Индекс ПрофиСинема 2019: худший апрель за последние девять лет
Значение индекса апреля в дистрибьюции — 5,60 (прогноз на апрель — 6,33)
Значение индекса апреля в кинопоказе — 5,82 (прогноз на апрель — 7,04)
В комментариях к прогнозным оценкам на апрель респонденты выражали надежду, что месяц будет как минимум не хуже марта. Но по факту эксперты поставили оценки ниже, причем значительно. Апрель не оправдал ожиданий. Рубеж в один миллиард не преодолел ни один апрельский релиз. Фильма-драйвера кинопроката в апреле не было, ничего не выстрелило так, чтобы запомнилось, более того, ни один проект не собрал ожидаемый эстимейт. Вторая половина месяца получилась провальная, а последний уикенд апреля вообще побил все антирекорды.
Самый ожидаемый проект апреля - фантастический экшен «Мстители: Финал» от WDSSPR - сдвинут на понедельник 29 апреля. Дистрибьютор с этим согласился, а кинотеатры опять не были услышаны. Кинопоказчики в один голос говорят, что им не хватило «Мстителей» на их реальной дате, уикенд потерян, и месяц полностью провален соответственно!
Двигали «Мстителей», как известно, из-за триллера «Миллиард» от ЦПШ с Владимиром Машковым в главной роли. Фильм не оправдал ожиданий ни дистрибьютора, ни кинопоказчиков, ни зрителей. Только ленивый не пошутил, что «Миллиард» не собрал миллиард. Кинопоказчики остались не удовлетворены работой дистрибьютора. Несмотря на то, что картина две недели подряд оставалась на первой позиции в Топ-10 российского бокс-офиса, общие сборы весьма неудовлетворительные – без малого 300 млн рублей.
Также ниже ожиданий собрали: фэнтези «Шазам!» от Каро Премьер - 645.112.646 рублей, семейное фэнтези Тима Бертона «Дамбо» от WDSSPR - 529.226.419 рублей, фэнтезийный экшэн «Хеллбой» от Megogo Distribution - 241.201.504 рублей (правда, миллиарда от него никто и не ждал) и новая киноверсия культового романа Стивена Кинга, триллер «Кладбище домашних животных» от ЦПШ - 392.983.742 рублей.
Что касается российских релизов в апреле, то про провал «Миллиарда» написано выше. Остальные проекты также не порадовали кинопоказчиков. Семейная комедия «Домовой» от Каропроката собрала 104.964.189 рублей. А стартовавшее в конце месяца семейное анимационное «Большое Путешествие» от Каропроката заработало в первый уикенд в более чем 2000 кинотеатрах 27 млн рублей.
У апреля традиционно репутация самого провального месяца. В этом году худшие показатели за последние 9 лет. Виной тому и слабый репертуар в целом, и перенос дат релизов блокбастеров с целью поддержки российского кино, которое не работает, и слабая зрительская активность.
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,50
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в кинопоказе — 7,95
Прогнозы на май у наших респондентов очень оптимистичные, на 2 балла выше апрельских оценок. Эксперты ждут начала сезона блокбастеров, который по факту открыли «Мстители». По итогам 7 дней широкого проката блокбастер стал первым фильмом в истории российского кинопроката, преодолевшим планку в 2 миллиарда рублей. По предварительным данным общие сборы картины в России и СНГ за неделю проката составляют 2,3 млрд рублей (35,5 миллиона долларов США), а общее количество зрителей составило 8,029 миллионов человек.
В мировом прокате картина демонстрирует феноменальные успехи: за 11 дней мирового проката картина собрала 2,189 млрд долларов США, установив рекорд в мировом прокате. В настоящий момент по мировым сборам фильм «Мстители: Финал» занимает вторую строчку после картины «Аватар», которая в мировом прокате заработала 2,788 млрд долларов США.
Но есть и несколько «но». Во-первых, в первой половине месяца в российском прокате, по сути, остались только «Мстители» и несколько детских релизов. Для других сегментов аудитории в кинотеатрах нет ничего. Во-вторых, приходит хорошая погода, и не факт, что нефанаты «Мстителей» предпочтут кинозалы развлечениям на свежем воздухе.
