Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 мая 2024 14:33

Завершена работа над видеокнигой «Преступление и наказание»

Завершена работа над видеокнигой «Преступление и наказание»

В начале мая анимационная студия Саров завершила производство видеокниги «Преступление и наказание» по 320-страничному графическому роману-адаптации произведения Федора Достоевского. Режиссер и продюсер картины – Вадим Сотсков. Авторы графического романа – Александр Полторак и Дмитрий Чухрай. Главную роль – рассказчика истории – озвучил известный поэт и YouTube-блогер Дмитрий Кравченко

«Я озвучил множество аудиокниг, но это не сравнится с необыкновенным опытом, что я получил при озвучивании видеокниги "Преступление и наказание". Я давно хотел связать жизнь с искусством, и очень рад, что теперь мне удалось хоть и отчасти соприкоснуться с ним. Самое сложное – это не сам процесс озвучивания, а ответственность, которую на меня возложили. Очень хочется, чтобы для зрителей, которые будут смотреть видеокнигу, голос автора – Федора Михайловича – в моем исполнении звучал гармонично. Специально тональность мне не подбирали. Главная идея в том, чтобы голос автора звучал максимально отстраненно от персонажей. Здесь требуется минимум актерской игры и максимум сдержанности и серьезности», – сказал Дмитрий Кравченко.


В процессе работы над проектом, как отмечает режиссер и продюсер Вадим Сотсков, какие-то эпизоды и диалоги из оригинального произведения Достоевского, которые не вошли в графический роман, были возвращены, а некоторые сцены, без которых можно было обойтись, наоборот, удалены. Все для того, чтобы сделать великое произведение Достоевского максимально понятным для зрителя. Именно поэтому создатели не смогли уложиться в хронометраж, который планировали – 1,5 часа. 

«Всегда интересно делать что-то новое, и для меня этот проект стал своего рода вызовом. Изначально казалось, что будет просто, так как проект основан на графическом романе, и визуальная составляющая уже есть, но оказалось все намного сложнее. Фактически работа велась как над большим полнометражным фильмом. Нужно было понять и представить героев, написать сценарий, смонтировать. Одна из главных задач – актерам голосом необходимо идеально передать характеры персонажей книги Достоевского, чтобы история по-настоящему заиграла. Из книги тяжело что-либо выкинуть, чтобы не потерялся смысл. Поэтому мы оставляли много текста первоисточника, но работали над сокращением внутри самого текста и диалогов. Убирали много отступлений, но при этом без потери смысла и содержания, – рассказывает о работе над проектом Вадим Сотсков. – При первом прочтении еще в юности роман Достоевского мне показался мрачным произведением, но сейчас я отчетливо вижу светлую и жизнеутверждающую суть этой книги, которая отражена в финале, своего рода Воскресении Лазаря. Наказание и воскресение человека».


Видеокнига – новый формат для России и очень перспективный жанр. Создатели отмечают, что именно он поможет найти подход к современной молодежи, у которых другой способ восприятия информации. 

«По сути наша видеокнига – это первая ласточка целого направления в медиаиндустрии. Есть книга, есть аудиокнига, есть графическая адаптация и есть видеокнига. Видеокнига – это и не анимация и не статика, а новый отдельный жанр. Я разговаривал со многими нашими аниматорами, но однозначное понимание видения этого жанра есть у Вадима Сотскова, и в нем я нашел единомышленника, который тоже поверил в эту идею. Очень важен баланс, чтобы сохранить жанр ожившего графического романа, его особое восприятие – с одной стороны, а с другой не оставить картинку слишком статичной, – отмечает Александр Полторак. – Я считаю, что мы стоим у истоков формирования новой формы адаптации литературы. Уверен, что видеокнига со временем получит очень широкое распространение и станет отдельным востребованным и распространенным жанром. Как известно, выход любой адаптации – фильма, сериала, анимационного фильма или спектакля вызывает рост продаж книги оригинала. Безусловно, видеокнига, основанная на классической литературе, будет способствовать популяризации первоисточника. Это важный, удобный формат для современной молодежи. Посмотрев видеокнигу, гораздо легче прочесть оригинальный роман, обратив внимание на важные детали. Очень многие люди нуждаются в визуализации информации».


