Сандэнс 2023: Попытки бегства
В Парк-Сити подходит к концу фестиваль независимого кино Сандэнс / Sundance. Состав участников его на этот раз шире, чем в предыдущие коронавирусные годы, когда просмотры проходили онлайн. Но в итоге и программа оказалась слабее обычного, и рынок рекорды не бьет. И все же интересное и даже выдающееся кино встречается, часто оно связано с темой побега.
Из тюрьмы
Джем Старлинг, совсем еще юная девушка, вчерашний подросток, светловолосая, с веснушками, молится в одиночестве, потом с семьей и с другими прихожанами в церкви, занимается со сверстницами в кружке танца в родной деревне в Кентукки. Но танцы без всяких вольностей, благообразные, и непременно под более или менее религиозные напевы. Девушка живет в христианской общине в любящей ее семье, в окружении радушных соседей. Но она растет, у нее появляются желания. Джем обижают замечания соседской матроны насчет того, что у нее сквозь платье просвечивает лифчик, после чего мама заставляет ее натянуть сверху еще и кофту. И немного раздражает, что нельзя для танцев использовать чуть более вольную музыку, ибо старшим не понравится. И что допустимо принимать ухаживания только того мальчика, на кого укажет мама, а там и до свадьбы недалеко. А еще она заметит, что недавно вернувшийся из путешествия сын пастора симпатичный и посматривает на нее, хотя он много старше и у него есть жена. И еще увидит однажды, что папа плачет и вообще несчастен.
«Девица Старлинг» / «The Starling Girl» в конкурсе Американского игрового кино — полнометражный дебют Лауры Пармет, кино с великолепным актерским составом. В главной роли Элайза Сканлен, дебютировавшая в «Острых предметах» HBO (после чего The Hollywood Reporter включил ее в десятку восходящих звезд), снималась у Греты Гервиг в «Маленьких женщинах», сыграла юную Элеонору Рузвельт в «Первой леди», уже имеет Австралийскую национальную кинопремию и делает успешную карьеру на Бродвее. Взрослого любовника Джем сыграл Льюис Пуллман (только что появившийся в «Топ Ган: Мэверик» вместе с Томом Крузом), отца Джем - Джимми Симпсон (номинант на «Эмми» и BAFTA за «Мир Дикого Запада» и «Черное зеркало»), мать — Ренн Шмидт («Ради всего человечества», «Нет»). Драма без особой оригинальной художественной формы, просто необычайно затягивающая. Которую сначала смотришь как традиционный печальный фильм о совращении девочки взрослым мужчиной (особенно когда он пытается помочь ей проколоть уши — совсем неприличный в своей прозрачности образ). А потом как историю о том, сколь многие могут быть запертыми в религиозной почти сектантской тюрьме, и совсем не всегда это связано с их полом. Любовник героини наверняка был когда-то так же почти насильно связан узами брака с той, кого выбрали родители. И отец, который в прошлом был музыкантом, но благочестивой жене не понравилось, а он так ее любил, что согласился с ее пожеланиями. Юной Старлинг тут надо не столько защитить первое сильное чувство, сколько найти собственный путь. И видимо, лучше бы подальше от дома.
От реальности
Великобритания, две сестрички из приличной пакистанской семьи Хан очень любят друг друга и поддерживают друг друга в их мечтах. Старшая Лена хочет стать художницей, младшая Риа — каскадершей. Лена в творческом кризисе и периодически уничтожает свои картины. Риа тоже переживает не лучшие времена — отношения с одноклассницами не клеятся, а кумир, самая знаменитая каскадерша мира, не отвечает на ее письма. Однажды семью приглашают в еще более приличный дом, по случаю возвращения сына хозяйки, богатого и умного ученого-врача или что-то в этом роде. Лена с сыном хозяйки приглянулись друг другу. И на следующий день девушка начинает меняться, переодевается из привычного комфортного полуспортивного в женственные кофточки, отказывается от мечты и соглашается выйти за избранника. Риа понимает: что-то тут не так. Но она даже не представляет, насколько все не так, какое там волшебство пополам с наукой, что именно задумали зловредный врач со своей ужасной мамашей. Тут помогут только любовь к сестренке, каскадерские трюки и подруги, даже те, которые, казалось, в школе над ней издевались.
«Приличное общество» / «Polite Society», показанное в программе Полночь - первый полный метр Ниды Манзур, создательницы культового ситкома для Channel 4 и Peacock «Мы — Lady Parts», работавшей над «Доктором Кто». В главных ролях - Риту Эрийа («Академия «Амбрелла») и Прийя Кансара («Бриджертоны»). И это такой жанровый мэшап, который не просто не имеет отношения к реальности, но со всех ног бежит от нее. Фильм-праздник, в котором таинственные научные эксперименты, волшебство, восточные танцы с песнями, драки, трюки, girl power, переодевания в усатых мужчин в цепочках, история взросления и спасения мира, любовь и коварный обман, американская мечта и немножко «Матрицы». Все это набито в сто минут так плотно и без пауз, что невозможно хотя бы немного не влюбиться в это однозначное и очень духоподъемное кино о том, что все будет хорошо.
