31 января 2013 09:53
Роман Борисевич: «Формулы фестивального успеха не существует»
Фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» включен в конкурсную программу 63 Берлинского кинофестиваля (7-17 февраля 2013). Фильмы кинокомпании «Коктебель» второй раз приглашают в основной конкурс Берлинале. В 2010 году была картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Мы расспросили продюсера, главу кинокомпании «Коктебель» Романа Борисевича о тонкостях продвижения кино на крупных международных фестивалях, новых проектах и отношении к смене руководства Фонда кино.
Вита Рамм:
Второй раз фильм кинокомпании «Коктебель» включен в конкурсную программу Берлинале. Поделитесь своим опытом правильного продвижения картины во время самого фестиваля.
Роман Борисевич:
Формулы фестивального успеха не существует. За более чем десятилетнюю продюсерскую работу я понял простую истину – все надо делать максимально хорошо. Мы постараемся представить фильм «Долгая счастливая жизнь» ещё лучше, чем «Как я провел этим летом». В тот раз все прошло очень хорошо, организованно и гладко, и потому надеюсь, что так будет и сейчас. Помимо активной работы на самом фестивале, т.е. участия в пресс-конференциях, интервью, фотосессиях, есть еще и не столь публичная, но очень важная фестивальная деятельность. Многие начинающие продюсеры делают ошибку, думая, что обзаведутся полезными знакомствами для продвижения и продаж картины во время фестиваля. Как показывает мой многолетний опыт, на фестиваль, особенно, на его кинорынок надо приезжать, уже имея своего международного агента по продажам и влиятельного международного PR агента. Это позволяет грамотно выстраивать фестивальный рабочий график и продуктивно там работать. У нас такие агенты есть. Как и фильм Попогребского, картину Хлебникова представляет немецкая компания Films Boutique. На своей родной территории они работают, учитывая все нюансы и особенности и страны, и Берлинале.
В этот раз у нас еще будет поддержка и со стороны России. Это компания «РОСКИНО».
У нас много качественной рекламной продукции, в том числе, англоязычный постер фестивального формата, специально сделанный для кинорынка трейлер. Для профессиональных СМИ, Screen и Variety, распространяющихся на фестивале, готовы рекламные модули.
Вита Рамм:
Печатная реклама в фестивальных изданиях платная?
Роман Борисевич:
Да, конечно. В этом нам тоже помогает агентство «РОСКИНО». Я уверен, что мы сможем фильм «Долгая счастливая жизнь» достойно представить не только публике, но и представителям киноиндустрии. У крупных международных кинофестивалей есть одна важная особенность – доверие к качеству конкурсной программы, наличие кинорынка привлекает дистрибьюторов и агентов со всего мира. А уж если и сам фильм – участник конкурсной программы, то интерес профессионалов только возрастает. На примере международной жизни ленты Алексея Попогребского это хорошо видно. Мы с ней получили положительный опыт.
Вита Рамм:
Когда Борис Хлебников пришел к Вам со своим замыслом, Вы не пытались его убедить в том, что и подмосковные пейзажи не менее красивы, а производство уж точно будет дешевле?
Роман Борисевич:
Дело в том, что я и сам убежден в том, что людям будет интереснее смотреть фильм, снятый там, куда они сами не поедут. Как с Алексеем по поводу экспедиции на Чукотку, так и с Борисом по поводу съемок в Мурманской области, мы долго не рассуждали. Первый раз о своем замысле Борис рассказал еще восемь-десять лет тому назад. Он тогда показал мне картину Фреда Циннемана «Ровно в полдень». И с тех пор они с Александром Родионовым работали над сценарием. Это не точный ремейк американского вестерна. Российский сюжет, если и вдохновлен голливудской картиной 1952 года, то все равно имеет самостоятельную историю. Очень непростую, где природные пейзажи – река, осенний лес, скалы – становятся контрастом происходящему на экране.
Вита Рамм:
Что не удивительно, ведь фильм снимал Павел Костомаров. За работу в фильме «Как я провел этим летом» в 2010 году на МКФ в Берлине он награжден «Серебряным медведем» за выдающийся вклад в искусство.
