6 июня 2012 13:38
Кинотавр 2012. Сергей Толстиков: «Сейчас перед нами стоит задача совершенствовать систему господдержки»
7 июня 2012 года в рамках 23-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" состоится круглый стол «Фонд кино в диалоге. Системный подход к формированию государственной поддержки в кино: структурирование и эффективное распределение средств», организованный Фондом кино при участии Интернет-портала «ПрофиСинема». Главный редактор Нина Ромодановская поговорила с исполнительным директором Фонда кино Сергеем Александровичем Толстиковым о проблемах, которые будут обсуждаться на круглом столе.
Нина Ромодановская:
Какой должна быть система господдержки?
Сергей Толстиков:
Система господдержки – составная часть реализации госполитики в области кинематографии, в которую, помимо господдержки, входит и образование, и международное продвижение картин, и ряд других элементов. В то же время господдержка – важнейшая составляющая системы госполитики. Поэтому она должна быть в первую очередь целевой. Во-вторых, четко артикулированной по направлениям реализации с прописанными механизмами и инструментами. И, конечно же, главный момент – управление этим процессом.
Нина Ромодановская:
В чем заключается основная проблема?
Сергей Толстиков:
Сейчас главная проблема состоит в том, что идет разнонаправленное движение, а единого вектора, координирующего весь процесс в полном объеме, пока нет. Частично он реализуется через инициативы киносообщества. Какие-то темы, например, пиратство в Интернете или единый электронный билет, активно обсуждаются и решаются. Но сказать, что есть системный и компетентный подход к решению отраслевых проблем, еще нельзя.
Нина Ромодановская:
В России это всегда было самым сложным – договориться. В каком направлении надо двигаться?
Сергей Толстиков:
На самом деле это не такой уж и сложный вопрос. У нас должна быть европейская система господдержки, которая в то же время учитывает российскую специфику. В чем состоит эта специфика? В том, что уже есть, например, сложившаяся система кинопоказа. Есть особенности в налоговом законодательстве. Мы не можем просто копировать французскую или немецкую систему, или еще какую-то. Европейскую модель необходимо трансформировать, исходя, прежде всего, из наших условий. Что подразумевается под понятием европейская модель? Прежде всего то, что мы находимся в состоянии конкуренции с Голливудом. На российском рынке 80% голливудской продукции. Это транснациональный продукт мирового качества, который создается для глобального проката и продается как в Китае, России, так и в Латинской Америке. И это главная проблема. Поэтому нам необходима именно европейская модель, прежде всего для развития российского культурного кода в сфере кино.
Нина Ромодановская:
На данный момент понятны основные принципы формирования системы господдержи?
Сергей Толстиков:
Да, принципы сформулированы. Есть совершенно четкие направления, по которым нужно реализовывать господдержку. Например, нельзя оказывать господдержку производству и не давать денег на прокат. Должен быть баланс. Нужна базовая обоснованная методология распределения средств, в соответствии с которой всегда четко понятно, сколько на каждое направление можно запросить. Например, на дебюты сколько нужно? Дебюты – это очень важно! Если у нас не будет дебютного кино, то не будет вообще никакого кинематографа. Ведь далеко не все продюсеры заинтересованы в том, чтобы делать дебютное кино. Большинство как раз стремится работать с уже зарекомендовавшими себя режиссерами.
Еще один момент – жанровая специфика производимых лент. Если говорить о целостности кинематографа, то нужно снимать, прежде всего, разножанровое кино. Потому что комедия может быть коммерчески успешной, а фильм со сложной социальной проблематикой никогда не окупиться.
Поэтому нужна методология бюджетирования, точно определяющая направления, по которым государственные средства должны распределяться.
Нина Ромодановская:
Но деньги выдаются, тем не менее, на конкретные проекты, и здесь есть ряд проблем.