Поэтому суперрезультатов от мая эксперты тоже не ждут.
Во второй половине месяца выходят несколько ожидаемых кинопоказчиками потенциальных блокбастеров.
В первую очередь фэнтези Гая Ричи «Аладдин» от WDSSPR. Елена Бродская, представляя фильм на Кинорынке, отметила, что, как, например, «Пираты Карибского моря», «Аладдин» рассчитан на самый широкий круг зрителей, и попросила представителей кинотеатров при работе с картиной обратить внимание не только на школьников, но и на более взрослую аудиторию.
Анимационный комедийный сиквел «Тайная жизнь домашних животных 2» от UPI. Первая часть франшизы собрала в России и СНГ более 2,1 млрд рублей. Как сказал генеральный директор UPI Вадим Иванов, «мы впервые выпускаем в прокат сиквел суперчемпиона».
И продолжение фантастического боевика «Годзилла 2: Король монстров» от Каро Премьер.
Есть еще несколько проектов, которые, по мнению наших респондентов, должны хорошо заработать в мае. Среди них фантастический фильм «Покемон. Детектив Пикачу» от Каро Премьер и экшен-триллер «Джон Уик 3» от ЦПШ.
Российских проектов в мае восемь. Все это тематические картины, выпускаемые под 9 мая или на праздник. Из заметного только военная драма Павла Лунгина «Братство», которую WDSSPR планирует расписать в 800 кинотеатрах.
Все остальное пройдет, как всегда, незамеченным, разве что акция Минкульта, отменившая показ «Мстителей» 9 мая, даст кинотеатрам возможность на 1 день вернуться в прошлое.
Впереди сложный месяц. Майские праздники тоже не то, чтобы полны релизами, кроме «Мстителей» фактически ничего большого нет. Поэтому май, по мнению наших экспертов, будет скромным.
Значение рейтинга апреля в кинопроизводстве — 5,39
Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 4,76
Продюсеры становятся более оптимистичными. Все пребывают в ожидании решений по питчингам Фонда кино и готовятся к подаче на конкурс в Минкульт.
Анимационная индустрия в самом конце мая ждет мероприятия, дающие возможность монетизировать контент: WCM и Мультимир.
Некоторые эксперты говорят о структурных изменениях в киноиндустрии, связанных с бюджетным финансированием. Это процесс не видный и не быстрый, но ощутимый, влияющий на все направления кинобизнеса, в том числе и на продюсеров, и на прокатчиков. Но первые результаты будут еще не в мае.
В своих комментариях продюсеры высказывают обеспокоенность в связи с деятельностью Минкульта – переносом дат релизов. Причем, если в одном случае, когда речь идет о «Мстителях», подвижка провалила в кинобизнесе апрель. То в другом – драму «Братство» Павла Лунгина или драму «По воле божьей» Франсуа Озона подвинули по политическим мотивам. А это очень плохой знак и оптимизма не добавляет вообще.
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,65
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,86
Сфера деятельности
|
Индекс
Марта |
Март
прогноз на 1-3 месяца |
Индекс
Апреля |
Апрель
прогноз на 1-3 месяца |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство
|
4,76
|
4,86
|
5,39
|
5,65
|
Дистрибьюция
|
6,29
|
6,33
|
5,60
|
7,50
|
Кинопоказ
|
6,87
|
7,04
|
5,82
|
7,95
|
Индекс ПрофиСинема
(предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
6,00
|
6,11
|
5,60
|
7,00
|
Индекс ПрофиСинема в апреле — 5,60
Индекс ПрофиСинема в марте — 6,00
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в апреле 2019 года ниже мартовского значения и составляет 5,60 (между «Уже не плохо, но еще не удовлетворительно» и «Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а продюсеры выше.
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца — 7,00
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца — 6,11
Прогнозное значение на май 2019 года у экспертов по всем направлениям выше текущего.