В графическом романе, как и в видеокниге, каждый образ – это всегда сочетание созданного автором образа и того, как его увидел художник. В работе художники, где это возможно, изучали портреты прототипов персонажей оригинального романа, архитектуру, костюмы, интерьеры описываемой исторической эпохи – именно в графике здесь максимально достоверно воплощается время и эпоха Достоевского. 

Озвучивание видеокниги прошло на студии звукозаписи Пифагор. Провел кастинг актеров, которые воплотили известных персонажей романа Достоевского, и работал с каждым из них на озвучивании актер театра, кино и дубляжа Никита Семенов-Прозоровский. Сам он подарил голос одному из центральных персонажей романа – Аркадию Ивановичу Свидригайлову. 

«Это совершенно новый для меня вид творчества. Не аудиокнига, не радиотеатр, не мультипликация – и в то же время нечто производное от них. Сверхзадача проекта – привлечь потенциального читателя, показать ему роскошь текста Федора Михайловича, живость и разнообразие характеров; стать мостиком от пассивного потребителя к активному соучастнику. Огромная благодарность всем артистам, согласившимся поработать в эксперименте, блестяще справившихся с новой задачей и показавших, что у Достоевского за каждым представленным даже одной репликой персонажем стоит неведомая нам судьба», – отмечает Семенов-Прозоровский.


Работа в режиссерской кипела на протяжении нескольких недель – особенно важны тонкости звучания в голосе каждого героя для того, чтобы максимально точно передать каждую эмоцию, отраженную и на страницах графического романа. Эти нюансы необходимы, поэтому отдельные фразы требуют больше двух-трех дублей.

Эпилог – самый длинный текст в видеокниге. Он очень логичный, проницательный и тяжелый, но одновременно наполнен светом, любовью и надеждой.

«Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать. Может быть, потому что преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание еще более обвинить себя. Восемь лет каторги. […] но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен», – звучит в режиссерской студии звукозаписи. Авторы взяли из эпилога только самое главное, чтобы рассказать об этом зрителям.

Композитор проекта Иван Урюпин отмечает, что глубина разработки и сложность характеров персонажей книги Достоевского буквально провоцировали на написание разного рода полифонической музыкальной ткани, а многочисленные моменты детективного, напряженного действия направляли гармонию и аранжировку в сторону языка великих питерских композиторов ХХ века.


«Всеми романами Достоевского я зачитывался в свое время, поэтому музыка писалась легко и с удовольствием. И как-то так совпало с моим графиком, что во время создания музыки к видеокниге у меня была рабочая поездка в Петербург. Это тоже во многом способствовало вдохновению и впитыванию атмосферы места действия романа. Несомненно, визуальное решение внесло свои корректировки в стилистику музыки и во многом помогло с поиском общего звучания, избрания ресурсов выразительности. Хорошо продуманный в монтаже контраст сцен дал возможность для жанрового и эмоционального разнообразия музыки», – рассказывает композитор.

Видеокнига «Преступление и наказание» выйдет одновременно с графическим романом.  

«Этот проект в нашей компании GRANOVEL задумывался как единый мультимедийный продукт, состоящий из графического романа и видеокниги, далее планируем проводить еще и мультимедийные выставки. Нам кажется, что сейчас самое время возродить интерес молодежи к произведениям великих русских писателей, которые являются истинным культурным достоянием нашей страны. Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь и другие наши классики. Будем показывать проект максимально широко – на разных площадках. Ценность видеокниги в том, что просматривать ее можно в удобное время, на любых носителях и в любом месте, где есть Интернет, что делает классическую литературу доступной для самой широкой аудитории. Видеокнига, с одной стороны, поможет вспомнить и оживить в памяти уже прочитанную книгу, т.е. будет интересна для взрослых, с другой стороны, актуальна для школьников при подготовке к экзаменам и тестам. Очень важно отметить уровень и качество рисунков графического романа и, соответственно, базы для создания видеокниги. Это не компьютерная заливка, а живые рисунки двух художников, выполненных акварелью и тушью, что рождает неповторимую атмосферу романа», – отмечает руководитель проекта Надежда Михайлова.

Реклама