Сергей Толстиков:
Да, в основе все равно лежит поддержка конкретного проекта. Центральной фигурой в кино является продюсер. Продюсер – инициатор проекта, который находит средства на его реализацию. Но когда мы оказываем поддержку, то все равно должны проводить экспертизу этого проекта. Взаимоотношения между экспертизой и продюсером – это самая проблемная точка, которую мы имеем.
Но можно ли обойтись без экспертизы? Нет, нельзя. У нас есть пример с лидерами, который во многом себя оправдал. Потому что эти компании несут всю полноту ответственности за производство. Но с экономической точки зрения, конкурентное преимущество у них есть, прежде всего, в одном сегменте. Как показывает практика, это среднее и крупнобюджетное (по нашим меркам, разумеется) жанровое кино.
Нина Ромодановская:
Многие продюсеры недовольны экспертными советами.
Сергей Толстиков:
Да, но при этом продюсеры, которые не довольны экспертизой, порой сами ничего не создают. Потому что успешных продюсеров у нас единицы, а недовольных много. Но, конечно, задача улучшить экспертизу понятна.
Нина Ромодановская:
Как будет формироваться методология бюджетирования? Кто будет этим заниматься?
Сергей Толстиков:
В любом случае нужно приглашать компетентных и авторитетных людей к обсуждению, для выработки профессиональных решений. И формулировать эти решения. Ничего другого не придумаешь. Орган госполитики в данном случае, безусловно, Министерство культуры. За эффективность расходования бюджетных средств отвечает тот, кто их распределяет. Если средства распределяет Фонд, то ответственность за расходование этих средств лежит на Фонде.
Нина Ромодановская:
Недавние парламентские слушания о принятии изменений в Федеральный Закон о кино могут стать началом конструктивного диалога?
Сергей Толстиков:
Дума – это орган законодательной власти. Нам очень важно иметь диалог с законодательной властью, потому что любые поправки в законы идут через Думу.
Нина Ромодановская:
Какой должна быть система господдержки?
Сергей Толстиков:
Система господдержки – составная часть реализации госполитики в области кинематографии, в которую, помимо господдержки, входит и образование, и международное продвижение картин, и ряд других элементов. В то же время господдержка – важнейшая составляющая системы госполитики. Поэтому она должна быть в первую очередь целевой. Во-вторых, четко артикулированной по направлениям реализации с прописанными механизмами и инструментами. И, конечно же, главный момент – управление этим процессом.
Нина Ромодановская:
В чем заключается основная проблема?
Сергей Толстиков:
Сейчас главная проблема состоит в том, что идет разнонаправленное движение, а единого вектора, координирующего весь процесс в полном объеме, пока нет. Частично он реализуется через инициативы киносообщества. Какие-то темы, например, пиратство в Интернете или единый электронный билет, активно обсуждаются и решаются. Но сказать, что есть системный и компетентный подход к решению отраслевых проблем, еще нельзя.
Нина Ромодановская:
В России это всегда было самым сложным – договориться. В каком направлении надо двигаться?
Сергей Толстиков:
На самом деле это не такой уж и сложный вопрос. У нас должна быть европейская система господдержки, которая в то же время учитывает российскую специфику. В чем состоит эта специфика? В том, что уже есть, например, сложившаяся система кинопоказа. Есть особенности в налоговом законодательстве. Мы не можем просто копировать французскую или немецкую систему, или еще какую-то. Европейскую модель необходимо трансформировать, исходя, прежде всего, из наших условий. Что подразумевается под понятием европейская модель? Прежде всего то, что мы находимся в состоянии конкуренции с Голливудом. На российском рынке 80% голливудской продукции. Это транснациональный продукт мирового качества, который создается для глобального проката и продается как в Китае, России, так и в Латинской Америке. И это главная проблема. Поэтому нам необходима именно европейская модель, прежде всего для развития российского культурного кода в сфере кино.
Нина Ромодановская:
На данный момент понятны основные принципы формирования системы господдержи?