Роман Борисевич:
Те, кто смотрел фильм «Как я провел этим летом» и посмотрят «Долгую счастливую жизнь», обратят внимание, насколько отличается манера съемок у Павла Костомарова в двух картинах. Словно, разные люди снимали.
Вита Рамм:
Но один упрек уже звучит в адрес фильма. Киноведы недоумевают, почему так хорошо знающий историю советского кино Борис Хлебников назвал свой фильм «Долгая счастливая жизнь». Оно ведь повторяет название фильма Геннадия Шпаликова 1966 года.
Роман Борисевич:
Да, изначально фильм назывался «Конецдворье». Но, выбирая новое название, Борис ориентировался не на фильм Шпаликова, а на заглавную песню альбома «Гражданская оборона» Егора Летова. Песни этой группы помогали Борису настраиваться на съемки. Точно также «Гражданскую оборону» во время съемок «Как я провел этим летом» слушал и Алексей Попогребский. В одной из версий монтажа песня «Долгая счастливая жизнь» даже звучала на заключительных титрах, и мне этот вариант очень нравился, но Борис меня убедил убрать ее, сказав, что песня настолько сильная и потому своим прямым высказыванием перетягивает внимание на себя. Насчет повторения названий, то могу напомнить критикам о том, что в истории мирового и отечественного кино есть фильмы с одинаковыми названиями. И это не считается нарушением, например, авторских прав.
А если наше название фильма кого-то подстегнет поинтересоваться и творчеством Геннадия Шпаликова, то это только плюс нам. С нашей стороны, могу заверить, никакого небрежения к большому мастеру не было.
Вита Рамм:
На какой творческой стадии находится проект Алексея Попогребского?
Роман Борисевич:
Идет тщательный и серьёзный подготовительный период. Более подробно говорить еще рано, не хочу раскрывать козырей.
Вита Рамм:
Тогда поговорим об актуальных новостях. Что Вы думаете о смене руководства Фонда кино?
Роман Борисевич:
Я сожалею об уходе Сергея Александровича Толстикова, потому что он уже удачно интегрировался и хорошо разбирался в тонкостях кинопроцесса. И обладал очень важным качеством для руководителя – принимал решения и не боялся брать ответственность на себя. Три года, на мой взгляд, слишком малый срок, чтобы оценивать эффективность менеджмента, когда производство фильма занимает порой те же три года. Сделано-то было много хорошего. Но не хватило еще каких-нибудь двух-трех лет, чтобы можно было говорить о настоящем выходе из кризиса. Теперь же все вновь в ожидании и задают себе вопрос: сохранится ли преемственность, какие произойдут перемены. А ответы на вопросы, будем ли мы двигаться вперед или снова топтаться на месте, теперь зависят от политики нового руководства.
Вита Рамм:
Господин Толстиков обещал в данном переходном периоде быть в статусе советника нового руководителя Антона Малышева.
Роман Борисевич:
Это будет правильно. Любому человеку на новом месте необходимо время, чтобы войти в курс дела и осмотреться. И Сергей Александрович, как советник, со своим опытом и наработками будет полезен новому руководителю. Справедливости ради, надо заметить, что Антон Малышев в кино человек не новый, у него есть собственный продюсерский опыт. Мы, кстати, были с ним однокурсниками и вместе учились на экономическом факультете ВГИКа. С того времени у нас сохранились прекрасные отношения.
Вита Рамм:
Какими еще проектами, кроме Алексея Попогребского, планируете заниматься в 2013 году?
Роман Борисевич:
Идет подготовка, а летом начнутся съёмки полнометражного режиссерского дебюта Михаила Местецкого, многократного лауреата конкурса «Кинотавр. Короткий метр».
Вита Рамм:
Второй раз фильм кинокомпании «Коктебель» включен в конкурсную программу Берлинале. Поделитесь своим опытом правильного продвижения картины во время самого фестиваля.
