19 декабря 2011 11:06
Семнадцатый «Сталкер»: Политика постучалась в Домжур
Вот уж не думали, не гадали организаторы XVII Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», что проходить форум будет в весьма напряжённые дни... Начало «Сталкера» совпало с митингом оппозиции 10 декабря 2011 на Болотной площади (ваш покорный слуга был на этом митинге, но суть не в этом). «Снежная революция» коснулась даже Дома журналиста, одной из площадок «Сталкера» – именно там, в Мраморном зале, оргкомитет митинга оппозиции 24 декабря хотел провести свое первое заседание, но наткнулся на запертые двери. Заседание всё-таки состоялось в Домжуре, но помещение было не таким вместительным, как Мраморный зал. А пришло высказать свою точку зрения около 100 человек.
Ну, кто скажет, насколько силён голос «правозащитных» муз во время политических потрясений? Насколько соотносится то, что нам показывают на экранах телевизоров, c тем, что мы видим на фестивальном экране и с тем, чему мы сами являемся прямыми свидетелями? Как три правды соотнести с истиной, которая, всё ещё продолжаю надеяться, одна?
С актуальной политической ситуацией из увиденного мною на «Сталкере» соприкоснулся один-единственный фильм – «Ностальгия по оконному стеклу» Валерия Балаяна. По большому счёту, это не кино даже, а философско-публицистическое эссе с привлечением аудиовизуального материала. Трудно представить себе более скучного и невнятного художественного результата, когда в попытке осмыслить современные российские реалии привлекается старая, 20-летней давности радиопередача с участием Мераба Мамардашвили и всё сшивается фрагментами из документальных фильмов конца 80-х годов и современных видеорепортажей с выступлений радикальной оппозиции. Прошлое, настоящее и будущее России как будто намеренно, как будто назло автору, ускользает от какого-либо вменяемого анализа, а «вставить новое оконное стекло», то бишь оздоровить политический климат, никто не хочет. И не может.
«Сталкер» подтвердил и ещё одну печальную вещь: неигрового кино, не подвергшегося влиянию пресловутого телевизионного «формата», скажем больше, телевизионного мышления, у нас осталось всего-ничего. Зачем на КИНОфестивале смотреть рядовые, в общем-то, социологические очерки, сделанные в откровенно репортажном стиле и пусть даже украшенные клиповым монтажом? Тогда уж лучше ввести на «Сталкере» отдельный конкурс – «Телевизионный очерк/репортаж», и оценивать его отдельно.
Как бы там ни было, призы, что в игровом, что в неигровом конкурсах, получили картины известные, достойные не только безоговорочного признания, но и горячей полемики. «Охотник» Бакура Бакурадзе удостоен приза Посольства Королевства Нидерландов в Москве; «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева — приз представительства ООН в РФ; «Дом» Олега Погодина — приз имени Валерия Фрида; «А есть ли там театр?» Наны Джанелидзе, своеобразный творческий, да и просто человеческий портрет выдающегося актера Кахи Кавсадзе — приз за лучший документальный фильм; «Сибирь. Монамур» Славы Росса — приз за лучший игровой фильм.
Ну, кто скажет, насколько силён голос «правозащитных» муз во время политических потрясений? Насколько соотносится то, что нам показывают на экранах телевизоров, c тем, что мы видим на фестивальном экране и с тем, чему мы сами являемся прямыми свидетелями? Как три правды соотнести с истиной, которая, всё ещё продолжаю надеяться, одна?
С актуальной политической ситуацией из увиденного мною на «Сталкере» соприкоснулся один-единственный фильм – «Ностальгия по оконному стеклу» Валерия Балаяна. По большому счёту, это не кино даже, а философско-публицистическое эссе с привлечением аудиовизуального материала. Трудно представить себе более скучного и невнятного художественного результата, когда в попытке осмыслить современные российские реалии привлекается старая, 20-летней давности радиопередача с участием Мераба Мамардашвили и всё сшивается фрагментами из документальных фильмов конца 80-х годов и современных видеорепортажей с выступлений радикальной оппозиции. Прошлое, настоящее и будущее России как будто намеренно, как будто назло автору, ускользает от какого-либо вменяемого анализа, а «вставить новое оконное стекло», то бишь оздоровить политический климат, никто не хочет. И не может.
«Сталкер» подтвердил и ещё одну печальную вещь: неигрового кино, не подвергшегося влиянию пресловутого телевизионного «формата», скажем больше, телевизионного мышления, у нас осталось всего-ничего. Зачем на КИНОфестивале смотреть рядовые, в общем-то, социологические очерки, сделанные в откровенно репортажном стиле и пусть даже украшенные клиповым монтажом? Тогда уж лучше ввести на «Сталкере» отдельный конкурс – «Телевизионный очерк/репортаж», и оценивать его отдельно.
Как бы там ни было, призы, что в игровом, что в неигровом конкурсах, получили картины известные, достойные не только безоговорочного признания, но и горячей полемики. «Охотник» Бакура Бакурадзе удостоен приза Посольства Королевства Нидерландов в Москве; «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева — приз представительства ООН в РФ; «Дом» Олега Погодина — приз имени Валерия Фрида; «А есть ли там театр?» Наны Джанелидзе, своеобразный творческий, да и просто человеческий портрет выдающегося актера Кахи Кавсадзе — приз за лучший документальный фильм; «Сибирь. Монамур» Славы Росса — приз за лучший игровой фильм.
Другие статьи по теме Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер»
18.12.2023
XХIХ фестиваль фильмов о правах человека Сталкер раздал награды
07.12.2023
Кинофестиваль Сталкер подводит итоги киногода
16.12.2022
Награды фестиваля фильмов о правах человека Сталкер
08.12.2022
Кинофестиваль Сталкер пройдет в декабре в столице
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
Реклама