Сергей Толстиков:
Да, принципы сформулированы. Есть совершенно четкие направления, по которым нужно реализовывать господдержку. Например, нельзя оказывать господдержку производству и не давать денег на прокат. Должен быть баланс. Нужна базовая обоснованная методология распределения средств, в соответствии с которой всегда четко понятно, сколько на каждое направление можно запросить. Например, на дебюты сколько нужно? Дебюты – это очень важно! Если у нас не будет дебютного кино, то не будет вообще никакого кинематографа. Ведь далеко не все продюсеры заинтересованы в том, чтобы делать дебютное кино. Большинство как раз стремится работать с уже зарекомендовавшими себя режиссерами.
Еще один момент – жанровая специфика производимых лент. Если говорить о целостности кинематографа, то нужно снимать, прежде всего, разножанровое кино. Потому что комедия может быть коммерчески успешной, а фильм со сложной социальной проблематикой никогда не окупиться.
Поэтому нужна методология бюджетирования, точно определяющая направления, по которым государственные средства должны распределяться.
Нина Ромодановская:
Но деньги выдаются, тем не менее, на конкретные проекты, и здесь есть ряд проблем.
Сергей Толстиков:
Да, в основе все равно лежит поддержка конкретного проекта. Центральной фигурой в кино является продюсер. Продюсер – инициатор проекта, который находит средства на его реализацию. Но когда мы оказываем поддержку, то все равно должны проводить экспертизу этого проекта. Взаимоотношения между экспертизой и продюсером – это самая проблемная точка, которую мы имеем.
Но можно ли обойтись без экспертизы? Нет, нельзя. У нас есть пример с лидерами, который во многом себя оправдал. Потому что эти компании несут всю полноту ответственности за производство. Но с экономической точки зрения, конкурентное преимущество у них есть, прежде всего, в одном сегменте. Как показывает практика, это среднее и крупнобюджетное (по нашим меркам, разумеется) жанровое кино.
Нина Ромодановская:
Многие продюсеры недовольны экспертными советами.
Сергей Толстиков:
Да, но при этом продюсеры, которые не довольны экспертизой, порой сами ничего не создают. Потому что успешных продюсеров у нас единицы, а недовольных много. Но, конечно, задача улучшить экспертизу понятна.
Нина Ромодановская:
Как будет формироваться методология бюджетирования? Кто будет этим заниматься?
Сергей Толстиков:
В любом случае нужно приглашать компетентных и авторитетных людей к обсуждению, для выработки профессиональных решений. И формулировать эти решения. Ничего другого не придумаешь. Орган госполитики в данном случае, безусловно, Министерство культуры. За эффективность расходования бюджетных средств отвечает тот, кто их распределяет. Если средства распределяет Фонд, то ответственность за расходование этих средств лежит на Фонде.
Нина Ромодановская:
Недавние парламентские слушания о принятии изменений в Федеральный Закон о кино могут стать началом конструктивного диалога?
Сергей Толстиков:
Дума – это орган законодательной власти. Нам очень важно иметь диалог с законодательной властью, потому что любые поправки в законы идут через Думу.
Другие статьи по теме Кинобизнес
03.05.2024
«Министерство неджентльменских дел» за неделю проката в СНГ собрало 40 млн рублей
03.05.2024
Источники финансирования и бюджеты фильмов в Европе в 2021 году
03.05.2024
Sony и Apollo хотят купить Paramount за $26 млрд
03.05.2024
Европа требует поддержки от американских стриминговых платформ
02.05.2024
Джордж Миллер работает над сценарием следующего «Безумного Макса»
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Другие статьи по теме Фонд кино
13.04.2024
Питчинг в Фонде кино: сказки на новый лад и (не)много истории
10.04.2024
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
05.04.2024
Объявлены даты проведения третьего открытого российского кинофестиваля Зимний
03.04.2024
Фонд кино назвал участников третьей волны программы Автор и объявил новый прием заявок
28.03.2024
Фонд кино объявил прием заявок на поддержку в прокате во 2 и 3 кварталах 2024 года
Реклама