Роман Борисевич:
Формулы фестивального успеха не существует. За более чем десятилетнюю продюсерскую работу я понял простую истину – все надо делать максимально хорошо. Мы постараемся представить фильм «Долгая счастливая жизнь» ещё лучше, чем «Как я провел этим летом». В тот раз все прошло очень хорошо, организованно и гладко, и потому надеюсь, что так будет и сейчас. Помимо активной работы на самом фестивале, т.е. участия в пресс-конференциях, интервью, фотосессиях, есть еще и не столь публичная, но очень важная фестивальная деятельность. Многие начинающие продюсеры делают ошибку, думая, что обзаведутся полезными знакомствами для продвижения и продаж картины во время фестиваля. Как показывает мой многолетний опыт, на фестиваль, особенно, на его кинорынок надо приезжать, уже имея своего международного агента по продажам и влиятельного международного PR агента. Это позволяет грамотно выстраивать фестивальный рабочий график и продуктивно там работать. У нас такие агенты есть. Как и фильм Попогребского, картину Хлебникова представляет немецкая компания Films Boutique. На своей родной территории они работают, учитывая все нюансы и особенности и страны, и Берлинале.
В этот раз у нас еще будет поддержка и со стороны России. Это компания «РОСКИНО».
У нас много качественной рекламной продукции, в том числе, англоязычный постер фестивального формата, специально сделанный для кинорынка трейлер. Для профессиональных СМИ, Screen и Variety, распространяющихся на фестивале, готовы рекламные модули.
Вита Рамм:
Печатная реклама в фестивальных изданиях платная?
Роман Борисевич:
Да, конечно. В этом нам тоже помогает агентство «РОСКИНО». Я уверен, что мы сможем фильм «Долгая счастливая жизнь» достойно представить не только публике, но и представителям киноиндустрии. У крупных международных кинофестивалей есть одна важная особенность – доверие к качеству конкурсной программы, наличие кинорынка привлекает дистрибьюторов и агентов со всего мира. А уж если и сам фильм – участник конкурсной программы, то интерес профессионалов только возрастает. На примере международной жизни ленты Алексея Попогребского это хорошо видно. Мы с ней получили положительный опыт.
Вита Рамм:
Когда Борис Хлебников пришел к Вам со своим замыслом, Вы не пытались его убедить в том, что и подмосковные пейзажи не менее красивы, а производство уж точно будет дешевле?
Роман Борисевич:
Дело в том, что я и сам убежден в том, что людям будет интереснее смотреть фильм, снятый там, куда они сами не поедут. Как с Алексеем по поводу экспедиции на Чукотку, так и с Борисом по поводу съемок в Мурманской области, мы долго не рассуждали. Первый раз о своем замысле Борис рассказал еще восемь-десять лет тому назад. Он тогда показал мне картину Фреда Циннемана «Ровно в полдень». И с тех пор они с Александром Родионовым работали над сценарием. Это не точный ремейк американского вестерна. Российский сюжет, если и вдохновлен голливудской картиной 1952 года, то все равно имеет самостоятельную историю. Очень непростую, где природные пейзажи – река, осенний лес, скалы – становятся контрастом происходящему на экране.
Вита Рамм:
Что не удивительно, ведь фильм снимал Павел Костомаров. За работу в фильме «Как я провел этим летом» в 2010 году на МКФ в Берлине он награжден «Серебряным медведем» за выдающийся вклад в искусство.
Роман Борисевич:
Те, кто смотрел фильм «Как я провел этим летом» и посмотрят «Долгую счастливую жизнь», обратят внимание, насколько отличается манера съемок у Павла Костомарова в двух картинах. Словно, разные люди снимали.
Вита Рамм:
Но один упрек уже звучит в адрес фильма. Киноведы недоумевают, почему так хорошо знающий историю советского кино Борис Хлебников назвал свой фильм «Долгая счастливая жизнь». Оно ведь повторяет название фильма Геннадия Шпаликова 1966 года.