Из утопии
«За пределами утопии» / «Beyond Utopia» (Конкурс американского документального кино) - один из самых сильных фильмов нынешнего Сандэнса. Посвященный слишком фантастической реальности, от которой мир просто отворачивается, потому что не очень понятно, что с ней делать. Уважаемая американская документалистка Мадлен Гэвин сняла фильм о том, как бегут из Северной Кореи, одиночки или целые семьи, растягивая побег на десятилетия. Бегут не куда, а откуда - из мира, который их учили считать раем.
Герои — Ли Хен-сео, писательница и активистка, бежавшая сама, сумевшая помочь бежать своей семье, автор книги «Девушка в семью именами». И семья из пятерых человек, включая двух детишек и бабушку под 80 лет, которые только-только преодолели долгий путь. И женщина, которая перебралась в Южную Корею десять лет назад. Причем, не с первой попытки. После первого раза ее поймали и посадили, а когда она вышла, то ее семью куда-то переселили, и она смогла заняться их поисками только после того, как попыталась прорваться через границу снова, на сей раз удачно. Сейчас она заранее покупает сыну одежду, толком не зная его размера, и ждет, когда он сможет к ней присоединиться.
А также пастор, который приехал в небольшой китайский городок в 80 км от границы с Северной Кореей с миссией, но узнал о проблеме бегущих из соседней страны, был совершенно потрясен и с тех пор почти два десятилетия живет тут, занимается помощью этим людям, посвятил им жизнь. В одной из правозащитных организаций он познакомился с будущей женой, женщина и сама была перебежчицей из КНДР, сегодня она с улыбкой рассказывает на камеру, что почти сразу выделила будущего мужа, ведь он был полноват, а у них в стране таких нет, кроме вождей, которых все обожают. У пастора, кстати, фамилия Ким.
Граница Северной Кореи с Южной заминирована. Еще есть крохотный кусочек границы с Россией, но в основном - с Китаем. Это полторы тысячи км вдоль реки Ялу. Через нее беглецы и стараются переправиться. А затем чаще всего делают гигантский крюк, долго едут по территории Китая, через Вьетнам и Лаос, наконец, по морю переправляются в Южную Корею. Как говорит пастор Ким, самое трудное — не побег из КНДР. Самое трудное - это чтобы после пересечения границы их не вернули назад. Все эти страны — Вьетнам, Лаос, а прежде всего Китай — депортируют бегущих обратно. Туда, где их ждут лагерь, пытки, возможно смерть. Публичные казни, расстрелы, избиения («любительские» съемки из самой КНДР) тоже в фильме есть. Правозащитники стараются помогать бегущим, тайно провозят их через свои страны, иногда приходится идти пешком через джунгли. Как пришлось той самой 80-летней бабушке. Уже после перехода всех границ авторы фильма спрашивают ее про жизнь в Северной Корее, и она начинает хвалить вождей, говорить о любви к ним. «Мама, все в порядке, ты уже не там, можно говорить правду», - говорит ей дочь. Но бабушка не может, еще долго не сможет, и нет уверенности, что сможет вообще. Слишком сильно прошито в ней то, что целому народу внушали десятилетиями.
Рынок без рекордов
Что касается покупок, то пока все без выдающихся достижений. К концу фестиваля лишь немногие из свободных 80 фильмов программ были проданы. Вот самое интересное, о чем известно на сегодняшний день.
Apple приобрела музыкальную мелодраму Джона Карни «Флора и сын» / «Flora and Son», историю о матери и учителе ее сына. В главных ролях Джозеф Гордон-Левитт и Ив Хьюсон, актриса и дочь Боно из U2, которой тут удалось продемонстрировать свои вокальные данные. Apple выиграла битву за фильм у Amazon, заплатив, по некоторым данным, более 20 млн долларов. Это ее крупнейшая сделка со времен «CODA: ребенок глухих родителей» (напомним, тот фильм, победивший на фестивале в 2021 году и купленный компанией за 25 млн, сделал ее первым стримером, получившим оскаровскую статуэтку). Это больше, чем 15 млн, которые она заплатила на прошлом Сандэнсе за меланхолическую драму «В ритме ча-ча-ча».
Также у Apple в копилке документальный фильм Дэвиса Гуггенхайма «До сих пор: Фильм о Майкле Дж. Фоксе» / «Still: A Michael J. Fox Movie» о звезде «Назад в будущее». У Amazon же - медитативный филиппинский мистический триллер «В шкуре моей матери» / «In My Mother`s Skin», единственный неамериканский участник программы «Полночь», купленный за несколько часов до начала фестиваля (кстати, его продюсер — постоянная соратница Лава Диаса Бьянка Бальбуэна). А также красочная драма «Кассандро» с Гаэлем Гарсиа Берналем и документальный фильм об одной из самых влиятельных подростковых писательниц мира «Джуди Блюм навсегда» / «Judy Blume Forever».