Художник, режиссер, сценарист
Родился 10 октября 1954 года в театральной семье режиссера Анатолия Эфроса и критика Натальи Крымовой.
Ранний период биографии Дмитрия прошел за кулисами театра, в котором служил отец. Он исследовал декорации и наблюдал за профессиональными актерами. Первым спектаклем, который ему удалось посмотреть из зрительного зала, стала мхатовская постановка «Синей птицы».
Но продолжать путь отца Крымов не планировал — его увлекало рисование. Он даже раздумывал над тем, чтобы поступить в Суриковский институт. Родители поддержали наследника, и он начал посещать подготовительные курсы, но на последнем занятии педагог заявил, что юноше не хватит умений, чтобы стать студентом этого учебного заведения. Тогда мама предложила Дмитрию поступить в Школу-студию МХАТ, аргументируя это тем, что там нет экзамена по рисунку. Крымов не стал спорить и начал готовиться к собеседованию, заучивая фамилии знаменитых художников. В итоге его приняли на постановочный факультет.
Дипломным спектаклем, оформлением которого занимался Крымов, стал «Отелло», поставленный его отцом. В дальнейшем они неоднократно сотрудничали. После выпуска Дмитрия приняли в Театр на Малой Бронной, но в его послужном списке есть немало постановок ЦДТ, Театра имени Моссовета, Театра имени Н. В. Гоголя и МХТ имени А. П. Чехова. Крымов успел побывать в Латвии, Болгарии и Японии, где его художественные умения были высоко оценены. Но вскоре Дмитрию Анатольевичу стало скучно. Он решил покинуть театр (как ему казалось, насовсем) и заняться живописью и графикой. Дело спорилось в руках мастера: было проведено множество российских и зарубежных выставок. Картины Крымова ранее были представлены на суд зрителей в Русском музее, в галереях Англии, Германии и Франции, выставлялись в Третьяковке и Пушкинском музее. Среди знаменитых произведений художника — портрет папы римского Иоанна Павла II.
Человеком, который вернул Крымова в театр, стал Валерий Гаркалин. Однажды Дмитрий Анатольевич рассказал ему о том, как видит сцену встречи героя с призраком отца в «Гамлете». Друг предложил сделать постановку, где он сыграет главную роль. Поначалу Крымов воспринял это как шутку, но потом ему позвонил директор Театра имени К. С. Станиславского и пригласил поработать над спектаклем. На репетиции ушел почти год, но критики восприняли творение режиссера негативно. С годами Дмитрию Анатольевичу удалось отточить мастерство, а его стиль стал узнаваемым и любимым публикой. Появилась у знаменитости и своя муза — актриса Мария Смольникова, задействованная почти во всех его постановках.
2004-й ознаменовался тем, что Крымов получил статус руководителя собственной лаборатории в «Школе драматического искусства». Ей он прослужил следующие 14 лет, регулярно выпуская новые спектакли. В честь 50-летнего юбилея Дмитрия Анатольевича была создана постановка «Недосказки». С тех пор это стало традицией, и каждый день рождения режиссер радовал публику новым творением. В 2015-м подопечные Крымова взялись за создание проекта «Своими словами», в рамках которого стремились сделать произведения классиков доступными для детей. Серия состояла из четырех спектаклей по Александру Пушкину, Антону Чехову, Николаю Гоголю и Карлу Марксу. Новость об этом появилась на сайте лаборатории.
Следующий год запомнился театралам выходом спектакля «О-й. Поздняя любовь», который является авторской трактовкой произведения Александра Островского. Старания режиссера и ведущей актрисы были вознаграждены «Золотой маской». После этого Дмитрий Анатольевич взялся ставить другую пьесу Островского — «Безприданница», намеренно вернув букву «з» в название. Премьера постановки состоялась на сцене «Школы драматического искусства» и произвела фурор. Позднее Крымов решил уйти из театра, оставив руководство лабораторией, но не перестал творить. В 2018 году впервые на сцене Театра наций режиссер представил на суд зрителя далекую от школьного классического произведения комедию масок «Му-Му», где главная героиня — не жалеемая всеми утопленная собачонка, а девочка Маша.
В феврале 2022 года Дмитрий Анатольевич уехал из России в США, где приступил к постановке «Вишневый сад». В Нью-Йорке он открыл театральную лабораторию Krymov Lab NYC, а резиденцией нового проекта режиссера выступил экспериментальный театр La MaMa. Первой постановкой стал «Евгений Онегин». В труппу вошли американские актеры, которых режиссер нанял после кастинга. По его словам, исполнители согласились репетировать без какой-либо оплаты — просто из-за желания научиться чему-то новому.