История наблюдений
Интересно, что значение Индекса ПрофиСинема в апреле 2018 года было равно текущему и составляло 5,63. Это худшее месячное значение за последние 8 лет, с 2011 года.
В апреле 2018 года не случилось ни одного проекта, преодолевшего планку в 1 млрд рублей. Самые высокие кассовые сборы апреля 2018 года показал вышедший 29 марта фантастический экшен Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» от Каро.
В отсутствие блокбастеров апрель был богат на разнообразные релизы среднего и ограниченного проката. Выходило множество хорроров, но только одному из них - «Тихому месту» (дистрибьютор ЦПШ) - удалось достичь высоких показателей.
Достойные результаты у российских релизов в апреле. Детективный триллер «Гоголь. Вий» от Каропроката сумел к концу третьей недели практически сравняться по сборам с первой частью кинотеатрального сериала «Гоголь. Начало».
Несмотря на некоторый скепсис у экспертов, спортивная драма «Тренер» от ЦПШ стартовала достаточно резво.
Дистрибьюторы не ожидали от апреля ни прорывов, ни провалов, и указывали на обилие разножанрового кино. Отсутствие по настоящему крупных релизов, перенос части блокбастерных проектов на май, отток посетителей из ТРЦ после кемеровской трагедии привели к снижению Индекса относительно прогнозов. Эксперты, описывая результаты апреля 2018 года, не скупились на негативные эпитеты и называли месяц пустым, скучным, слабым и даже провальным.
Кинопроизводство, уже частично получив финансовые вливания, начало готовиться к запускам.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2017 года было на полбалла выше текущего и составляло 6,17 балла. Главным и единственным кассовым фильмом месяца был боевик «Форсаж 8» от UPI. Хотя некоторые эксперты называли его спасителем апреля, выдающихся сборов, как, например, предыдущая часть в апреле 2015 года, он не показал. Результаты проката космической драмы «Время первых» от Базелевса нельзя сказать, что разочаровали наших респондентов. Скорее произошла констатация факта, лишний раз доказавшего – мало произвести хороший продукт, его еще надо соответствующим образом продвигать.
Не порадовал кинопоказчиков и комедийный сиквел «Кухня. Последняя битва» от ЦПШ. На первой неделе ему не просто не удалось подвинуть «Форсаж» с первого места, он даже не приблизился к его сборам.
Анимационный «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» от Нашего кино, как вызывал большие сомнения у наших респондентов, так и не впечатлил в прокате.
Кинопоказчики отмечали, что апрель 2017 года по зрителям и выручке был похож на февраль. Слабая посещаемость и, соответственно, падение выручки в первую очередь связаны со слабым репертуаром месяца. Российские проекты работали значительно ниже прогнозов, что лишний раз подтверждает непредсказуемость отечественного продукта.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2016 года было выше текущего и составляло 6,2 балла. С октября 2015 года по апрель 2016 года Индекс колебался около отметки «Удовлетворительно». И только в прогнозе на май, который должен был открыть сезон блокбастеров, дистрибьюторы и кинопоказчики стали более оптимистичны. Продюсеров текущая экономическая ситуация устраивала меньше всего. В апреле 2016 года господдержку распределили только среди лидеров.
Делая прогнозы на апрель, эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа называли в первую очередь приключенческую «Книгу джунглей» от WDSSPR. Знакомая с детства история маленького мальчика Маугли оправдала ожидания. Зрители оценили современные технологии фотореалистического изображения животных.
А вот второй перспективный проект месяца - фантастический боевик «Белоснежка и охотник 2» от UPI наоборот разочаровал и прокатчика, и кинотеатры. Респонденты в один голос говорили о провале проекта.
Третьим самым ожидаемым фильмом апреля была российская экшен-драма Николая Лебедева «Экипаж» от Компании «ТриТэ», телеканала «Россия» и ЦПШ. Продюсеры и прокатчик «Экипажа» были нацелены на 1,5 миллиарда рублей.
