В Оренбурге прошел круглый стол «Кино: Онлайн или большой экран?»
17 сентября 2015 года в рамках восьмого международного кинофестиваля «ВОСТОК & ЗАПАД. КЛАССИКА и АВАНГАРД», проходящего в Оренбурге, прошёл традиционный Круглый стол. В этом году для обсуждения была выбрана тема - «Кино: Онлайн или большой экран?».
Как и положено, тема подразумевала разделение сторон и в связи с этим – горячие дебаты. Однако на практике получилось, что все собравшиеся понимают заданный вопрос приблизительно «на одной волне», а спорить и не соглашаться можно было лишь в деталях, а не по принципу. Иными словами, это была встреча единомышленников, искренне любящих кино, на каком бы носителе и с какого экрана оно бы ни показывалось.
Выступили представители федеральной и оренбургской прессы, члены киноклубов Оренбурга, студенты оренбургских ВУЗов, простые зрители, а также предполагаемые оппоненты - управляющие киноцентров и кинотеатров Оренбурга, режиссеры, продюсеры… Вели Круглый стол в паре президент кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» Татьяна Воронецкая (Москва) и руководитель киноклуба «ЛЮМЬЕРЪ - первые сто лет» Евгений Венглинский (Оренбург).
Студенты довольно активно включились в разговор, показали хорошее знание предложенного к обсуждению вопроса, но личное отношение к кинозалу и экрану гаджета у выступавших во многом совпало. Большинство студентов призналось, что гораздо чаще смотрят кино в Интернете – так удобнее, а время от времени всё-таки ходят и в кинотеатры, но по преимуществу на блокбастеры. Конечно, не всегда расписание дает возможность сходить на всё, что хотелось бы увидеть в кино.
Татьяна Воронецкая считает, что существует отличие между просмотром фильма в кинозале и на экране телевизора: «Скажем, черно-белый фильм Феллини как на большом экране, так и на маленьком в компьютере будет смотреться, казалось бы, одинаково, но воздействовать на зрителя он будет по-разному. Я думаю, что проблема, которую мы сегодня здесь обсуждаем, намного глубже и катастрофичнее, чем она может представиться на первый взгляд! Сейчас с экранов идет мощное воздействие на зрителя: спецэффекты, 3D, потрясающие трюки… В такие фильмы вкладывается по 150-200 миллионов долларов. Например, недавно сняли фильм «Безумный Макс» за $150 млн. Так это практически тот бюджет, который у нас в стране выдается Минкультом в год! На все фильмы! Никакой компьютер никогда не воспроизведет вам то максимальное воздействие, чем темнота кинозала. И в Голливуде, и у нас уже вовсю говорят о том, что скоро поход в кино будет катастрофически дорожать – как в Большой театр сходить! Далеко не каждый зритель сможет себе это позволить… Поэтому кино будет постепенно передвигаться в пространство Интернета и полностью там расположится. К нам на фестиваль приезжали в этот раз кинематографисты из Китая, и они как раз этой теме уделяют огромное внимание! Если кино – это индустрия и бизнес, то необходимо подобные вопросы решать максимально серьезно».
Также Татьяна Воронецкая уверена, что нужно прислушиваться к мнению меньшинства, которое хочет смотреть некоммерческое кино. Согласен с ней и Евгений Венглинский. Он убежден, что интеллектуальное кино надо демонстрировать для подготовленного и желающего в нем разобраться зрителя, чем и занимаются киноклубы: « По сути, мы имеем альтернативную площадку, которая не будет приносить коммерческого успеха, но принесет, если так можно выразиться, мозги молодежи, освободит их от рекламы, от копания в телефоне, от дурных компаний... Если впервые привести человека в маленькую компанию, где соблюдаются эстетические законы, то потом он будет сам туда приходить, чтобы высказаться! Потому что у нас есть правило: если посмотрел фильм у нас, ты должен поделиться своим впечатлением, объяснить свои чувства. Только тогда кино действительно оставило в тебе какой-то след. Я продолжаю пропагандировать именно такое отношение к кино. В человеке этот процесс открывает потаенные чувства, о которых он раньше даже не знал».