22 марта 2012 09:34
Александр Сокуров: «Я читатель, а не кинорежиссер»
20 марта 2012 года в Посольстве Италии в Москве в рамках III «Фестиваля итальянского кино: из Венеции в Москву» состоялось мероприятие, озаглавленное как «Кофе с Александром Сокуровым», на котором прославленный российский кинематографист рассказал о своем трепетном отношении к итальянской культуре, роли в своем творчестве такого вида искусства, как литература, а также непосредственно о «Фаусте» - своей последней киноработе, которая на минувшем кинофестивале в Венеции удостоилась главного приза.
Предваряло беседу речь посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди. Он сказал: «Сегодня мы встречаемся с художником, творящем в настоящем и, надеюсь, в будущем он создаст много великих произведений. Сегодняшнее событие будет удивительным, поскольку маэстро Сокуров – редкий пример неитальянца, который в Италии даже более знаменит, чем у себя на Родине. Он любим в Италии как итальянец и стал частью итальянской культурной панорамы».
Затем с кратким вступлением выступила Алёна Шумакова, до недавнего времени являвшаяся отборщиком картин из стран Восточной Европы для Венецианского фестиваля: «У меня гораздо больше возможностей общаться с мастером, чем у большинства из вас, поэтому из чувства справедливости я передаю микрофон Александру Николаевичу. Но перед этим с гордостью отмечу, что в дни проведения Фестиваля итальянского кино на одной из площадок будет показана вся тетралогия Сокурова. Это очень важно, потому что эти фильмы задумывались для большого экрана. Только так можно во всей полноте их мощь». Тетралогия Сокурова о течении истории и о людях: «Молох» (1999), «Телец» (2000), «Солнце» (2005) и «Фауст» (2011), - будет продемонстрирована с 20 по 23 марта в кино-клубе «Dome» (Берсеневский пер., 3/10, стр. 7).
Наконец, слово взял сам Александр Сокуров: «Я никогда не думал, что такое произойдет и я буду выступать в посольстве этой великой страны. Для меня это огромная честь. Я благодарен организаторам фестиваля за этот беспрецедентный шаг – показать всю тетралогию. Что касается «Фауста», то это не экранизация, а четвертая часть тетралогии, и именно так фильм нужно рассматривать. Что касается роли литературы в моем творчестве, то это очень сложный вопрос. Я бы ответил так: кем бы мы были, если бы не было культуры перевода, равно как и великих музеев? Мир открывается нам через культуру, в том числе через произведения деятелей искусства из других стран. Это позволяет достичь прикосновения к фундаментальным вещам. Общество, лишенное писательского десанта в будущее, обречено на умирание, потому что исчезнут вопросы, на которые нужно искать ответы.
При работе над «Фаустом» использование немецкого языка было для меня принципиальным моментом, потому что этот язык в условиях глобализации сохранил сложность, своеобразие и уникальность. В нем заключена колоссальная энергетическая сущность, которой почти не бывает в русской литературе. Гете поразил меня своим умением схватить всю суть характера, а не просто его частицы. Я считаю, что преступно из классического текста извлекать актуальность – необходимо воспринимать его в исходном виде.
Кино для меня – не главное занятие. Я читатель, а не кинорежиссер. Более того, я считаю, что работа писателя более кропотлива, чем работа кинорежиссера. Писатель более ответственен перед читателями, а режиссер может делегировать часть своих полномочий другим лицам. Мы должны доверять великим литераторам. Все начинается с листа бумаги и все им заканчивается, в любом виде искусства.
Мы можем изменить мир только нашими собственными усилиями. Работа, которую ежедневно делает каждый из нас, должна быть честной. Она должна быть хорошо сделанной. Тогда все будет хорошо, но это катастрофически сложная задача».
Вы можете полностью прослушать беседу с Александром Сокуровым, скачав аудиофайл записи мероприятия
Предваряло беседу речь посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди. Он сказал: «Сегодня мы встречаемся с художником, творящем в настоящем и, надеюсь, в будущем он создаст много великих произведений. Сегодняшнее событие будет удивительным, поскольку маэстро Сокуров – редкий пример неитальянца, который в Италии даже более знаменит, чем у себя на Родине. Он любим в Италии как итальянец и стал частью итальянской культурной панорамы».
