Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 мая 2023 16:48

Банальность зла: драму «Зона интересов» о Холокосте показали в Каннах

Банальность зла: драму «Зона интересов» о Холокосте показали в Каннах

19 мая в основном конкурсе 76 Каннского кинофестиваля прошла премьера драмы «Зона интересов» режиссера Джонатана Глейзера. Это картина, производством которой занималась компания A24 в копродукции с Польским институтом кино, – адаптация одноименного романа британского классика Мартина Эмиса об идиллической жизни реального коменданта Освенцима Рудольфа Хесса и его семьи рядом с лагерем.

Это четвертый полнометражный фильм Глейзера. Десять лет назад он экранизировал другой роман – «Побудь в моей шкуре» Мишеля Фейбера, тогда ленту показывали в конкурсе Венеции.

В 2014 году Мартин Эмис не случайно выбрал название для своей книги. «Зона интересов» («interessengebiet» по-немецки) – использовавшееся нацистами название для описания территории площадью 40 квадратных километров, непосредственно окружающей комплекс концентрационных лагерей на окраине Освенцима. Один из персонажей книги описывает «зону» как нечто подобное зеркалу, раскрывающее истинное лицо всякого в нее попадающего.

Глейзер следует за автором книги, снимая свой фильм: у него герои упорно отказываются видеть самих себя в этом «зеркале», ведь иначе можно сойти с ума.


«Я снимаю не так уж много фильмов. И когда за что-то берусь, то, как правило, очень, очень предан этому проекту, пока он не будет завершен. Я не верю в совпадения. После окончания работы над последним фильмом «Побудь в моей шкуре» у меня родилась идея сделать картину про Холокост. Полагаю, это было то, за что я всегда собирался взяться в какой-то момент своей жизни, но не задумывался об этом с точки зрения перспективы, пока не прочитал книгу. И ее текст будто бы буквально «заговорил со мной». Я сразу позвонил [продюсеру] Джеймсу Уилсону и посоветовал ему прочитать роман», – рассказывал Глейзер о начале работы над проектом.

Комендант лагеря Освенцим Рудольф Хесс (Кристиан Фридель) вместе со своей женой Хедвиг (Сандра Хюллер) и детьми живет в красиво обставленном доме (раннее принадлежавшем еврейской семье). Мы видим «эффективного менеджера», как нынче модно называть массовых убийц и всяких прочих вурдалаков, который работает, отдыхает с семьей на речке, обсуждает с инженерами новую модель лагерной печи, позволяющей «оптимизировать работу» по сжиганию евреев. Хедвиг обустраивает «семейное гнездышко», цветочные клумбы и оранжерею и наслаждается своим неофициальным титулом «королевы Освенцима». Строя свой быт прямо под стеной концентрационного лагеря, обнесенной колючей проволокой, хозяйка дома, чада и домочадцы безразличны к постоянным крикам заключенных, выстрелам, жару и дыму из труб. И более того, уверены в нормальности своих действий. Вот Хедвиг примеряет норковую шубу, в кармане которой находит помаду и немедленно начинает ею красить губы, или старший сын с чем-то увлеченно играет в постели - оказывается с человеческими зубами!


Глейзер – один из самых строгих формалистов современного кинематографа, он стремится максимально погрузить зрителей в солнечную обыденность жизни и всеобъемлющее отрицание процветающей семьи, которые живут посреди зла и являются его соучастниками.

Вместе с оператором Лукашем Жалем Глейзер придумал своеобразный технический способ съемки, создающий уникальный визуальный эффект отчуждения.

«Мы снимали одновременно на десять статичных камер в разных комнатах, не использовали подсветку и позволяли актерам беспрепятственно передвигаться по площадке, как бы становясь сторонними наблюдателями. Это очень странный способ съемки, но единственный, которым я хотел воспользоваться. Мне нужно было прочувствовать эту дистанцию: как далеко я хотел быть от персонажей и как далеко чтобы они были от меня. Это должна была быть своего рода критическая дистанция. И не потому, что боялся «прикоснуться» к героям, я, скорее, хотел взглянуть на них максимально отстраненно, как криминалист, если можно так сказать», – отмечает Глейзер.

Режиссер по-своему использует уникальные исторические материалы и создает нечто абсолютно новое в череде фильмов о Холокосте, здесь ужасы остаются будто бы эфемерными, но при этом чувство тревоги и трагедии не покидает зрителя ни на минуту. В том числе хорошо работает музыкальное оформление Мики Левая, который дополняет кадры мрачными аккордами.

Глейзеру точно удалось воспроизвести этот контраст между тем, как кто-то наливает чашку кофе у себя на кухне, и тем, как кого-то убивают по другую сторону стены. В фильме он показывает удивительное (и невообразимое, непонятное, неприятное) сосуществование этих двух крайностей, которое в очередной раз доказывает знаменитую фразу – банальность зла, они «просто делали свою работу».


Непредвзятый подход к рассказу истории заставит некоторых зрителей чувствовать себя некомфортно, но именно поэтому «Зона интересов» обязательно станет фильмом, который еще многие годы будут обсуждать не только кинокритики, но и, наверное, психологи.

Хотя в этом можно усмотреть и слабость картины. Предполагается, что зритель хорошо осведомлен об ужасах за стеной, и, наверное, рафинированная фестивальная публика, особенно журналисты, написавшие восторженные рецензии на фильм, знакомы с историей и могут дополнить картину в своем воображении. Но думать, что массовый зритель увидит на экране больше, чем «хороших немцев» более, чем самонадеянно, как показывает жизнь, история ничему никого не учит, и нужно четче артикулировать конфликт и контекст, иначе лента так и останется каннской жемчужиной и не более того. Кстати, к фильму «Побудь в моей шкуре» почти 10 лет были точно такие же претензии от зрителей.

* * *

Через день после премьеры фильма на Каннском фестивале пришла печальная новость - британский писатель Мартин Эмис, автор книги «Зона интересов», скончался в возрасте 73 лет от рака пищевода, в своем доме в Лейк-Уэрте, во Флориде, сообщает The New York Times.

Роман «Зона интересов» стал 14 по счету книгой Эмиса. Он также известен своей «Лондонской трилогией» романов, в которую входят «Деньги: Предсмертная записка» (1985), «Лондонские поля» (1990) и «Информация» (1995). Его роман «Ночной поезд» был экранизирован в 2018 году под названием «Из ниоткуда» с Патрицией Кларксон в роли детектива, расследующего убийство астрофизика.

Эмис был сыном известного автора «Счастливчика Джима» Кингсли Эмиса, в 2000 году он опубликовал мемуары под названием «Опыт», в которых исследуются бурные отношения с отцом.

Автор:
Нина Ромодановская

Другие новости по сюжету Канны 2023

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама