Вручены первые призы 38-го Московского кинофестиваля
30 июня 2016 года состоялась церемония вручения неофициальных призов 38-го Московского международного кинофестиваля. Жюри российской кинокритики, организаций ФИПРЕССИ, NETPAC, Федерации кинокритиков России, представители еженедельника «Коммерсант Weekend» и интернет-портала «ПрофиСинема», вручающего приз зрительских симпатий, огласили победителей, среди которых не оказалось повторяющихся имен.
Награда ФИПРЕССИ досталась корейской ленте «Худшая из женщин» режиссёра Ким Чжон Квана. Представители жюри признались, что выбор был непростым, но окончательное решение стало не компромиссом, а справедливым решением. Председатель жюри Жан-Макс Межан отметил, что «Худшая из женщин» — «прекрасная меланхоличная картина, которую можно считать данью уважения фильмам Вуди Аллена».
Жюри Федерации киноклубов России вручило Гран-при, статуэтку авторской работы скульптора Владимира Суровцева, фильму иранского режиссёра Резы Миркарими «Дочь». Специального упоминания киноклубов была удостоена бразильская лента «Память забвения» режиссера Руя Герры, который лично получил приз на церемонии награждения.
По итогам рейтингового голосования регионов ФКК лидером стала российская картина «Монах и бес» Николая Досталя. По словам Галины Жданкиной, выбрать лучший фильм Российских программ фестиваля было непросто, но фаворитом жюри оказалась дебютная лента Александра Галибина «Золотая рыбка».
Статуэтка в виде слона от Жюри российской кинокритики досталась дебютантке в игровом кино, Пук Грастен, и её фильму, основанному на реальных событиях, «37». Специальным дипломом была награждена работа филиппинского режиссёра Ралстона Джовера, «Пелена».
«Ключ к сердцам зрителей», или Приз зрительских симпатий, который традиционно вручает интернет-портал «ПрофиСинема», получил сербско-хорватский фильм «Дневник машиниста», автора сценария и режиссера Милоша Радовича – черная комедия о жизни потомственного машиниста поезда. Грустная и одновременно смешная история тронула зрителей больше всего.
Нина Ромодановская, главный редактор «ПрофиСинема», вручая приз, отметила: «Московской публике нравится балканское кино, за последние восемь лет уже в третий раз режиссеры увозят в Сербию Приз зрительских симпатий. В прошлом году это был «Анклав» автора сценария и режиссера Горана Радовановича, а в 2011 году на 33 ММКФ сербская картина «Монтевидео — божественное видение» режиссера Драгана Белогрлича».
Жюри NETPAC, традиционно вручающее на ММКФ награду за лучший азиатский фильм, в этом году пришлось выбирать из десяти очень разных игровых лент и двух документальных. Специальным упоминанием отмечена картина «Великие свершения» Вахида Хакимзаде. Главный приз с формулировкой ««за вдохновляющую реализацию мечты» достался документальному фильму «Сонита» режиссёра Рохсаре Гаем Магами.
Фаворитом еженедельника «Коммерсант Weekend» стала картина «Голос вещей» режиссёра Ариэль Эскаланте, как «психологический и атмосферный фильм, который позволяет ощутить зрителям трансцендентную сторону жизни».
В этом году выступающие в один голос отмечали, что программа фестиваля была сильной и насыщенной, и, порой, выбор победителя был нелегким. Кинокритик и обозреватель «Коммерсанта» Андрей Плахов обратил внимание присутствующих, что имена призеров не повторяются, что становится интересной тенденцией. Представитель жюри российской кинокритики, Павел Шведов, также отметил эту особенность в распределении призов. По его мнению, она говорит о высоком уровне конкурсной программы: «Хочу поблагодарить организаторов ММКФ за интересную синефильскую программу, на которую не жаль было потратить время». Нина Ромодановская тоже считает, что у зрителей в этом году был нелегкий выбор: «В тройку лидеров голосования по Призу зрительских симпатий кроме «Дневника машиниста» вошли очень сильные и очень разные фильмы: иранская драма «Дочь» и российский «Монах и бес» Николая Досталя, чуть-чуть уступивший лидеру».