Роман Борисевич:
Да, изначально фильм назывался «Конецдворье». Но, выбирая новое название, Борис ориентировался не на фильм Шпаликова, а на заглавную песню альбома «Гражданская оборона» Егора Летова. Песни этой группы помогали Борису настраиваться на съемки. Точно также «Гражданскую оборону» во время съемок «Как я провел этим летом» слушал и Алексей Попогребский. В одной из версий монтажа песня «Долгая счастливая жизнь» даже звучала на заключительных титрах, и мне этот вариант очень нравился, но Борис меня убедил убрать ее, сказав, что песня настолько сильная и потому своим прямым высказыванием перетягивает внимание на себя. Насчет повторения названий, то могу напомнить критикам о том, что в истории мирового и отечественного кино есть фильмы с одинаковыми названиями. И это не считается нарушением, например, авторских прав.
А если наше название фильма кого-то подстегнет поинтересоваться и творчеством Геннадия Шпаликова, то это только плюс нам. С нашей стороны, могу заверить, никакого небрежения к большому мастеру не было.
Вита Рамм:
На какой творческой стадии находится проект Алексея Попогребского?
Роман Борисевич:
Идет тщательный и серьёзный подготовительный период. Более подробно говорить еще рано, не хочу раскрывать козырей.
Вита Рамм:
Тогда поговорим об актуальных новостях. Что Вы думаете о смене руководства Фонда кино?
Роман Борисевич:
Я сожалею об уходе Сергея Александровича Толстикова, потому что он уже удачно интегрировался и хорошо разбирался в тонкостях кинопроцесса. И обладал очень важным качеством для руководителя – принимал решения и не боялся брать ответственность на себя. Три года, на мой взгляд, слишком малый срок, чтобы оценивать эффективность менеджмента, когда производство фильма занимает порой те же три года. Сделано-то было много хорошего. Но не хватило еще каких-нибудь двух-трех лет, чтобы можно было говорить о настоящем выходе из кризиса. Теперь же все вновь в ожидании и задают себе вопрос: сохранится ли преемственность, какие произойдут перемены. А ответы на вопросы, будем ли мы двигаться вперед или снова топтаться на месте, теперь зависят от политики нового руководства.
Вита Рамм:
Господин Толстиков обещал в данном переходном периоде быть в статусе советника нового руководителя Антона Малышева.
Роман Борисевич:
Это будет правильно. Любому человеку на новом месте необходимо время, чтобы войти в курс дела и осмотреться. И Сергей Александрович, как советник, со своим опытом и наработками будет полезен новому руководителю. Справедливости ради, надо заметить, что Антон Малышев в кино человек не новый, у него есть собственный продюсерский опыт. Мы, кстати, были с ним однокурсниками и вместе учились на экономическом факультете ВГИКа. С того времени у нас сохранились прекрасные отношения.
Вита Рамм:
Какими еще проектами, кроме Алексея Попогребского, планируете заниматься в 2013 году?
Роман Борисевич:
Идет подготовка, а летом начнутся съёмки полнометражного режиссерского дебюта Михаила Местецкого, многократного лауреата конкурса «Кинотавр. Короткий метр».
Все новости о фильмах
22.05.2019
Григорий Добрыгин: «Создание мира — это, наверное, самое трепетное и удивительное, что можно наблюдать в кино»
21.01.2019
Григорий Добрыгин: «На съемках важны все — начиная с водителей и ассистентов по актерам»
17.10.2013
«Долгая счастливая жизнь» и «Майор» в Мумбаи
10.04.2013
«Иллюзион» встретил «Долгую счастливую жизнь»
21.02.2013
Берлинале 2013: Фоторепортаж
13.02.2013
Берлинале 2013: Экватор пройден
12.02.2013
Екатерина Мцитуридзе: «Государство должно определиться в своих приоритетах»
11.02.2013
Вячеслав Тельнов: «Мы уже сегодня думаем о кинорынке Канн»
11.02.2013
Берлин 2013. Фильмы, рейтинги…
07.02.2013
Открывается 63 Берлинский фестиваль
Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль
02.07.2024
Берлинский кинофестиваль запустит конкурс дебютных фильмов
19.06.2024
Назначены новые руководители программ Берлинского кинофестиваля
01.04.2024
Победивший на Берлинале фильм «Нужды путешественника» выйдет в России
13.03.2024
Берлинский кинофестиваль отбивается от обвинений в антисемитизме
05.03.2024
Даты 75 Берлинского международного кинофестиваля
Реклама