Экспериментальный фантастический экшен «Хардкор» от Базелевса показывал интересные результаты. Во-первых, на старте картина оказалась на втором месте, подвинув «Зверополис»! Во-вторых, после трех недель проката удерживала в десятке лидеров 6 позицию.
Кинопоказчики остались совершенно не удовлетворены результатами апреля. Некоторые проекты не просто не добрали, а провалились, не оправдав ожиданий кассовых сборов. Дистрибьюторы же наоборот посчитали что от апреля и не стоило ждать большего.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2015 года был значительно выше текущего и составляло 7,11 балла. Апрель 2015 года не только не подтвердил репутацию одного из худших месяцев в году, но и вообще оказался выдающимся с точки зрения бизнеса. Это лучший апрель за всю историю наблюдений Индекса ПрофиСинема (последние шесть лет).
Цифры прогноза на апрель у кинопоказчиков и дистрибьюторов были достаточно высокими. Эксперты надеялись, что апрель «не провалится». По факту дистрибьюторы остались очень довольны результатами месяца, а кинопоказчики несколько понизили значение относительно прогноза. И хотя наши респонденты отмечали, что в целом апрель вышел удачный, здоровый и крепкий, но, тем не менее, имелся отток зрителей из кинотеатров, между выходами блокбастеров были слабые фильмы, не приносившие дохода.
Высокие цифры прогноза у наших респондентов, в первую очередь, были связаны с двумя продолжениями блокбастерных франшиз апреля. Эксперты прогнозировали только на этих фильмах сборы в сумме около 2,5 млрд. Ожидания оправдались.
В первую очередь рынок впечатлен результатами «Форсажа 7». Столько рекордов, сколько поставил этот фильм, давно не было ни у кого.
Вторым блокбастером месяца стал фантастический экшен «Мстители: Эра Альтрона» от WDSSPR, который тоже сразу начал ставить рекорды.
Апрель 2015 года оказался более продуктивным для студийного кино.
Чего не скажешь о независимом контенте. Им кинопоказчики остались недовольны. Ни один не собрал больше $1 млн.
Что касается российских релизов, то в апреле 2015 самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была военная драма «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого от кинокомпании «Новые люди» и Фокса. Но профессиональное чутье не подвело наших респондентов, и сдержанно-оптимистичное отношение представителей кинопоказа к фильму на старте, к сожалению, оправдалось.
Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли от Нашего кино.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2014 года было выше текущего и составляло 5,82 балла. Эксперты в один голос говорили, что апрель 2014 года в очередной раз продемонстрировал, что от четвертого месяца по-прежнему нельзя ждать ничего хорошего. Кроме того, есть такое наблюдение, что апрель из года в год каким-то неясным (практически мистическим) образом хоронит релизы, имеющие серьёзный коммерческий потенциал. Некоторые респонденты предполагали, что сборы «Ноя» и «Первого мстителя» были бы существенно выше, случись их прокат, например, в марте или в августе. Среди причин такого неутешительного апрельского результата дистрибьюторы и кинопоказчики называли погоду (причем как хорошую, так и плохую – в Омске, например, из-за штормового предупреждения люди даже на улицу не выходили неделю), праздники (пасхальная неделя оказалась особенно провальной), малое количество блокбастерных релизов, а также политическую обстановку, которая сильно влияет на общее настроение аудитории, не желающей развлекаться. По большому счету, в апреле главные ожидания наших респондентов были связаны всего с двумя блокбастерами, которые вышли в начале и в конце месяца.
В первую очередь это «Первый мститель: Другая война», экранизация комикса Marvel от компании WDSSPR, который стартовал в начале апреля. «Первый мститель» показал результат ниже ожидаемого.
В конце месяца, 24 апреля вышел фантастический экшен «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR, ожидания от которого также не вполне оправдались.
Стоит отметить, что отчасти апрель спас мартовский блокбастерный релиз - «Ной», который в России собрал почти треть от сборов в Америке. «Ной» сработал на твёрдую «пятёрку», и, пожалуй, это единственный релиз, который никого не разочаровал.
