовать в кинофестивалях. Но однозначно понятно, что привлечь внимание к русским проектам во время любого международного онлайн-рынка не получится так, как это возможно на собственном мероприятии.

У нас много востребованных проектов на военную тему. Но, возможно, имеет смысл уделять больше внимания другим темам и тоже предлагать их зарубежному зрителю.

Что касается интереса к нашим проектам, то по-прежнему в топе остаётся анимация, как полнометражная, так и сериальная. У нас также много востребованных проектов на военную тему. И тут надо как раз задуматься о том, что мы хотим поведать миру о себе. Да, у нас богатая военная история, и это очень важно и значимо. Но, возможно, имеет смысл уделять больше внимания другим темам и тоже предлагать их зарубежному зрителю. Вызывает интерес sci-fi из России — такие фильмы как «Притяжение», «Вторжение», «Вратарь Галактики», «Спутник». Нужно работать с этим жанром, развивать его. По-прежнему интересны исторические драмы.  А в Латинской Америке, например, популярны хорроры.

Нина Ромодановская:
Хотелось бы коснуться темы отношения к России в мировом сообществе. Одной из задач Роскино является формирование положительного, достойного образа нашей страны в мире. Что сейчас делается в этом направлении?  

Евгения Маркова:
Это, конечно же, очень долгий путь. И касается он любого партнёрства. Будь то продакшен, копродукция и даже продажа контента. Это долгосрочные отношения и выстраиваются они не быстро. Необходимо изменить восприятие российской киноиндустрии как непонятной и непрозрачной. Для этого нужно создавать соответствующие инструменты. Национальный рынок — как раз один из них. Впервые за восемь лет мы сделали и запустили Industry guide. На мой взгляд, само его отсутствие уже вызывало вопросы: как может быть, что у России нет элементарного отраслевого справочника или каких-то банальных статистических данных? Это очевидные вещи, которые даже не надо обсуждать. То же самое с гидом по копродукции. Первый раз за долгое время мы сделали каталог российских продюсеров, заинтересованных в копродукции. Любой запрос должен находить конкретный ответ. Этим мы  намерены заниматься и дальше. Результаты мы уже видим в отзывах байеров, которые признаются, что не ожидали такого количества контента.

Нина Ромодановская:
Да, на моей памяти периодически такие отчеты начинали делать разные организации, но поскольку процесс слишком трудоемкий, через некоторое время все сходило на нет.

Евгения Маркова:
Industry guide должен выходить ежегодно. У Фонда кино есть исследования по российскому рынку. Такие же данные должны собираться  и о российских проектах за рубежом, об их успехах, или неуспехах, потому что это тоже результат.

Мне очень нравится отчёт, который делает UniFrance. Замечательный образец того, как можно давать отчёт по индустрии, не открывая коммерческую тайну конкретных компаний. Можно отслеживать результаты проката на иностранных территориях. Покажет ли это полную картину? Нет. Тем более, что российского кино выходит в международном прокате не так уж много. Но таким образом мы получим данные для анализа. В каких жанрах, каких возрастных категориях интересен русский продукт. Тогда будет понятно, куда и что предлагать. С каждой страной всё индивидуально, и должно быть чёткое понимание специфики. Во Франции это очень хорошо развито, потому что они давно работают. Нам подобную экспертизу ещё только предстоит наработать.

Считаю, что можно быть успешным только очень детально понимая, в чём достоинства и недостатки твоего проекта. Это действительно сложная, трудоёмкая, ресурсозатратная работа, но без неё нельзя двигаться дальше.

В плане телевизионных продаж такое тоже возможно. Посмотреть динамику российского контента за последние два-три года, рос ли интерес, в каких тайм-слотах ставили наши проекты, ставили ли напрямую или сделали формат по проекту, с каким результатом прошёл этот формат, на какую аудиторию, повторялся ли. Это всё тоже идентификаторы успешности нашего контента.

Считаю, что можно быть успешным только очень детально понимая, в чём достоинства и недостатки твоего проекта. Чем он не подходит конкретно для этого рынка. Почему в Корее он прошёл великолепно, а в Германии полностью провалился? Это действительно сложная, трудоёмкая, ресурсозатратная работа, но без неё нельзя двигаться дальше. Нужно думать о следующих шагах развития.

Мы уже запустили ретроспективное исследование, чтобы посмотреть, какое положение российский контент занимает за рубежом и как оно менялось за последние несколько лет. Но пока нам не хватает данных по телевизионным проектам, анализ которых требует серьезных вложений. Нам хочется сделать именно комплексное исследование, которое будет включать не только прокат, но и показ на телеканалах и VOD-платформах. Мы хотим со своей стороны проверить данные TheWit о том, что мы действительно вошли в ТОП-10 главных стран-экспортеров сценарных форматов. Думаю, что швейцарская компания  не ошибается, но интересно узнать, за счёт чего произошёл этот рост, какие продукты были более интересны на взгляд конечного потребителя. Надеюсь, что мы сможем провести полномасштабное исследование такого типа.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.ДзенInstagramТелеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Роскино

Другие статьи по теме Key Buyers Event

Реклама