Затем с кратким вступлением выступила Алёна Шумакова, до недавнего времени являвшаяся отборщиком картин из стран Восточной Европы для Венецианского фестиваля: «У меня гораздо больше возможностей общаться с мастером, чем у большинства из вас, поэтому из чувства справедливости я передаю микрофон Александру Николаевичу. Но перед этим с гордостью отмечу, что в дни проведения Фестиваля итальянского кино на одной из площадок будет показана вся тетралогия Сокурова. Это очень важно, потому что эти фильмы задумывались для большого экрана. Только так можно во всей полноте их мощь». Тетралогия Сокурова о течении истории и о людях: «Молох» (1999), «Телец» (2000), «Солнце» (2005) и «Фауст» (2011), - будет продемонстрирована с 20 по 23 марта в кино-клубе «Dome» (Берсеневский пер., 3/10, стр. 7).
Наконец, слово взял сам Александр Сокуров: «Я никогда не думал, что такое произойдет и я буду выступать в посольстве этой великой страны. Для меня это огромная честь. Я благодарен организаторам фестиваля за этот беспрецедентный шаг – показать всю тетралогию. Что касается «Фауста», то это не экранизация, а четвертая часть тетралогии, и именно так фильм нужно рассматривать. Что касается роли литературы в моем творчестве, то это очень сложный вопрос. Я бы ответил так: кем бы мы были, если бы не было культуры перевода, равно как и великих музеев? Мир открывается нам через культуру, в том числе через произведения деятелей искусства из других стран. Это позволяет достичь прикосновения к фундаментальным вещам. Общество, лишенное писательского десанта в будущее, обречено на умирание, потому что исчезнут вопросы, на которые нужно искать ответы.
При работе над «Фаустом» использование немецкого языка было для меня принципиальным моментом, потому что этот язык в условиях глобализации сохранил сложность, своеобразие и уникальность. В нем заключена колоссальная энергетическая сущность, которой почти не бывает в русской литературе. Гете поразил меня своим умением схватить всю суть характера, а не просто его частицы. Я считаю, что преступно из классического текста извлекать актуальность – необходимо воспринимать его в исходном виде.
Кино для меня – не главное занятие. Я читатель, а не кинорежиссер. Более того, я считаю, что работа писателя более кропотлива, чем работа кинорежиссера. Писатель более ответственен перед читателями, а режиссер может делегировать часть своих полномочий другим лицам. Мы должны доверять великим литераторам. Все начинается с листа бумаги и все им заканчивается, в любом виде искусства.
Мы можем изменить мир только нашими собственными усилиями. Работа, которую ежедневно делает каждый из нас, должна быть честной. Она должна быть хорошо сделанной. Тогда все будет хорошо, но это катастрофически сложная задача».
Вы можете полностью прослушать беседу с Александром Сокуровым, скачав аудиофайл записи мероприятия
Все новости о фильме
22.07.2021
Российские компании подвели итоги участия в каннском кинорынке
30.12.2020
ПрофиСинема подводит итоги десятилетия российской кинематографии
13.05.2019
Канны 2019: Российский павильон на Каннском кинофестивале и кинорынке
27.10.2016
«Спутник» покажет лучшее из лучшего
03.04.2013
26 Ника: Награды, лауреаты, речи…
19.02.2013
Премия "Элем": Лучшие фильмы. За 2011 год…
28.01.2012
«Фауст» Александра Сокурова: залог души под мрачный смех
27.12.2011
Золотой орел 2011: Номинанты
Другие статьи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica
19.09.2023
Netflix купил фильм Ричарда Линклейтера «Я не киллер» за $20 млн
10.09.2023
Венеция 2023: моменты закрытия
09.09.2023
Венеция 2023: Золотой лев «Бедным-несчастным»
09.09.2023
Венеция 2023: день десятый, гадание на призерах
09.09.2023
Венеция 2023: «Память» Мишеля Франко – не копайся в прошлом
Другие статьи по теме Режиссер Александр Сокуров
04.12.2023
На канале Собчак выложили новый фильм Сокурова «Сказка»
14.10.2023
Минкульт отказал в прокате фильму «Сказка» Александра Сокурова
13.10.2023
«Сказки» не будет: фильм Александра Сокурова снят с показа на Каро.Арт
22.09.2023
Создатели «Сказки» Сокурова подали документы на прокатное удостоверение
17.07.2023
Александр Сокуров: «Кино — это в первую очередь не искусство, а ремесло»
Реклама