Что касается российских фильмов, то самым главным российским разочарованием в апреле у кинопоказчиков стала приключенческая комедия «Скорый «Москва-Россия»» Игоря Волошина с Сергеем Светлаковым в главной роли от Нашего кино.
В целом апрель 2014 года оставил удручающее впечатление у дистрибьюторов и кинопоказчиков. Фильмы оказались слабее, чем ожидалось, и как итог – кассовые сборы составили 50% от возможного.
Значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2013 года было выше текущего значения и составляло 6,07 балла.
Основные ожидания респондентов в апреле 2013 были связаны с фильмом «Обливион» от UPI. И, по сути, он один и не разочаровал их. Все остальные проекты, которые назывались экспертами, как способные сделать кассу в апреле, работали на ожидаемо низком уровне. Что касается российских картин, то в широком прокате в апреле главные ожидания кинопоказчиков были связаны с фильмом Николая Лебедева «Легенда № 17», произведенным «Студией ТриТэ», прокатчик ЦПШ. На старте картина, вышедшая на 1400 экранах, уверенно обошла «Обливион». Общее количество человек, посмотревших фильм за 2 недели, составило около 2,3 млн.
В целом в апрель 2013 оказался слабым и по релизам, и по сборам. Ситуация ухудшилась по сравнению с мартом, как и предполагали эксперты. Продюсеры оценили апрель выше, чем март, а также выше, чем прогнозировали.
Значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2012 года выше текущего значения и составляло 6,37 балла. Оценивая апрель 2012 года, дистрибьюторы и кинопоказчики сошлись во мнении и выставили более низкие значения индекса, чем прогнозировали. Эксперты очень надеялись, что звание «самого провального месяца» в этом году будет не у апреля.
В апреле 2012, с самого начала месяца и далее каждую неделю стартовало несколько больших фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию. Но некоторые картины были откровенно провальными, несмотря на активное продвижение прокатчиками, некоторые были недооценены кинотеатрами, некоторые вообще непонятно зачем выходили в прокат.
Из российских релизов в апреле 2012 только «Шпион» по роману Бориса Акунина, вышедший широчайшим тиражом, вселял в экспертов надежды, которые не оправдались. Фильм не смог заинтересовать основную аудиторию, которая ходит в кино.
Продюсеры, понижающие значение индекса с декабря месяц от месяца, в апреле 2012 вновь дали оценки точно в соответствии с прогнозом. А в прогнозе стали оптимистичнее, потому что началось движение с конкурсами.
В апреле 2011 года оценка наших экспертов была выше текущего значения и составляла 5,87 балла. По отношению к ожиданиям апрель 2011 прошел либо точно по прогнозу, либо хуже, чем предсказывали респонденты – приятных сюрпризов не случилось. «Рио» полностью оправдал свои ожидания, но за счет слабости остальных релизов апрель просел. Удачным был старт у «Generation П», но у многих региональных кинотеатров после первого уикенда он пошел на спад. Продюсеры начали месяц от месяца повышать прогноз, что свидетельствовало об ожиданиях положительных изменений или подготовке к летним запускам. Комментируя свои оценки, эксперты отмечали, что, поскольку в 2011 году конкурсы на господдержку, приводимые Министерством культуры и Фондом кино, в очередной раз сдвинулись по времени, то запуски отечественных картин можно ожидать в конце лета, в лучшем случае.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Борис Машковцев (Союзмультфильм), Влад Ряшин (Star Media).
Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век Фокс), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Престиж кино), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Ия Лебедева (Каро), Надежда Мотина (Capella Film), Юлия Борисова (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Александра Геллер (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика).
Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Надежда Быстрова (Невский Синема, Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Анна Титова (Море Синема), Макарова Ирина (Прага Синема), Богомолова Ирина (Енисей кино), Манерова Майя (Каро), Галина Астафьева (Романов Синема), Александра Гапонова (сеть кинотеатров Кинопланета), Орлов Сергей (Иллюзион), Денисова Юлия (Спартак, Воронеж).